Статья переведена автоматически с помощью переводчика Google Translate
Акежан Кажегельдин — казахстанский политик, занимавший пост второго премьер-министра Казахстана с октября 1994 г. до своей отставки в октябре 1997 г. Сеть цифровой свободы приписывает премьер-министру Кажегельдину создание «стабильной валюты, банковской системы и программы приватизации, которые привели к рост.’ В 1998 году избран Президентом Союза промышленников и предпринимателей Казахстана. После публикации его книги « Казахстан: право выбора » возникли разногласия между Кажегельдиным и президентом Назарбаевым из-за его критики политической и экономической ситуации в стране.
Впоследствии Кажегельдин и 21 -йФонд Century Freedom выступил спонсором поправок к Конституции Казахстана, касающихся свободных выборов.
Борец за демократию и права человека в Казахстане Акежан Кажегельдин живет в изгнании на Западе. Это интервью было проведено Стивеном М. Блэндом.
После протестов в Казахстане, подобных которым не было с 1986 года, в среду, 5 января , правительство ушло в отставку, а в Алматы было объявлено двухнедельное чрезвычайное положение после поджога мэрии и мэрии Алматы. Хотя эти протесты были вызваны ростом цен на топливо, гнев, стоящий за ними, кажется, говорит о давнем недовольстве властями. Каково ваше отношение к событиям?
Это были мирные демонстрации казахстанцев – на этот раз по стране, массовые по областям и городам – у людей были требования по экономическим вопросам и по политическим реформам. Ситуация становилась все хуже, и лозунг состоял в том, чтобы сместить Назарбаева со всех постов, которые он все еще контролировал. К сожалению, в Алматы, бывшей столице с населением более трех миллионов человек, в ночь на 4 января вмешались деструктивные элементы, которые скомпрометировали мирное движение и начали штурм государственных зданий. Мы полагаем, что его спровоцировали и возглавили олигархи и богачи, терявшие власть вместе с Назарбаевым, в том числе его семья и ближайшее окружение.
Как вы думаете, протесты подавлены или будут продолжаться?
Я надеюсь, что в ближайшие пару дней все уляжется, и тогда мы увидим, что собирается делать правительство. Я надеюсь и настоятельно рекомендую, чтобы г‑н Токаев вернулся в свой кабинет и начал работать с гражданами Казахстана и внимательно выслушивал их требования, включая политические и экономические реформы, которые он обещал два с половиной года назад.
Конечно, мы понимаем, что он был не только главным; Назарбаев всегда был за ним, и это было неконструктивно. Его деструктивное влияние было постоянным препятствием для любых решений Токаева, однако Токаев оставался верным до 5 января ., когда он взял на себя все это. Сейчас мы понимаем, что он главный, хотя ситуация остается неясной относительно того, что может произойти. Я надеюсь, что он продолжит брать власть в свои руки и использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты для наведения порядка и перестановок в правительстве, начиная с правоохранительных органов, вооруженных сил и аппарата безопасности.
Пора выгнать всех назначенных Назарбаевым и положить конец эпохе Назарбаева. Это жалкий конец тридцатилетнего правления Назарбаева, к сожалению, с кровопролитием и множеством убитых людей, некоторые из которых участвовали в насильственных действиях, а некоторые были совершенно невиновны.
Поэтому мы верим, что расследование правительства, которое уже началось и которое ведет президент, будет объективным, прозрачным, и народ Казахстана поймет, что на самом деле произошло. Мы также верим, что каждый человек, причастный к этой попытке государственного переворота, будет вынесен на свет, и люди поймут роль внутреннего круга. Мы не верим, что г‑н Масимов [арестованный бывший начальник службы безопасности] действовал в одиночку.
Это почти невозможно, потому что заместитель рядом с ним — племянник Назарбаева [Самат Абиш], человек, который заботился о нем и контролировал г‑на Масимова и как он руководил силовым ведомством.
Как вы думаете, с Назарбаевым покончено? Как вы думаете, он все еще в стране или сбежал?
Ходит много слухов. Он не разговаривает лично с народом, да и сейчас для него неподходящее время, потому что он абсолютно не доверяет. Если бы он попытался даже появиться на телевидении, то сделал бы ситуацию намного хуже. Ему пора просто уйти с миром. Если Токаев дал ему гарантию, он должен замолчать, устроиться куда-нибудь и просто заткнуться. Ему пора уходить.
Что вы думаете о вводе войск ОДКБ? Думаете, Токаев договорился, что он что-то даст России, чтобы эти «миротворцы» оказались на земле?
