Узень — градообразующее месторождение. Другого источника работы и доходов для населения нет. По экономическим соображениям создавать там новый источник нет смысла. А цедить по капле нефть из старых скважин скоро будет нерентабельно. Жанаозен в таком случае сразу превратится в зону социального бедствия. Более 100 тысяч человек посреди пустыни, без воды, без продовольствия, без работы. Может быть поэтому жанаозенские забастовщики, зная реальные перспективы, так упорно придерживались требования увеличения зарплат.
Прогнозы прогнозам — рознь
Узень всегда считалось одним из крупнейших месторождений Казахстана с извлекаемыми запасами около 500 млн тонн нефти. Главное месторождение «Озенмунайгаз» — Узеньское — в разработке с 1965 года. Его начальные запасы составляли 1 млрд тонн тяжелой, парафинистой нефти, но при этом 58% относилось к категории неизвлекаемых запасов. В 2004 году накопленная добыча составила 300 млн тонн, то есть осталось примерно 120 млн тонн извлекаемых запасов. Вроде бы немаленькие объемы, однако будет ли дальнейшая добыча нефти на месторождение Узеньское рентабельной?
Специалисты НК «КазМунайГаз» прогнозируют рентабельность добычи в течение
Каражанбас находится в эксплуатации с 1986 года, оно гораздо моложе Узеньского — и в то же время это небольшое месторождение, с запасами в 70 млн тонн и годовой добычей в 2 млн тонн. Накопленная добыча уже составляет около 50 млн тонн. Нехитрый арифметический расчет показывает, что в недрах осталось
Ошибки прошлого
В советские годы в Узене проводилась интенсивная добыча нефти. Благодаря этому возле месторождения сформировались два города — Актау и Жанаозен. Однако при его разработке была допущена очень грубая технологическая ошибка. Нефть на Узене обладает большим содержанием парафина и гудрона — даже при температуре 32 градуса она застывает и ее надо постоянно подогревать. При разработке был залит слишком большой объем горячей воды. В результаты после остывания вода превратила нефть в асфальт и вверх вместо нефти пошла закаченная вода.
С середины
Даже примитивная технология добычи должным образом не соблюдалась, и ее уровень резко упал. Если в
Реабилитация своими силами
Столкнувшись с резким спадом добычи, руководство страны выставило Узеньское месторождение на тендер в 1997 году. Конкурс выиграли китайцы, предложившие самую высокую цену и обещавшие вложить в проект $4 млрд. При этом в тендере принимали участие две американские компании «Юнокал» и «Амоко», обладающие, в отличие от китайцев, технологией добычи тяжелой нефти. Проведение тендера до сих пор вызывает много вопросов. Неудивительно, что его результаты впоследствии были отменены.
Кроме того, Всемирный банк выделил Казахстану на реабилитацию месторождения $109 млн. Кстати, этот кредит до сих пор не погашен. Заем ВБ по контракту с китайцами должен был стать вкладом Казахстана в проект. Китайцы помимо вложения в разработку Узеня $4 млрд, брали на себя обязательство по переселению избыточной трудовой силы из Жанаозеня на берег Казахского залива. После отмены результатов тендера Казахойл (предшественник «КазМунайГаза») на деньги Всемирного банка самостоятельно взялся за реабилитацию Узеньского месторождения.
Само месторождение растянуто на 38 километров. А добыча нефти была сконцентрирована только на одном из блоков месторождения — блоке 3а. Основная цель проекта реабилитации — экспериментальное восстановление блока и последующее использование этого опыта на месторождении в целом.
В
От IPO до обратного выкупа
В 2004 году начался самый интересный этап истории разработки Узеньского месторождения. АО «Озенмунайгаз» был объединен с атырауской АО «Эмбамунайгаз», где большинство месторождений уже находились на предпоследнем и последнем этапе разработки. Так появилась компания АО «Разведка добыча «КазМунайГаз». Головной офис новой организации переехал из Атырау и Мангистау в Астану. Соответственно туда же потекли и налоговые реки.
