Год назад на этой неделе Айеркен Саймаити, признавшийся в отмывании денег, был застрелен в стамбульском кафе.
Турецкая полиция указала на религиозный экстремизм как на мотив преступления. Двое из четырех предполагаемых убийц, которые остаются под стражей до суда, были описаны полицией как исламистские боевики, которые заявили, что убили Саймаити, потому что «он не был мусульманином».
Уже было достаточно причин подозревать, что это еще не все.
Перед расстрелом в стиле покушения 37-летний уйгур китайского происхождения предоставил журналистам множество записей, подтверждающих его роль в вывозе сотен миллионов долларов из Кыргызстана для тайного синдиката контрабанды.
В ходе расследований, проводимых Радио Азаттык, OCCRP и Kloop, были замешаны Раимбек Матраимов, бывший заместитель начальника таможни этой центральноазиатской страны, и Хабибула Абдукадыр, грузовой магнат, с которым он вел дела, как виновники коррупции, которую раскрыл Саймаити.
Эти истории вызвали антикоррупционные протесты в Кыргызстане и, в конечном итоге, способствовали народному восстанию после парламентских выборов в прошлом месяце.
Перед убийством напуганный Саймаити сказал журналистам, что его предупредили, чтобы он больше не раскрывал секреты Матраимова. «Если вы поделитесь ими, мы убьем вас», — вспоминал он, как ему сказали .
Теперь отчеты турецкой полиции, просочившиеся к репортерам, в том числе заявление, сделанное вдовой Саймаити, и стенограммы допросов его предполагаемых убийц, содержат дополнительные детали, которые бросают серьезные сомнения в отношении экстремистской версии.
По словам человека, который нажал на курок, он был нанят боевиком для проведения заказного убийства. Бандит сказал, что этот человек подал ему религиозный предлог. Более того, записи показывают, что буквально через день после убийства жена Саймаити, Вуфули Бумаилияму, указала на Матраимова и Абдукадыра, мужчин, чьи дела ее муж раскрыл журналистам, как организаторов убийства.
«Он сказал мне, что если с ним что-то случится, я должен сообщить обо всех этих событиях в полицию, и что он будет убит этими людьми», — сказал Бумаилияму.
Неизвестно, в какой степени турецкая полиция преследовала эти следы или еще может их преследовать. Записи действительно показывают, что полиция спрашивала предполагаемого преступника об Абдукадыре, но он сказал, что не знает его.
Когда журналисты связались с ним, Бумаилияму не стал отрицать достоверность показаний, но отказался комментировать Матраимова или Абдукадыра. Ни Абдукадыр, ни турецкая полиция не ответили на запросы о комментариях.
В электронном письме журналистам Матраимов сказал, что он «не имеет никакого отношения» к смерти Саймаити, и заявил, что турецкая полиция уже привлекла виновных к ответственности, хотя нет никаких свидетельств того, что суд состоялся. Он также утверждал, что, хотя он посетил Стамбул после убийства, его никогда не допрашивала турецкая полиция.
Проверка утечки
Документы турецкой полиции, на которых основана эта история, анонимно просочились к репортерам, хотя в начале октября некоторые из них были также опубликованы в группе Facebook, ориентированной на Кыргызстан.
Хотя турецкая полиция не ответила на запросы о документах, репортеры смогли независимо проверить большую часть содержащейся в них информации.
Отчет о расследовании убийства Саймаити, опубликованный департаментом полиции Стамбула в марте 2020 года, соответствует деталям в просочившихся документах, включая две идентичные цитаты.
В этом отчете цитируется Бумаилиям как свидетельство того, что ее убитый муж «имел проблемы» с двумя мужчинами, один из которых занимал «руководящую должность» в Кыргызстане, хотя в нем не упоминается имя Матраимова.
Другой отчет, опубликованный кыргызской парламентской комиссией, созванной для изучения обстоятельств убийства Саймаити, является дополнительным доказательством подлинности утекших записей. В отчете цитируются показания четырех подозреваемых, которые комиссия получила от турецкой полиции, и многие ключевые детали совпадают с утечками.