Я так не думаю; Я не верю, что был какой-то обмен. Я думаю, что этот договор – а они впервые используют этот инструмент – можно применять и в других случаях в других странах.
К сожалению, в соглашении говорится, что они могут помогать друг другу в случае вторжения, когда какая-то третья сторона нападает на члена организации, но сейчас похоже, что они используют его скорее как вспомогательную полицейскую службу; но есть и явные доказательства того, что Токаев явно не доверяет ни службе безопасности, ни правоохранительным органам из-за того, что произошло.
Его приказ о введении чрезвычайного положения был проигнорирован алматинскими властями, мэром, главой полиции и даже людьми, которых он назначил ответственными за программу чрезвычайного положения. Значит, он не может доверять правоохранительным органам или военным службам. Я понимаю, почему он попросил зайти ОДКБ, но если он попросит их уйти, скажем, в ближайшие пару недель, когда все уляжется, это будет означать, что он действительно главный и несет ответственность. Второе событие, которое убедило меня в том, что он действительно в беде, это то, что он попросил следователей из России выяснить, что произошло. Это означает, что он все еще не может доверять своим следователям. И я понимаю почему, ведь кто должен расследовать случившееся?
Глава Агентства национальной безопасности уже арестован, поэтому он не может к ним обратиться. Это показывает, что он в беде, и ситуация для него очень сложная. заключается в том, что он попросил следователей из России выяснить, что произошло. Это означает, что он все еще не может доверять своим следователям. И я понимаю почему, ведь кто должен расследовать случившееся? Глава Агентства национальной безопасности уже арестован, поэтому он не может к ним обратиться.
Это показывает, что он в беде, и ситуация для него очень сложная. заключается в том, что он попросил следователей из России выяснить, что произошло. Это означает, что он все еще не может доверять своим следователям. И я понимаю почему, ведь кто должен расследовать случившееся? Глава Агентства национальной безопасности уже арестован, поэтому он не может к ним обратиться. Это показывает, что он в беде, и ситуация для него очень сложная.
Даже после того, как это будет улажено, ему придется заняться экономикой, которая находится в очень плохом положении. Внутреннее окружение украло много государственного капитала, и большая его часть находится на Западе, включая Соединенные Штаты и Великобританию. Одна из задач, стоящих перед Токаевым, — попытаться вернуть эти украденные активы, чтобы использовать их для развития экономики. У него очень, очень большие проблемы. Его роль сейчас похожа на роль кризисного менеджера.
Что вы думаете о реакции Запада? Похоже, что многие средства массовой информации были сосредоточены на финансовом аспекте — нефти, криптовалюте и майнерах биткойнов — а не на человеческих потерях.
Довольно странно, репутация нашей страны. Последние почти десять лет один скандал за другим с участием семьи с огромной коррупционной схемой, и это сильно подорвало нашу репутацию, а сейчас еще хуже, потому что нет политической стабильности. Нет гарантий инвестирования в казахстанскую экономику; пару дней назад даже Шеврон перестал качать нефть из-за беспорядков. Все нефтяники вышли, требуя повышения зарплаты, потому что их зарплата недостаточно хороша. Там огромная коррупция, а доходы не возвращаются в экономику и бюджет республики. Это большая часть. Этот доход все еще находится на Западе.
К сожалению, сейчас власти в Соединенных Штатах знают, что большая сумма денег принадлежит семье, которая прячет их в Соединенных Штатах. Они это знают, и у них есть закон Магнитского и закон о борьбе с клептократией.
У них есть исполнительные указы, и три недели назад г‑н Байден объявил о своей программе борьбы с клептократией и иностранной коррупцией, и мы верим, что они сделают шаг вперед и примут меры и заморозят эти украденные активы до тех пор, пока новое правительство в Казахстане не будет избрано на свободных и справедливых выборах и просит вернуть эти активы.
В противном случае эта группа продолжит грабить нашу экономику и страну, и эти украденные активы будут использованы ими, чтобы снова бросить вызов правительству. Кто покупает оружие, которое было использовано против правительства? Там большие деньги.
Держите активы замороженными и безопасными. Когда-нибудь придет Казахстан и потребует деньги назад, но не сейчас, конечно.
У нас был очень разочаровывающий опыт с частью замороженных денег в Швейцарии, которые Всемирный банк пытался использовать для некоторых проектов в Казахстане. Четыре года назад Конгресс Соединенных Штатов устроил слушания и установил, что ровно половина этого капитала, возвращенного Казахстану, была снова украдена дочерью президента Назарбаева Даригой. Вы можете найти это в отчетах Конгресса.
