Затяните ремни

Прошел еще один год нашего 27-летнего блуждания по пустыне авторитарного транзита

Если сле­до­вать биб­лей­ской тра­ди­ции, соглас­но кото­рой Мои­сей 40 лет водил свой народ, то оста­лось еще 13. Не дай Бог! Не доживу.

В части поли­ти­ки ника­ких изме­не­ний – во вла­сти все те же, а пото­му и в жиз­ни все то же да по тому же. Ста­биль­но зна­ко­мые лица, при­выч­ные речи и обе­ща­ния, наг­лая сытость и ото­рван­ность от нужд и про­блем про­стых людей. В этом плане год вполне обыч­ный, как и все предыдущие.

В эко­но­ми­ке кое-что изме­ни­лось, осо­бен­но после послед­ней деваль­ва­ции. Цены весь год рос­ли, а зар­пла­ты прак­ти­че­ски нет. В ито­ге казах­стан­цам все труд­нее сво­дить кон­цы с кон­ца­ми. Кри­зис, о кото­ром в свое вре­мя объ­явил пре­зи­дент, так и не рас­со­сал­ся и, похо­же, стал хро­ни­че­ским. Так что затя­ну­тые, по прось­бе Назар­ба­е­ва, рем­ни в сле­ду­ю­щем году, види­мо, при­дет­ся затя­нуть еще потуже.

Про­дол­жи­лась тен­ден­ция по огра­ни­че­нию прав и сво­бод граж­дан. Про­ве­де­ние митин­гов и про­сто пуб­лич­ных акций де-факто в стране запре­ще­но имен­но в про­шед­шем году.

Напряг с оппо­зи­ци­он­ны­ми пар­ти­я­ми – оста­лась одна, и та зата­и­лась где-то в засаде.

Прав­да, были дви­же­ния со сто­ро­ны ДВК (запре­щен­но­го в Казах­стане как экс­тре­мист­ско­го. – Ред.), кото­рое пери­о­ди­че­ски пыта­лось про­ве­сти пуб­лич­ные акции. Но они на кор­ню пре­се­ка­лись поли­ци­ей. Мож­но ска­зать, это фиш­ка года.

Из неза­ви­си­мой прес­сы оста­лись две газе­ты – в Ураль­ске и Алма-Ате. Эта­кий реликт эпо­хи раз­гу­ла демо­кра­тии в 90‑х.

Вся актив­ная обще­ствен­ная жизнь пере­ко­че­ва­ла в соц­се­ти. Там пока еще мож­но обме­ни­вать­ся взгля­да­ми и выра­жать свои мне­ния, рас­хо­дя­щи­е­ся с офи­ци­аль­ной точ­кой зре­ния. Хотя уже не все­гда. Того же Абля­зо­ва, про­во­див­ше­го свою аги­та­цию в соц­се­тях, весь год бло­ки­ро­ва­ли с завид­ным постоянством.

Из пози­тив­но­го мож­но отме­тить воз­му­ще­ние поль­зо­ва­те­лей соц­се­тей в ситу­а­ции с изна­си­ло­ван­ным маль­чи­ком из Южно-Казах­стан­ской обла­сти, бла­го­да­ря чему уда­лось добить­ся нака­за­ния и сня­тия с долж­но­стей чинов­ни­ков, не при­няв­ших необ­хо­ди­мых мер по это­му делу.

Столь же резо­нанс­ной ока­за­лась вол­на воз­му­ще­ния, вызван­ная убий­ством олим­пий­ско­го чем­пи­о­на Дени­са Тена. Про­ве­ден­ная в соц­се­тях кам­па­ния с тре­бо­ва­ни­ем отстав­ки мини­стра МВД про­де­мон­стри­ро­ва­ла ред­кое еди­но­ду­шие в оцен­ке рабо­ты казах­стан­ской поли­ции. И не важ­но, что министр остал­ся на сво­ем месте. Это ста­ло хоро­шей репе­ти­ци­ей для граж­дан­ско­го обще­ства на будущее.

Год запом­нит­ся про­те­стом про­тив стро­и­тель­ства курор­та «Кок-Жай­ляу», пока­зав­шим, что алма­а­тин­цы уже созре­ли для предъ­яв­ле­ния пре­тен­зий к город­ским вла­стям, и в то же вре­мя что вла­сти могут себе поз­во­лить не счи­тать­ся с мне­ни­ем общественности.

А еще 2018 год под­твер­дил, что ника­ко­го тран­зи­та вла­сти в Казах­стане не пред­ви­дит­ся. Что все это досу­жий треп поте­ряв­ших нюх поли­то­ло­гов и экс­пер­тов. Пре­зи­дент Назар­ба­ев не соби­рал­ся и не соби­ра­ет­ся рас­ста­вать­ся с властью.

В луч­шем слу­чае он про­сто поме­ня­ет схе­му управ­ле­ния, пере­сев в крес­ло пред­се­да­те­ля Сове­та без­опас­но­сти, сохра­нив при этом за собой всю пол­но­ту вла­сти и поса­див в крес­ло пре­зи­ден­та свою дочь. В худ­шем – все оста­нет­ся на сво­их местах.

А это озна­ча­ет, что, по боль­шо­му сче­ту, и в 2019 году ника­ких прин­ци­пи­аль­ных изме­не­ний в жиз­ни стра­ны не пред­ви­дит­ся. Если, конеч­но, не слу­чит­ся что-то экс­тра­ор­ди­нар­ное. Ну, вы понимаете…

Лич­но я, про­ща­ясь с ухо­дя­щим годом, встре­чаю новый с надеж­дой, что он ста­нет послед­ним для Казах­ста­на в затя­нув­шем­ся блуж­да­нии в «тран­зи­те» неопре­де­лен­но­сти. Хва­тит блуж­дать на задвор­ках циви­ли­за­ции! Пора опре­де­лять­ся с век­то­ром раз­ви­тия. Либо мы пыта­ем­ся реаль­но «дви­гать­ся в Евро­пу», либо – вслед за путин­ской Рос­си­ей будем без­успеш­но пытать­ся «вста­вать с колен», не пони­мая, что в дру­гой позе такие поли­ти­че­ские режи­мы не суще­ству­ют по определению.

27.12.2018
Автор: Сер­гей ДУВАНОВ 

Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казахстан

Статьи по теме

Тёмные сделки QazaqGaz: как один из конфискованных активов оказался связан с Кайратом Шарипбаевым

Акимат Алматы тратит тысячи долларов на поиски критиков власти: зачем нужны такие исследования?

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось