В резонансном деле об убийстве в Алматы известного кыргызского журналиста Геннадия Павлюка появились новые фигуранты. СМИ сообщают, что в Бишкеке задержаны и помещены в следственный изолятор двое действующих сотрудников ГКНБ КР.
Информация пока крайне скудная. Известно, что в отношении этих чекистов вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемых по факту соучастия в убийстве журналиста Геннадия Павлюка. А задержали их на основании материалов, которые поступили пятого апреля сего года из Генпрокуратуры Казахстана.
Напомним, что в декабре 2009 года Геннадий Павлюк приехал из Бишкека в Алматы — он был озабочен поисками соратников для нового проекта — запуска в Кыргызстане интернет-издания и газеты партии «Ата Мекен».
Как следует из материалов уголовного дела, Геннадий Павлюк вел электронную переписку с представителями некоего фонда по поддержке средств массовой информации и ему был обещан грант в размере 80 тысяч евро. Он провел ряд встреч в Алматы. Затем за ним заехал в гостиницу «Казахстан», где он жил, неприметного вида мужчина, и они покинули отель.
Спустя несколько часов Геннадий Павлюк был обнаружен в центре города — на козырьке одного из подъездов дома по улице Фурманова — в бессознательном состоянии, затем доставлен в больницу, где и скончался не приходя в сознание.
На форумах некоторые анонимные комментаторы писали, что Геннадий Павлюк поехал в Казахстан с большой суммой денег для покупки квартиры в Алматы, но денег при нем обнаружено не было. Мол, поэтому это не политическое, а бытовое убийство с целью завладения денежными средствами. Такого же мнения придерживалось следствие, дескать, журналиста пытали, чтобы завладеть некими денежными средствами, которые он хранил в домашнем сейфе в Бишкеке.
Кыргызская оппозиция, напротив, заявляла об устранении политического оппонента власти. Напомним, что Геннадий Павлюк основал сетевое издание и газету «Белый пароход», а в авторских статьях подвергал жесткой критике действующую власть в Кыргызстане и сотрудничал с оппозиционными политиками республики.
Так, лидер партии «Ата Мекен» (тогда оппозиционной) Омурбек Текебаев заявлял, что казахстанские следователи ему предъявили на опознание фотографию офицера ГКНБ Кыргызстана Алдаяра Исманкулова, который был действующим сотрудником спецслужб, а журналиста специально выманили в Казахстан, чтобы отвести подозрение от местных заказчиков. Другой кыргызский политик — Эдиль Байсалов напрямую обвинил в смерти журналиста Алдаяра Исманкулова, а «организаторами убийства журналиста Геннадия Павлюка являются члены семьи Бакиевых», писал тогда Байсалов.
Другими словами, оппозиция режиму тогда еще президента Курманбека Бакиева заявляла, что это было убийство по политическим мотивам.
Казахстанские следователи закончили расследование уголовного дела осенью 2011 года, и материалы передали в Алматинский межрайонный суд. На скамье подсудимых оказались бывший чекист Алдаяр Исманкулов, а также двое граждан Казахстана — Алмаз Игиликов и Шалкар Оразалин. В октябре 2011 года Исманкулов был признан виновным в организации похищения журналиста по предварительному сговору и осужден на 17 лет в колонии строгого режима с выплатой штрафа в размере 756 тысяч тенге (свыше $5000). Казахстанцы Оразалин и Игиликов признаны виновными в похищении человека по предварительному сговору и осуждены на 11 и 10 лет в колонии общего режима с выплатой штрафа в общей сумме около $5000. Все обвиняемые своей вины не признали, а суд не смог установить заказчика преступления.
Отметим, что следствие и суд не нашли политической подоплеки в убийстве журналиста, а удовлетворились версией о корыстных мотивах преступников. Следствие утверждало, что журналиста сначала пытали на съемной квартире, требуя, чтобы он назвал код домашнего сейфа, получив который преступники должны были выехать в Кыргызстан, чтобы завладеть хранившимися там ценностями.
Согласно приговору суда, Шалкар Оразалин и Алмаз Игиликов непосредственного участия в убийстве Геннадия Павлюка не принимали. Более того, судом не было доказано то, что они знали о готовящемся убийстве журналиста. Это и послужило основанием для снятия с них обвинения в пособничестве в убийстве человека.
Но после приговора суда вопросы остались те же: кто являлся заказчиком преступления и за что его убили? Вполне вероятно, что тогда еще не пришло время упоминать Курманбека Бакиева в этом резонансном деле. Президенту Беларуси Александру Лукашенко неприятно было бы осознавать, что он приютил человека с далеко не самым чистым прошлым. Может быть, поэтому так долго казахстанские следователи тянули с направлением материалов в адрес кыргызских коллег?
Другое дело сейчас, Курманбек Бакиев уже дважды осужден в Кыргызстане. В прошлом году он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 304 («Злоупотребление должностным положением»), по двум эпизодам и по совокупности получил заочно 24 года колонии усиленного режима, а на днях он заочно приговорен к 25 годам тюрьмы за организацию убийства бизнесмена Шона Дэйли.
В сообщении, сделанном Генпрокуратурой Кыргызстана, не называются имена задержанных, только их инициалы — Т.А. и Б.К. Также не говорится о том, какие должности в службе безопасности они занимали на момент задержания. Но у власти в Кыргызстане вот уже четыре года как нет клана Бакиевых, а значит, есть большая вероятность того, что журналистское сообщество все-таки узнает, кто заказал журналиста и за что он поплатился своей жизнью.