Зачем Назарбаев передвинул Есимова?
Одной из негласных, но подтвержденных временем казахстанских политических традиций являются кадровые перемещения в верхнем эшелоне государственной власти после каждого отпуска елбасы. Видимо, Нурсултан Назарбаев использует такие возможности отстраниться от оперативных вопросов на то, чтобы сопоставить текущий кадровый расклад, состояние дел и насущные задачи в своем понимании с целью оптимизации расстановки своих соратников.
Поскольку соратники эти не имеют собственных политических взглядов, идей и намерений или тщательно их скрывают от «лидера нации», общественности и возможно даже от самих себя, назвать их политиками нельзя. Они «солдаты елбасы», «продукты Назарбаева», то есть карьерные государственные служащие, способные занимать любую позицию в аппарате, которую им доверит Нурсултан Абишевич, и беспрекословно выполнять его указания, правда не слишком эффективно, как показывает практика.
Поэтому, комментируя последнюю серию кадровых решений казахстанского президента, который за субботу и воскресенье нашел себе нового первого заместителя в партии «Нур Отан», поменял акимов Южно-Казахстанской области и города Алматы и заменил руководителя национальной компании «Астана ЭКСПО-2017», нет смысла искать подводные камни. Очевидно, что клановые разборки и межэлитные балансы в данном случае вторичны.
В связи с этим ограничимся следующими предположениями. Судя по всему, исходной точкой для августовской цепочки кадровых перемещений стала крайняя необходимость найти руководителя для проекта «ЭКСПО — 2017». Похоже, что попытка совместить должности акима Астаны и председателя правления национальной компании успешно провалилась, что вполне понятно — при частичном совпадении круга обязанностей и ответственности это все-таки принципиально разные оргструктуры.
Поскольку проект имиджевый и сверхскандальный, причем во многом благодаря собственным действиям Акорды, Назарбаев не может допустить его провала. Это все в совокупности вынудило его принять единственно разумное в создавшихся условиях решение — попытаться «вытащить» проект за счет придания ему чрезвычайного характера.
В условиях малоэффективной, плохо сбалансированной и весьма непрофессиональной казахстанской системы управления это можно сделать двумя путями.
Во-первых, за счет личного участия Нурсултана Назарбаева в управлении проектом. Но тогда резко возрастают риски того, что возможный его провал будет поставлен в минус «лидеру нации».
Во-вторых, за счет назначения руководителем человека, чья близость к главе государства и его доверие к нему не подвергаются никем сомнению. Именно такой фигурой и является Ахметжан Есимов, племянник и доверенный человек елбасы, который за свою карьеру кем только не был, плюс имеет опыт работы в кризисные 90‑е годы.
Все следующие кадровые решения казахстанского президента, на наш взгляд, вытекают из этого. Место акима Алматы, самого крупного и проблемного населенного пункта страны занял бывший первый заместитель Назарбаева по партии «Нур Отан» Бауыржан Байбек, про которого верны слова «из молодых, да ранних». Для последнего акимство в бывшей столице это и проверка на профессиональность как управленца, и признак высокого доверия шефа, и большой успех в карьере чиновника.
Место Байбека в правящей политической партии занял Аскар Мырзахметов, которому предстоит пройти обкатку-проверку в центральном аппарате и на политической позиции, а его должность акима Южно-Казахстанской области получил Бейбут Атамкулов, работавший ответственным секретарем Министерства по инвестициям и развитию РК. Цепочка кадровых перемещений на этом не закончится, но поскольку будет касаться только ограниченного круга чиновников, внимания не привлечет.
А завершить этот небольшой анализ мы хотим очень важным и принципиально значимым обстоятельством, которое, судя по всему, ускользнуло от внимания других комментаторов. Всех вновь назначенных государственных деятелей на этот раз представлял лично глава государства.
Это весьма показательно, поскольку ранее это обычно делал премьер-министр РК Карим Масимов, как де-факто второй человек в Акорде. Причины такого решения Нурсултана Назарбаева могут быть двоякими, но никак не случайными.
Во-первых, глава государства и «лидер нации», лично представляя чиновников, как бы сообщил их подчиненным и всему государственному аппарату на аппаратном «птичьем» языке, что данные персоны пользуется его доверием и прямым покровительством. С учетом вышесказанного относительно причин цепочки августовских кадровых перемещений это очень важно чтобы не допустить «дискриминации» со стороны других представителей элиты и госведомств.
Во-вторых, не исключено, что отстранение Карима Масимова от представления Бейбута Атамкулова и Бауыржана Байбека (понятно, что представлять Ахметжана Есимова премьер-министр не мог в силу своей «легковесности» по отношению к племяннику елбасы) это начало конца нынешнего главы казахстанского правительства. В связи с этим обращаем внимание читателей на падение рейтинга Карима Масимова в глазах экспертов, что вряд ли можно считать случайностью.
Другое дело, что вряд ли Нурсултан Назарбаев решится отправить своего верного паладина в отставку сейчас, тем более что скамейка запасных у него хоть и длинная, за счет желающих занять высокие должности, однако как источник эффективных кадров никуда не годится. Поэтому скорее всего Карим Кажимканович досидит до парламентских выборов, которые, по словам «лидера нации», будут проведены на следующий год, после чего уступит свое место кому-нибудь другому.