Мяч подхватила Администрация президента. Она провела политическую рокировку, переместив лидера ДПК «Ак жол» Алихана Байменова в председатели Агентства РК по госслужбе и поставив на освобожденное им место руководителя Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Азата Перуашева. В результате чего «Ак жол» превратился в искомого
Конечно, при этом были соблюдены все необходимые формальности. Перуашев по собственному желанию покинул
Поматросят и бросят
Увы, мало того что Казахстан — маленькая страна, где все, кроме нефтедолларов, наперечет, так еще и мастерства у акординских политтехнологов не стало. Хотя возможно, что мастерства этого после официального присвоения Назарбаеву звания «лидера нации» им уже и не требуется.
Действительно, если любой произвол елбасы не встречает значимого сопротивления внутри страны, а зарубежные
Что можно было, спросите, сделать, чтобы это не выглядело политической проституцией. Ну, например, «Ак орда» могла не назначать Алихана Байменова председателем Агентства РК по госслужбе до того, как он отдал свое лидерство в «Ак жоле» Азату Перуашеву. Последний же мог покинуть правящую партию заранее и так же заранее, как бы осознав свою истинную политическую принадлежность, вступить в ряды «Ак жола». Но, судя по всему, про эти разумные и опережающие шаги «волшебники» из администрации даже не подумали.
Хотя не исключено, что случившееся стало результатом цейтнота вследствие затянувшегося торга между Алиханом Байменовым и Асланом Мусиным. Но если сделка между ними не включает денежной компенсации первому за моральные издержки и потери, которые он неизбежно понесет, вернувшись на службу к Назарбаеву после десяти лет пребывания в рядах оппозиции, цена, уплаченная «Ак ордой» за «Ак жол», минимальна.
Тем более что «Ак жол» — это партия не только Алихана Байменова, но и трагически погибшего в 2006 году от рук сотрудников назарбаевской спецслужбы Алтынбека Сарсенбаева. Образована она была, напомним, в результате раскола ДВК конформистским крылом общественного движения «Демократический выбор Казахстана», которое с самого начала было настроено на сотрудничество с Назарбаевым и его администрацией. Впрочем, все это осталось в прошлом.
Не знаем, как чувствует себя новый глава Агентства РК по госслужбе. Думаем, не слишком хорошо. Человек он далеко не глупый, выросший в политика национального масштаба в период развала Советского Союза и первых лет строительства суверенного и независимого Казахстана. Но, видимо, загнанный жизнью и отсутствием спонсоров, он уже не мог отказаться от предложения «Ак орды». Или с самого начала был «засланцем», который вернулся, выполнив задание АП по расколу оппозиции.
В любом случае Алихан Байменов не может не понимать уязвимость и шаткость своего нового положения. Перебежчиков вроде него в Казахстане не любят даже те, кто является столпами авторитарного режима Назарбаева, — они их используют, но при этом брезгуют. Поэтому велики шансы, что, как только исчезнет необходимость соблюдать политес, скажем, вскоре после парламентских выборов, елбасы выбросит Байменова на политическую помойку, как он это один раз уже сделал с одним
Сами поняли, что сделали?
Таким образом, на прошлой неделе родился новый «Ак жол» Азата Перуашева, который теперь будут «надувать», как резиновый шарик, до требуемых «размеров» усилиями и астанинских политтехнологов, и провластной прессы, и местных акимов. И хотя сам Перуашев, несомненно, имеет «евразийские» корни, не факт, что его партию будет финансировать Александр Машкевич, как это говорят в Астане.
Учитывая, что предстоящие парламентские выборы для Назарбаева и правящей партии будут весьма сложными, скорее всего, «Ак орда» зарезервирует деньги «евразийской тройки» миллиардеров для «Нур Отана». Что же касается «Ак жола», то туда будут принудительно загонять малых и средних предпринимателей, одновременно взимая с них партийные «взносы» или делая спонсорами по несчастью. (Отметим, что в других странах это называется «рэкет» и занимаются им организованные преступные группы, но у нас в Казахстане, как известно, свои «понятия».)
Учитывая несомненные организаторские способности Азата Перуашева и его опыт руководства Гражданской партией, можно не сомневаться, что осенью «Ак жол» будет выглядеть на информационном пространстве заметнее всех своих бывших партий- коллег по псевдодемократическому лагерю. Единственная проблема, с которой может столкнуться
Опыт подсказывает, что как только «Ак орда» дает им команду помочь правящей партии или первому президенту набрать нужное количество голосов, акиматовская рать работает пусть и грубо, но эффективно. Однако когда приходится решать более сложную задачу, например сделать так, чтобы 80% голосов получил «Нур Отан», а 20% — «Ак жол», на местах начинается ступор, переходящий в шизофренические судороги.
Именно по этой причине несколько лет назад «Ак орда» отказалась от многопартийной модели, присоединив «Асар», Гражданскую и Аграрную партии к «Нур Отану».
