Похоже, казахстанский бизнесмен Нуржан Субханбердин отнюдь не случайно все еще остается на плаву, несмотря на недовольство властей Казахстана положением дел в некогда возглавляемом им «Казкоммерцбанке». Как выяснил kz.expert, «турецкоподданный» и «американский инвестор» неплохо подготовился к осаде.
В одной из нахи прошлых публикаций мы довели до сведения читателей наше мнение о том, что в деле передачи «Казкоммерцбанка» в «Народный банк Казахстана» рано ставить точку. И что, по информации инсайдеров, нзаинтересованными лицами начата операция по поиску активов, приобретенных старой командой «Казкоммерцбанка» с использованием возможностей этого финансового учреждения. Речь, по сути, идет о выводе из банка средств через офшорную структуру Meridian, состав которой сильно пересекался с создателями «Казкома».
Авторы расследования, опубликованного на сайте Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), утверждают, что «Казкоммерцбанк» использовался для выдачи «легких» кредитов, превративших Meridian в империю, которая простирается от США до Европы, Африки, Азии и даже Австралии.
По их мнению, бенефициары связки Meridian-«Казком», воспользовавшись средствами банка, сумели получить от государства несколько раундов финансовой помощи. В 2010 сумма господдержки составила 1,4 миллиарда долларов. А затем, уже после изменений в составе владельцев, еще 7,5 миллиарда долларов. Согласитесь, звучит как приговор.
Впрочем, каких-либо попыток привлечь всех этих «пайщиков-концессионеров» из «Казкоммерцбанка» к ответственности мы не наблюдаем. Во всяком случае в публичном пространстве. И нам (как мы сами думаем) удалось выяснить, почему.
Чей подданный?
В начале декабря интернет-издание TRD, которое внимательно следит как за тенденциями на рынке американской недвижимости, так и за операциями на нем Нуржана Субханбердина, рассказало о том, как Нуржан Салькенович внезапно разбудил рынок недвижимости Нью-Йорка.
Основанием для такого пробуждения стало появление на рынке двух кондоминиумов, принадлежащих бывшему банкиру в Time Warner Center — одном из знаковых зданий центрального Нью-Йорка.
Time Warner Center — двухбашенный многофункциональный комплекс, расположенный неподалеку от Центрального парка (Central Park, считающейся главной достопримечательности Манхеттена.
Две башни появились после десятилетних споров и конфликтов с местными резидентами, которые были вынуждены смириться с перспективами появления небоскребов высотой 52 этажа в обмен на отказ застройщика от проектов еще более высотных зданий. Комплекс начали строить в 2000‑м, а закончили ‑в 2003 году. Несмотря на короткий промежуток, это период стал настоящей эпохой — как для Нью-Йорка, так и для Казахстана. Разделом стал 2001 год. Для Нью-Йорка последующий период стал эпохой возрождения, а для Казахстана — исхода национальных элит.
Так или иначе, но Time Warner Center неожиданно стал символом новой эпохи — самым крупным строительным объектом, построенным после 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Внешняя схожесть комплекса с утраченными в результате терактов башнями-близнецами дополняет и без того полную всяких аллюзий картину этой стройки.
Именно там и находятся апартаменты, принадлежащие Нуржану Субханбердину. По данным TRD, он купил апартаменты уже после окончания стройки — в 2004 и 2014 году, уплатив за них 16,9 миллиона долларов. Продать он их пытается за 23,49 миллиона долларов.
Суммы сделок могут и не особо впечатлить высшее казахстанское общество, но есть другие нюансы.
В публикации Субханбердин назван турецким миллиардером, основателем и председателем крупнейшего в Казахстане банка. И в этом определении каждое слово, несмотря на, казалось бы, очевидные преувеличения, отражает суть происходящих событий.
Упоминание турецкого подданства особенно примечательно. Если оно отражает юридический статус «младотурка» начала 2000‑х, это означает, что возможности для преследования Нуржана Субханбердина у казахстанских властей минимальны.
А желание для такого преследования у новых владельцев банка может появиться и очень скоро. По информации наших инсайдеров, в банке заканчивается (или, возможно, уже закончилась) проверка, которая скорее всего подтвердит «пустоты» в балансе «Казкоммерцбанка».
ЗАМЕТИМ, что возможность и причины появления таких пустот мы уже подробно описывали в материале «Война за наследие «Казкоммерцбанка».
Новостью в данном случае является уверенность Нуржана Субханбердина, с которой он ведет операции на рынке недвижимости Нью-Йорка. Совершенно очевидно, что такие сообщения могут вызвать приступы ярости у нынешних владельцев «Казкома». И в этой ситуации упоминание о «турецком подданстве» может остудить этот пыл.
Напомним, что термин «турецкоподданный» появился в Российской империи и использовался лицами иудейского вероисповедания, которые выезжали из России, принимали такое подданство, а потом возвращались в страну и пользовались новым статусом для обхождения ограничений, установленных для евреев — российских подданных.
Молоко по-американски
Но турецкий статус Субханбердина может быть просто красивой историей. Куда более серьезным и точным является юридический статус бизнес-структур, созданных партнерами Субханбердина.
Так, в одной из публикаций о компании Food Union Group (мы уже писали об участии в этом бизнесе партнеров «Казкома»), инвестфонд Meridian Capital рутинно называется американским, а фокус стратегии его инвестиций определен как «поддержка экономического роста Food Union Group в Китае».
Не менее серьезной защитой для фонда стало и участие в капитале молочного гиганта Danone. Обычно считается, что консолидация многочисленных российских активов в корпорации Unimilk с последующей продажей ее международному концерну была конечной целью Meridian Capital. Но факт участия фонда в качестве миноритария в капитале совместного предприятия Danone-Unimilk может также выполнять функцию защищенной инвестиции.
Эта стратегия может оказаться куда более успешной, учитывая негативный опыт «пайщиков-концессионеров» из «Казкоммерцбанка» в самом Казахстане. Как известно, в марте 2016 года они потеряли контроль над Caspian Energy — нефтяным бизнесом в Казахстане. Не помог и канадский юридический статус этого бизнеса.
В Казахстане у «Меридианов» остался только «Меридиан Петролеум». Это бизнес с ограниченным потенциалом, находящийся под контролем Сауата Мынбаева.
Неожиданный разворот
Стоит отметить, что еще недавно у компании были масштабные и глобальные планы. «Меридиан Петролеум» работала над изучением перспектив зарубежных активов в США, Тунисе, Индонезии, Вьетнаме, Турции, Грузии и России. А затем приняла решение… работать только в Казахстане.
Это решение совпало с началом «консолидации» самого «Казкоммерцбанка» в единый казахстанский банковский холдинг с квазиказначейскими функциями.
Таким образом, логика защиты Нуржана Субханбердина понятна и вполне очевидна. Осталось оценить результативность реализации этой стратегии на практике. Что мы, видимо, скоро сможем сделать.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0