Очередное закрытие в сфере СМИ: казахстанские власти вновь закрывают проект журналистской команды, возглавляемой Гульжан Ергалиевой. Для них это уже четвертое отлучение от аудитории. Вначале была «Свобода слова», потом Guljan.org, затем Adam Reader’s, и вот теперь Adam bol.
Понятно, что это делается в рамках существующей в Казахстане традиции затыкать рот тем журналистам, деятельность которых не устраивает людей во власти. Примерно с такой же регулярностью власти закрывают газеты, выпускаемые другой журналистской командой, изначально известной под логотипом «Республика».
И вот теперь в четвертый раз из информационного поля выталкивают команду Гульжан. Здесь есть причина и есть повод. На мой взгляд, при всей критичности материалов Adam bol не выходил за границы дозволенного. Гульжан — опытный в этих делах человек, хорошо знала все подводные камни большой казахстанской политики, что позволяло ей умело лавировать и не доводить дело до открытого противостояния с Властью, понимаемой как Назарбаев. Некоторые материалы «Адама» были, что называется, на грани фола, но тем не менее журналу удалось продержаться почти год. И вдруг осечка.
Одной из версий того, почему это произошло, является мнение, что Adam bol в своих материалах слишком «зацепил» Даригу Назарбаеву, и она использовала свой неограниченный «доступ к телу» президента, преподнесла ему деятельность журнала так, что последовала установка на закрытие.
Другая версия причин закрытия — коллаж (на фото), изображающий Ленина с головой Назарбаева (отклик на президентскую программу «НЭПа») на обложке того самого номера, которому не дали выйти. Узнав о том, что номер с такой обложкой поступил в типографию, курирующие органы схватились за голову в опасении, что такое может сильно не понравиться самому елбасы, и быстренько организовали запрет, обосновав его материалом трехмесячной давности про «интернациональный батальон» на Донбассе.
Строго говоря, сам по себе тот материал абсолютно не тянет на то, чтобы из-за него можно было закрывать газету. Но у нас на такие мелочи ни следователи, ни суды давно уже не заморачиваются: есть установка сверху — тупо ее реализуют. К слову сказать, похоже, тот материал уже заранее был приготовлен и лежал на случай, если понадобится экстренно изымать тираж. Что, собственно, и произошло.
Всё происходящее с Adam bol — это не частный случай, а имебщий прямое отношение к вопросу о свободе слова в Казахстане вообще. А точнее, о тех рамках, в которых эта свобода реализуется. Рамки есть, и они постоянно сжимаются. Растет число VIP-персон из ближайшего окружения президента, которых журналистам лучше не трогать. Увеличиваются ограничения, связанные критикой самого президента и его политического курса. Законы, регулирующие деятельность СМИ, не снижают, а усиливают ответственность журналистов. Растет число тем, освещение которых может повлечь неприятности для СМИ.
У процесса зажима критики в СМИ и самих нелояльных властям масс-медиа есть и эта другая сторона — зачистка информационного поля от местных независимых СМИ — приводит к еще большему усилению влияния иностранных и прежде всего российских СМИ. Власти, убивая отечественную публицистику и критическую журналистику, подрывают основы информационной безопасности страны. По сути, этим они отдают общественное сознание на откуп иностранным масс-медиа.
На мой взгляд, ослабление влияния местных СМИ и усиление роли иностранных работает против формирования национальной идентичности. В условиях, когда казахстанцы знают больше о политической ситуации в России и все меньше интересуются политическими событиями в родном Отечестве, сложно говорить о формировании казахстанской гражданственности и патриотизма.
А закрытие таких общественно-политических журналов, как Adam bol или газета «Республика», еще более усугубляет ситуацию, доводя ее критической точки, когда граждане страны оказываются один на один с идеологическим воздействием со стороны чужих СМИ. Этим власти Казахстана формируют основы в лучшем случае «политического квартирантства», в худшем — будущего сепаратизма. Неужели в Ак-орде нет никого, кто в состоянии это понять?
ОТ РЕДАКЦИИ: мнение Сергея Дуванова было опубликовано на сайте Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.