Сейчас уровень налоговых платежей ПФ «Озенмунайгаз» в казну составляет от $733 до $849 тысяч в год включая корпоративный подоходный налог, роялти, налог на сверхприбыль, социальный налог, платежи за загрязнение и др. Регионам же было обещано лишь реализация
Позже акции РД КМГ прошли двойное IPO на KASE и Лондонской фондовой бирже. Уже на первом этапе благодаря первичному размещению, согласно официальным заявлениям руководства «КазМунайГаза», удалось «поднять» более $2 млрд. Но после IPO все пошло не по плану. Цена акций РД КМГ оставалась невысокой, несмотря на то, что власти и головная компания достаточно щедро подпитывали компанию новыми активами: АО «Каражанбасмунай», АО «Петроказахстан Инк», месторождениями в Актюбинской области. Однако в настоящее время КМГ производит обратный выкуп акций своей «дочки», доходность по которым в два раза ниже, чем проценты от депозита в любом коммерческом банке.
Откуда «дровишки»?
В феврале 2011 года РД КМГ официально увеличило коэффициент восполнения запасов на месторождениях Узень и Эмбы. Согласно отчету независимой компании GCA, общие извлекаемые запасы нефти составили 232 млн тонн. Коэффициент восполнения запасов на месторождениях Узеня и Эмбы в 2010 году составил 73%, в то время как в
Кроме деятельности Инженерного Центра, задача которого определять, где, на какой скважине можно получить притоки нефти и где нужно пробурить скважину,
В тоже время РД КМГ продолжает наращивать ресурсную базу. На днях компания выкупила «КазМунайГаза» 4 блока, в том числе один в районе Узеньского месторождения. Кстати, произошло это уже после заявления главы государства в Актау, что «Озенмунайгаз» станет самостоятельным предприятием. Причем это никак не соотносится с приобретением «РД КазМунайГаз» нового блока на Узени.
Что касается себестоимости барреля узеньской нефти, то она составляет больше $10, в то время как нынешняя мировая цена частенько зашкаливает за $100 за баррель. В настоящее время «Озенмунайгаз» добывает в год от 5,9- 6,5 млн тонн нефти. Это более 45,5 млн баррелей. Не трудно посчитать, что доход от их продажи составляет примерно от $4 до более $4,5 млрд.
За что боролись, на то и напоролись
Помимо увеличения коэффициента восполнения запасов на месторождениях Узень и Эмбы другим парадоксом на первый взгляд выглядит и демографическая политика властей в Жанаозене. В конце
Более того, уже с момента создания РД КМГ усиленно стали переселять туда оралманов. Только в Актау был создан единственный в стране Центр адаптации мигрантов и не раз бывало, что оралманы отказывались ехать на постоянное проживание в Жанаозен. А власти при непосредственном участии
Этот парадокс объясним, если обратить внимание на то, как РД КМГ быстро и легко предлагает уволенным новые рабочие места на новых сервисных бурильных предприятиях с сохранением 90% прежней зарплаты. То есть добыча нефти на Узеньских месторождениях берется не технологиями, а числом работников. Только в истощенном блоке 3а трудятся от 8 до 13 тысяч человек, притом что в планах компании начать работы на новом блоке. Очевидно, что в этой ситуации, уволенные забастовщики, имеющие опыт, очень нужны компании! Но нужны ли они будут через шесть лет?
Справка
Согласно информации сайта АО «РД КазМунайГаз», узеньские месторождения были открыты в декабре 1961 года, а в промышленной разработке находятся с 1965 года. Месторождения характеризуются сложным геологическим строением и уникальными свойствами нефти, которые выражаются высоким содержанием парафина (до 29%) и
Запасы месторождений составляют приблизительно 75% общих достоверных запасов плюс прогнозных запасов нефти, и включают следующие месторождения:
- Месторождение Узень (нефть и газ)
- Месторождение Карамандыбас (нефть и газ)
- Месторождение Южный Жетибай (газ и газовый конденсат)
- Месторождение Западный Тенге (газ и газовый конденсат)
- Месторождение Актас (газ и газовый конденсат)
- Месторождение Тасбулат (газ и газовый конденсат)
- Восточный Узень (газ)
See the original article here:
Жанаозен станет зоной социального бедствия?