25-летняя Карлыгаш Умбетова живет в центре для лиц с задержкой умственного развития в городе Алматы. Когда родители узнали, что у Карлыгаш врожденные отклонения, ее в младенческом возрасте привезли в интернат и оставили там. Она не знает, кто ее родители. Карлыгаш рассказывает, что ее переводили из одного интерната в другой, пока она не повзрослела.
— Я мечтала поступить в медицинский колледж, но моему желанию не суждено было сбыться. Сейчас я опять живу в интернате для взрослых. За мной хорошо ухаживают, но я мечтаю о свободе, возможности принимать самостоятельные решения. Я устала от контроля за каждым моим шагом. Я хочу кушать, когда испытываю голод, а не потому, что настало время еды. Я не хочу дышать свежим воздухом по расписанию. Такие люди, как я, могут жить в обществе. Мы не опасны, — говорит Карлыгаш.
Карлыгаш мечтает работать, зарабатывать деньги. Однако, по словам специалистов, в Казахстане часто ограничиваются права лиц с умственными отклонениями, у них нет возможности трудиться.
«СЧИТАЮТ НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ»
По данным центра социализации детей с отклонениями в умственном развитии «Кенес», в Казахстане около 12 тысяч человек с умственными отклонениями проживают в медико-социальных центрах. Условия в этих центрах не всегда благоприятные.
— Лиц с умственными отклонениями, болезнями нервной системы мы делим на три группы. К группе А относятся лица с незначительными умственными отклонениями. Они выполняют несложную работу. Лица, относящиеся к группе В, могут освоить какое-либо дело при раннем привлечении к труду. Возможностей меньше всего у лиц из группы С, за ними нужно постоянно наблюдать, находиться рядом с ними. Между тем в Казахстане считают нетрудоспособными лиц из всех трех групп. В обществе наблюдается тенденция изоляции людей с умственными отклонениями. Детей с умственными отклонениями обучают в специальных школах. Детей из первой группы необходимо обучать в общеобразовательной школе. Благодаря этому дети могут адаптироваться к жизни и обществу. Нельзя с детства отделять их от общества, — считает директор центра «Кенес» Майра Сулеева.
По словам специалиста, в западных странах при лечении детей с отклонениями в умственном развитии используют трудовую терапию, их адаптируют к жизни в обществе. Им стараются найти работу в гостиницах, различных центрах питания, дают почувствовать себя полноценными членами общества.
По словам Сулеевой, в Казахстане лиц с умственными отклонениями продолжают лечить медицинскими методами. Она считает, что таких людей не нужно считать больными, их нужно социализировать.
ЗАПЕРТЫ В ИНТЕРНАТАХ
По данным благотворительного фонда «Азамат әлеуеті», 47 процентов детей с умственными отклонениями, которые окончили спецшколы в период с 2013 по 2015 год, остались безработными. 44 процента детей поступили в специальные колледжи, на работу устроились лишь шесть процентов.
— По существующей статистике, 44 процента детей с умственными отклонениями поступают в специальные колледжи. Однако большинство из них учебу так и не завершают. Не находят работу даже по окончании колледжа. Эти ребята вполне могут овладеть специальностью массажиста или маляра. Но учебных заведений для детей с умственными отклонениями мало. К примеру, один такой колледж есть в Экибастузе и три профессиональных колледжа в Алматы, — говорит руководитель фонда Алмагуль Сейсенова.
По данным фонда, большинство детей с умственными отклонениями в Казахстане брошены родителями, они живут в специальных интернатах.
Вместе с тем в Казахстане есть специалисты, которые занимаются различной деятельностью по ранней адаптации, обучению и приобщению к труду детей и молодежи с умственными отклонениями. Власти говорят, что специальные кабинеты и реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями открыты в каждом городе Казахстана. К примеру, в городе Алматы при реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями функционировало четыре кабинета, в этом году открыли еще три реабилитационных кабинета.
— В каждом районе города мы открываем реабилитационные кабинеты, чтобы детям было близко добираться. В этом году при поддержке акимата города, управления образования и благотворительных фондов было открыто три кабинета. В центре мы работаем с детьми с ограниченными возможностями до 18 лет. Детям оказывают медицинскую, психологическую помощь. С ними ведется работа и по обучению и развитию. Всё это — бесплатно. Государство оказывает поддержку. Государством выделяются деньги на заработную плату сотрудникам, — говорит директор Алматинского городского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями Куралай Сарымбаева.
В одном из своих докладов Хаолянь Шу, бывший постоянный представитель Программы развития ООН в Казахстане, писал: «К сожалению, в Казахстане быть инвалидом очень тяжело. Существует множество инфраструктурных, физических, правовых, психологических и других барьеров, препятствующих полной реализации прав инвалидов. Редко на улицах и в повседневной жизни можно встретить инвалида-колясочника, слепого или человека с синдромом Дауна. И не потому, что их меньше в Казахстане, чем где-либо, просто общественная инфраструктура, да и менталитет общества в целом — всё настроено и рассчитано на здоровых людей».
По данным ООН, в Казахстане насчитывается более 600 тысяч человек с ограниченными возможностями, одна треть из них — трудоспособные.
Оригинал статьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»