Всего в течение нескольких дней боевики «Исламского государства» получили два мощнейших удара: на севере Ирака они потеряли контроль над нефтяными месторождениями, с помощью которых финансировали свой «джихад», а в Сирии курдские бойцы-пешмерга вернули себе контроль над ключевым городом на границе с Турцией – Кобани.
На минувшей неделе возвращение расположенного на севере Сирии города Кобани под контроль курдских вооруженных отрядов подтвердили сразу несколько независимых друг от друга источников, среди которых — пресс-служба Пентагона. «Курдские наземные силы при поддержке нашей авиации провели успешную операцию по взятию Кобани», — доложил руководитель операции генерал-лейтенант США Джеймс Терри.
Сами курды, а также сирийская наблюдательная миссия по правам человека (Лондон) сообщили об этом еще в прошлый понедельник. Один из представителей курдской администрации подчеркнул, что в городе остались еще несколько очагов сопротивления ИГИЛ, но на данный момент и они оказались зачищены.
Это весьма впечатляющий удар по исламистам, без преувеличений. Кобане, расположенный на перекрестке сразу нескольких важнейших путей, соединяющих Сирию и Турцию, был, по сути, последним крупным форпостом сирийских курдов. Потеряв город, они несколько недель буквально зубами цеплялись за пограничные оборонные рубежи, а за спиной у них в полной боевой готовности стояла турецкая армия, то ли готовая ударить по джихадистам, а то ли — воспользоваться моментом и окончательно решить «курдский вопрос», который, как известно, уже десятилетия не дает спокойно спать как военному, так и политическому руководству Турции. Теперь эта опасность миновала, и курды не чувствуют себя больше зажатыми между молотом и наковальней.
Тем временем в минувшую субботу пришло еще одно сообщение: бойцы пешмерга (так называют себя курдские вооруженные отряды) вытеснили на севере Ирака отряды ИГИЛ с крупного нефтяного месторождения, расположенного западнее города Киркук — таким образом джихадисты, и без того испытывающие в последнее время серьезную нехватку денежных средств, потеряли еще один весьма мощный источник финансирования — ведь не секрет, что до сих пор они вели успешную контрабандную торговлю захваченной нефтью.
На самом деле источник своего «черного золота» они утратили, предприняв мощную, но провальную атаку на сам Киркук, после чего пешмерга, воспользовавшись неразберихой, возникшей при отступлении разбитых американскими авиаударами отрядов ИГИЛ, на их плечах ворвались на добывающий комплекс, потерянный ими в июне прошлого года, и отбили его.
Джихадисты лишились крупнейший в Ираке нефтяной источник, на котором добывается 25 тысяч баррелей нефти в день. Согласно сведениям, опубликованным иракскими военными, в ходе боев за него погибли не менее 40 джихадистов. О потерях со стороны курдов ничего не сообщается, но один из сотрудников местной локальной нефтяной компании заявил, что также были убиты 24 нефтяника, которых боевики ИГИЛ удерживали не то в плену, не то в «нефтяном рабстве». Иракские военные источники опровергают эту информацию, заявляя, что сотрудники фирмы были заперты боевиками в заминированном помещении, которое было успешно разминировано иракскими саперами.
А ведь одно время казалось, что и Киркук падет под ударами исламистов, как это произошло с сирийским Кобани. Атака началась со взрывов нескольких автобомб: трое террористов-смертников врезались в своих начиненных взрывчаткой машинах в курдские блок-посты. При этом погибли пятеро солдат и бригадный генерал пешмерга, около 40 бойцов получили ранения. Тем не менее курдам удалось не только отбиться, но и победить. Киркук, город-миллионник на севере Ирака, с начала наступления ИГИЛ летом прошлого года считался одной из основных целей джихадистов. Регулярная армия Ирака оттуда отступила (точнее, просто сбежала, не приняв боя), с тех пор город защищали курдские бойцы.
Вообще, следует заметить, что авиация антиисламистской коалиции (в первую очередь, конечно же, американская) явно начала играть в войне против ИГИЛ решающую роль. Под Киркуком именно американские штурмовики и фронтовые бомбардировщики в пыль разнесли готовые к последнему броску атакующие колонны исламистов, а пленные, взятые в Кобани, со злостью рассказывают в интервью западным изданиям (в частности, британской газете Guardian) о том, что «самолеты проклятых американцев бомбили нас день и ночь, стреляли по всему, что движется, даже по мотоциклам».
Теперь в Кобани пусть и осторожно, но все же стали возвращаться его жители. До начала битвы за город здесь жили сотни тысяч курдов и арабов. Сейчас — дай Бог, если наберется десяток тысяч. Город вымер, город страшно разрушен. «Невозможно описать, что чувствуешь, когда возвращаешься в развалины, которые когда-то были тебе домом», — рассказывает британской телегруппе одна из жительниц.
По данным городских властей, полностью разрушено более половины зданий, и нет ни единого, не получившего повреждений. Джихадисты и курды дрались за каждый квадратный метр, а сверху сыпались авиабомбы и неслись ракеты. После битвы прошло несколько дней, но трупы все еще лежат на улицах.
Поэтому курдская администрация Кобани обратилась к беженцам с просьбой не торопиться с возвращением в город. «Мы еще не можем вернуть людей по домам, может начаться эпидемия, — заявил Анвар Муслим, временный мэр города, в интервью газете Observer. — У нас тут трупы неубранные лежат, а водопровод не действует, нет ни еды, ни медикаментов».
Кроме того, на улицах города кучами лежат боеприпасы — от патронов до взведенных мин, страшная опасность, в особенности — для детей. И опять же Анвар Муслим опасается, что террористы при отступлении оставили растяжки, замаскированные мины и прочие «сюрпризы», рассчитанные на то, чтобы убивать именно гражданское население.
Хотя сам город находится под полным контролем пешмерга, в окрестных селениях продолжаются бои. Линия фронта передвинулась на 10 км вглубь сирийской территории, но Муслим полагает, что битва еще не завершена. «Спокойнее станет, когда мы очистим всю округу», — надеется мэр.