Кроме того, если раньше «Ак жол» Алихана Байменова выступал в качестве отрицательного
Возможно, что это так и запланировано, но по итогам предстоящих парламентских выборов может получиться неприятная и неприличная для «лидера нации» картинка. Когда на досрочных президентских выборах в апреле 2011 года за Назарбаева якобы проголосовали 95,5% из 90% принявших участие в голосовании избирателей, а, допустим, в ноябре 2011 года за возглавляемую им партию отдадут голоса 70% из 60% от общего числа избирателей в стране.
Выбор для елбасы
Между тем озвученные цифры почти неизбежны. Даже по данным провластных социологов и политологов, доля устойчиво‑протестного электората в Казахстане составляет около 20%. Плюс она растет благодаря провальной
Значит, если партии власти могут рассчитывать на 80% голосов избирателей и, скажем, 10% получит «Ак жол» Азата Перуашева, то «Нур Отану» Нурсултана Назарбаева остается 70%.
Еще сложнее с явкой избирателей. Нет, можно постараться загнать побольше казахстанцев на избирательные участки или просто нарисовать явку, как это было сделано в апреле этого года, но тогда «Ак орда» рискует нарваться не только на негодование зарубежных наблюдателей ОБСЕ, но и на сопротивление масс.
В этих условиях Администрация президента, скорее всего, не будет требовать от акимов максимальной явки, тем более что, по одной из версий, досрочные парламентские выборы запланированы на ноябрь 2011 года как раз по той самой причине, что «Ак орда» надеется на то, что холода остудят политические страсти — не дадут им вырваться за пределы установленной ею нормы.
Но и допустить, чтобы за полгода уровень поддержки Назарбаева упал с 95,5 до 70% «Ак орда» не может в принципе. Какой есть выход из сложившейся ситуации? Мы про него уже писали — отход Назарбаева с позиции лидера «Нур Отана» на позицию лидера нации, благо она уже закреплена за ним законодательно и ее оспорить пока никто не в силах. Однако вот тут настанет момент истины — человек, который возглавит правящую партию до парламентских выборов, должен будет после них возглавить затем и правительство.
На самом деле выбор у Назарбаева крайне ограничен — или Карим Масимов, или Тимур Кулибаев. Что касается третьего участника нынешнего акординского триумвирата, то Аслан Мусин, соответствуя своей должности руководителя Администрации президента и играя ключевую роль в закулисных маневрах, просто не способен возглавить правительство, что уже доказал своими провалами на посту
Впереди новый триллер
Таким образом, контуры нового политического пространства, которое выстраивают акординские политтехнологи, просматриваются вполне четко: в центре — правящая партия чиновников «Нур Отан», справа от нее — вспомогательная партия предпринимателей «Ак жол», слева — Коммунистическая народная партия Казахстана Владислава Косарева. Остальным же партиям, включая ОСДП «Азат», отводится роль статистов, от которых ничего не зависит, но которым будет позволено помелькать на сцене.
И вот тут становится хорошо видно основное слабое место конструкции — левую часть вместо КНПК легко может занять Народный фронт на базе Компартии. Особенно если он сможет привлечь в свои ряды значимое количество региональных лидеров гражданского общества. В результате «Ак орда» окажется перед трудным выбором. Ей нужно срочно остановить Народный фронт, но у нее нет для этого законных или хотя бы полузаконных инструментов и методов. Договориться с Компартией и «Алгой» точно не получится, купить ее руководителей — тоже. Остановить приток в Народный фронт протестно настроенных людей, особенно в нынешних условиях, — это нечто сродни сизифову труду.
Скорее всего, будет выбран традиционный вариант информационного давления на непримиримых, дабы на корню скомпрометировать если не в глазах избирателей, то зарубежного общественного мнения и Народный фронт, и его руководителей, и его активистов. Не отказываясь при этом от административной дубинки и уголовных преследований, если для — этого подвернется удобный случай.
Но поскольку это тактика неполноценная, она не гарантирует результат. Поэтому есть большие шансы, что Компартия сможет провести в Мажилис парламента своих депутатов только потому, что «Ак орда» решила приоткрыть дверцу туда для «Ак жола» Азата Перуашева.
Так что впереди новый политический триллер, именуемый «Трудный путь в парламент». И проходить он, похоже, будет под аккомпанемент не только провластной пропаганды, но и взрывов и выстрелов, что сегодня звучат на Западе Казахстана.
Притча в тему
Отправил Ходжа поздравление своему правителю с 71‑летием и пожелал ему прожить на благо всего народа еще столько же. Позднее Ходже передали, что тот остался недоволен его пожеланием. «А что там не понравилось солнцеподобному?» — спросил расстроенный Ходжа. «Мало пожелал, — ответили Ходже знающие люди. — Сказал: «Совсем не хочет Ходжа счастья нашему народу».
Источник: Газета “Голос Республики” №25 (201) от 08 июля 2011 года