Напомним, что право на бесплатные 10 соток земли для постройки собственного дома по действующему законодательству есть у каждого казахстанца. Однако этой весной Минрегионразвития предложило законодательно отменить это право. Мол, одной стороны, земли под ИЖС в городах не хватает, как не хватает и участков с подведенными инженерными сетями, что делает затею со строительством бессмысленной. С другой — из миллиона 300 тысяч казахстанцев, по утверждению чиновников МРР, порядка 50% хотят реализовать свое право на бесплатную землю не для строительства, а для перепродажи.
В связи с этим правительство в рамках проекта закона о земельных отношениях, внесенного в мажилис, попыталось решить вопрос о соответствующих изменениях Земельного кодекса. Но депутаты в кои веки решили не торопиться взять под козырек и продлили срок заключения по этому законопроекту. И, как выяснилось, выиграли время: новый руководитель МРР в четверг продекларировал, что не разделяет стремление своих подчиненных ввести запрет.
- Мое личное мнение: эта норма (по праву казахстанцев на бесплатные 10 соток — авт.) может оставаться, но в ней должны быть и обязательства, — заявил Жамишев. — Например, норма не предполагает, что кому-то выделяют землю для перепродажи, чтобы обогатиться. Все исключительно для индивидуального жилищного строительства. Если она останется, то в ней будет оговорено, что по ней могут быть ограничения, должны быть четкие сроки строительства.
Очередь на получение земли под ИЖС в стране очень большая, признал министр. Основные заявители — Алматы, Астана и другие большие города, но ведь никому не нужен земельный участок, где не подведены коммуникации, а возможности подведения коммуникации в разных населенных пунктах разные.
Правда, при этом Болат Бидахмедович еще раз подчеркнул, что это — его личное мнение, а не позиция правительства, которому еще предстоят дальнейшие дебаты по этому вопросу с парламентариями.
- Изменится ли позиция правительства по этому вопросу или останется прежней, пока не известно, — заметил он.
Затем министр перешел к доставшимся ему в наследство вопросам министерства, за которые Минрегионразвития досталось на орехи от Нурсултана Назарбаева на памятном заседании правительства 11 октября.
- Была критика по увеличению проектной стоимости, — напомнил Жамишев. — Действительно, мы взяли 55 проектов, стоимость которых возросла на 47,7 млрд тенге. Был проведен анализ причин удорожания. Основная причина, половина случаев, это внесение изменений заказчиками в проектные решения. Это говорит о плохой готовности проектов. Отсюда и внесение изменений, это также неиспользование типовых проектов в строительстве.
Другая проблема, по словам министра, это перенос сроков строительства и несвоевременное финансирование.
- Сроки затягиваются, а такое влечет за собой удорожание. Возбуждаются уголовные дела. Если говорить в общем, то это уже вопрос организации. Это все бывает из-за ненадлежащего исполнения обязательств, проведения госорганами процедур закупок, — отметил он. — Мы не собираемся просто фиксировать причины удорожания. Свою ключевую функцию, как министра, я вижу не в том, чтобы подменять строителей, земельщиков. Задача — обеспечить институционализацию механизмов эффективного территориального развития. Нужен механизм, который обеспечивал бы комплексность всех подходов и накладывал все отраслевые и госпрограммы на территории.
Кроме этого, министр предложить принять меры, чтобы исключить внесение изменений заказчиками в проектные решения, требовать использования типовых проектов.
При этом говоря о влиянии стоимости материалов на стоимость проектов, Жамишев сообщил, что ведомством «подготовлена концепция перехода от базисно-индексного метода к ресурсному методу».
- Мы будем этот ресурсный метод базировать на реальных ценах, а не на неких условных расчетах, — пообещал министр.
О том, что мешало раньше просчитывать проекты, исходя из реальных цен, он, видимо, решил не говорить, зато не смог промолчать насчет качества госэкспертизы.
- Был проведен спецанализ деятельности проектных организаций на предмет качества проектирования, — заверил он журналистов. — В течение 9 месяцев было проведена проверка 567 проектных организаций, 5 проектов лишены лицензий, по 12-ти лицензии приостановлены. Я поручил провести служебное расследование, потому что те недостатки, которые есть в проектировании, должна видеть госэкспертиза, и если она пропускает — значит, не все хорошо с госэкспертизой. По результатам проверки мы намерены принять соответствующие меры.
Ну, а напоследок брифинга Жамишев сыграл роль экс-главы Национального банка Казахстана Григория Марченко в общении с журналистами и задал вопрос, «на который можно не давать ответа».
- Я понимаю, что, если бы были печатные издания, то любая статья предполагала бы сначала объяснения, по поводу чего человек пишет. Электронные СМИ не предполагают этого, и обычно начинается со слов «Жамишев сказал…». А что и по поводу чего сказал? Сам прочитаешь и удивляешься: действительно ли я это говорил? Удобно, конечно, не напрягаться, не излагать — по поводу чего был разговор. Прямую речь с диктофона отшлепал и разместил. Это у меня был вопрос: прав я или не прав? Можете не отвечать, — заключил он.
В воздухе явственно пахнуло излюбленными Марченко «дилбертами», только в более деликатной форме…