ИНТЕРНЕТ НА СЛУЖБЕ АВТОРИТАРИЗМА
На австралийском новостном сайте Conversation в серии публикаций «Политика в эру социальных сетей» вышла статья ассистент-профессора КИМЭПа Нурсеита Ниязбекова «Власти Казахстана используют социальные сети для подавления неподчинения». Анализируя развитие интернет-технологий в Казахстане, сотрудник находящегося в Алматы престижного института КИМЭП пишет о существенном их развитии в стране с начала 2000‑х годов, в том числе о внедрении «Электронного правительства» в государственных органах и появлении блогов официальных лиц. В то же время «эволюция отношения властей Казахстана с Интернетом на том же отрезке времени является иллюстрацией того, как [развитие Интернета] на национальном уровне может одновременно приблизить власти к людям и стать угрозой недемократическим режимам».
«К 2012 году Казахстан разделял второе место (наряду с Сингапуром) в мировом рейтинге «электронного участия» граждан. Однако Оранжевая революция в Украине в 2005 году, за которой последовали протесты «Арабской весны» 2011–2012 года, стала сигналом посткоммунистическим диктаторам с осторожностью обращаться с социальными сетями, такими как Facebook и Twitter. Стало ясно, что социальные сети могут быть эффективным инструментом для мобилизации диссидентства и организации движений, направленных на свержение авторитарных режимов», — пишет Conversation.
Контроль над свободой прессы и виртуальным общественным пространством в Казахстане еще более усилился после Жанаозеньских событий 2011 года. Многомесячная забастовка нефтяников Жанаозена тогда была прервана применением огнестрельного оружия против мирных демонстрантов, погибли, по официальным данным, 16 человек. В то же время автор статьи на сайте Conversation отмечает, что в Казахстане «государственная монополизация Интернета сопровождалась растущим участием властей в социальных сетях», в частности была открыта страница администрации президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Facebook, страница акимата Алматы в Twitter и Instagram.
«Отсутствие какой-либо существенной общественной оппозиции ограничению свободы прессы указывает на то, что люди частично «покупают» государственную пропаганду, утверждающую, что эти меры необходимы для сохранения мира и стабильности в Казахстане. […] Таким образом, как минимум в Казахстане, Интернет обеспечил выживание авторитаризма», — говорится в статье.
НА ГРАНИЦЕ С КАЗАХСТАНОМ
В пакистанской газете Nation пишут о планах компании Frontier Services Group (FSG) открыть новые базы в Китае для поддержки стратегии, именуемой Пекином «Один пояс — один путь», включая новый центр обучения в Синьцзяне. В компании заявили, что начнут работу по развитию Северо-Западного коридора стратегии, включающего такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Пакистан и Афганистан.
FSG предоставляет поддержку предпринимателям, работающим в странах со сложными условиями безопасности, сейчас, в основном, действует в африканских странах. Неспокойный район Китая СУАР, где в основном проживают уйгуры, граничащий с Афганистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Пакистаном и Таджикистаном, является ключевой частью стратегии «Один пояс – один путь» по развитию торговых и транспортных связей в Азии и за ее границами. В провинции не прекращается повстанческая активность против авторитарного правления Пекина, не так давно в китайской прессе сообщали о заявлениях главы СУАР о планах усилить меры безопасности в приграничных районах в целях снижения уровня предполагаемой террористической угрозы.
ХЛЕБ И ВИНО В АЛМАТЫ
В американской газете Los Angeles Times «Казахстанский боевик «Алмазный картель» — хорошо забытое месиво» критически пишут о фильме казахстанского режиссера Саламата Мухаммеда-Али в соавторстве с Магаметом Бачаевым и Дауреном Мусой. Фильм называют «безвкусной смесью визуальных стилей, проходящих на фоне мелодий по типу «все сгодится».
«Возможно, наиболее удручающим в несвязном месиве «Алмазный картель» стало то, что [фильм войдет в историю] как позднее, великое последнее появление на экране Питера О’Тула», — пишет Los Angeles Times.
В южноафриканской газете Eyewitnes News комментируют публикуемый дважды в год агентством Economist Intelligence Unit рейтинг самых дорогих городов мира. Алматы назван самым дешевым для жизни городом, заняв нижнюю строчку в разделе «Дешевые, но не всегда веселые». Наряду с Алматы на нижних строчках оказались Лагос в Нигерии, Бангалор в Индии, Карачи в Пакистане, и Алжир в Алжире. Из пяти самых дорогих городов мира в этом рейтинге четыре находятся в Азии – это Сингапур, Гонконг, Токио и Осака. Швейцарский Цюрих оказался на третьем месте.
Оценка проводилась по таким параметрам, как стоимость около 160 товаров и услуг, включая продукты питания, одежду, товары для дома. Например, булка хлеба в Сингапуре стоит 3,55 доллара США, бутылка вина 23,67 доллара, тогда как в Алматы в среднем булка хлеба стоит 0,90 доллара, а бутылка вина 5,15 доллара.
Оригинал статьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»