Вы придаете большое значение официальным цифрам убитых и арестованных [164 и 5800 на 11 января ] или считаете их заниженными?
Я могу поверить, что арестованных было столько, может быть, даже больше, и я боюсь, что число убитых намного, намного больше. На видео видно, что некоторых из них казнили, выстрелив в лоб. Это были не снайперы.
Когда все уладится, начнут арестовывать еще людей и приговаривать, но я думаю, что это будет большой ошибкой для Токаева, потому что он не царь, и он собирается баллотироваться на следующих выборах, которые будут огромный вызов для него. Ему нужно сделать что-то действительно большое, чтобы изменить мнение большинства казахстанцев, иначе ему будет очень трудно победить. Я уверен, что люди будут очень активны на следующих выборах.
Я совершенно уверен, что они попытаются контролировать систему голосования, но тогда, на следующий день, люди выйдут на улицы, чтобы защитить свой голос. Может произойти все, что угодно. И что тогда – может ли он снова позвать на помощь из-за рубежа? Нет.
Чтобы победить на выборах, ему нужно урегулировать ситуацию в экономике, финансовой системе и правительстве, и под “урегулированием” я имею в виду перезагрузку. До выборов еще около двух лет, а с украденным капиталом, очень плохой ситуацией с экономикой, пандемией и большими неурядицами в мировой экономике сделать это непросто.
Как вы думаете, Назарбаев сожалеет об уходе в отставку и назначении Токаева президентом?
Наверное, уже на следующее утро. Для Назарбаева власть намного больше, чем семья; больше, чем его дети или внуки. Для него власть — это наркотик, как и деньги. Это проблема.
Как вы думаете, что произойдет в ближайшие неделю-две и кто может поддержать или противостоять Токаеву?
Я думаю, что Токаев поверит и поверит в то, что новое правительство поддержит его, и я предлагаю ему начать говорить с гражданским обществом и не быть высокомерным. Он должен попытаться заключить мир и вести реальный диалог с теми, кто вышел на улицы, чтобы протестовать мирно и не прибегать к насилию. Это граждане Казахстана, которые в ближайшие пару лет пойдут на избирательные участки, и он должен с ними работать. Конечно, я с ним полностью согласен, что с террористами вести переговоры нельзя, а со своими гражданами вести переговоры надо.
В конце концов, он же президент, и он должен вернуть в Казахстан мир и порядок, причем не только с помощью полиции и армии. Я надеюсь, что через пару недель он сможет обратить свое внимание на то, что делать с экономикой. Работа с экономикой — это не просто перестановки в правительстве или назначение кого-то другого премьер-министром. Это большая проблема. Он должен попытаться понять, почему государственные активы, почему валютный резерв национального банка находится сейчас за границей, почему деньги, принадлежащие государству, находятся на зарубежных счетах. Он пытался вернуть деньги на зарубежных счетах два с половиной года назад, но Назарбаев не разрешил, и это одна из самых больших проблем, стоящих перед ним.
Как вы думаете, хватит ли у Токаева политической воли, чтобы держать таких, как Масимов, за решеткой? У Масимова и ему подобных огромные деньги; Как вы думаете, если их выпустят, они могут сделать ситуацию еще хуже?
Это вполне возможно; Я просто хочу избежать этого. Это было у меня на уме, и я полностью согласен; Я просто пытаюсь отправить позитивный сигнал нации.
Конечно, всякое может случиться, и того, что произошло за последние пару дней, они не простят. В нынешней ситуации, если он действительно у власти, Токаев должен сохранить свою власть. Пару лет назад один российский журналист сказал мне, что режим выглядит очень стабильным, государство сильным, а Назарбаев могущественным. Я сказал ему, что никто и ничто не бросало вызов этой системе. Сейчас ситуация поставлена под сомнение, и показано, что системы не существует. Он рухнул и исчез.
Я понимаю, что Токаев пытается удержать власть, используя соседей. Если соседи помогут ему урегулировать ситуацию и вовремя уйти, они собираются победить в глазах общественности в западном обществе. Они скажут, послушай, мы не только делаем плохие вещи, но иногда делаем и хорошие. Посмотрим, что произойдет.
Власть сейчас принадлежит Токаеву, но также и народу Казахстана. Люди доказали, что они не всегда такие тихие и мирные, иногда они могут взорваться. Не бросайте вызов казахскому народу.
Источник: E‑International Relations