В сообщении не упоминалось о причастности Матраимова или Абдукадыра к убийству, а критики обвинили комиссию в обелении роли Матраимова в коррупционных схемах. Неясно, имели ли его члены доступ к показаниям жены Саймаити.
В июне заместитель министра внутренних дел Кыргызстана предположил, что Турция утаивает «полную информацию» о расследовании убийства.
Человек по имени Адем
12 ноября 2019 года, менее чем через 48 часов после убийства Саймаити, полиция в городе Адана на юге Турции объявила, что двое мужчин, опознанных как граждане Кыргызстана, Гусейн Ахметалиев и Абдулла Энвер, а также гражданин Сирии были арестованы по подозрению в участие в убийстве.
Полиция сообщила, что трое мужчин были задержаны при попытке пересечь границу с Сирией. Четвертый подозреваемый был позже арестован после того, как в его доме было найдено орудие предполагаемого убийства.
В последующем интервью Радио Азаттык Аднан Килич, в то время высокопоставленный сотрудник полиции Аданы, сказал, что Ахметалиев и Энвер были связаны с воинствующими исламскими группировками в Сирии. Он также сообщил журналистам предполагаемый мотив убийства Саймаити: отсутствие у жертвы благочестия.
«Во время допроса они сказали, что убили [Саймаити], потому что он не был мусульманином», — сказал Килич.
Но, по его собственным показаниям, обвиняемый убийца не знал Саймаити и просто выполнял заказной наезд. По их словам, предполагаемый религиозный мотив был передан им базирующимся в Сирии боевиком по имени «Адем», которого они назвали организатором операции.
«Когда я спросил, зачем нам его убивать, [Адем] сказал:« Он не мусульманин, он неверный, его убийство необходимо », — сказал турецкой полиции Энвер, обвиняемый в убийстве.
Он сказал, что Адем сыграл практическую роль в организации убийства, от финансов до координации поездок на такси, и что Адем поручил ему поехать в Стамбул, чтобы встретиться с Ахметалиевым, другим заговорщиком. Адем также предоставил фотографию Саймаити, адрес и номерной знак, а также 1500 долларов «на дорогу», — сказал Энвер. Адем также пообещал двум мужчинам по 50 000 долларов каждому за нанесение удара.
Репортерам не удалось установить настоящую личность Адема. Энвер описал его как гражданина Узбекистана, примерно 28 лет, гладко выбритого и смуглого. Адем, похоже, был обеспечен в финансовом отношении, имел жену и по крайней мере одного ребенка.
Энвер сообщил полиции, что встретил Адема в тренировочном лагере боевиков в Сирии, которым управляет группа под названием Катиба аль-Таухид валь-Джихад («Бригада единобожия и священной войны»). Состоящая в основном из узбеков и мужчин из других стран Центральной Азии, организация ранее присягала на верность Фронту ан-Нусра, сирийскому филиалу «Аль-Каиды».
Энвер описал Адема как «административного менеджера» террористической группы, занимающегося такими вопросами, как покупка продуктов питания, напитков и огнестрельного оружия. Энвер сказал, что он сам провел около пяти лет в группе в Сирии, обучаясь обращению с оружием.
Связь с Ошем
Лидером Катибы аль-Таухид валь-Джихад был Сироджиддин Мухтаров, 30-летний уроженец Кыргызстана, также известный как Абу Салох, которого обвиняют в организации двух террористических атак: взрыва террористом-смертником в августе 2016 года посольства Китая в Бишкеке и взрыв в метро в Санкт-Петербурге в апреле 2017 года .
Мухтаров родом из села Кашгар-Кыштак Кара-Сууйского района Ошской области Кыргызстана, которое издавна было оплотом семьи Матраимовых. (Один из других обвиняемых в убийстве Саймаити, Ахметалиев, по его показаниям, также из Оша.)
Согласно документу Совета Безопасности ООН, Мухтаров ушел с поста лидера группировки в 2019 году .
Убийство
Энвер сказал, что прибыл в Стамбул за три недели до убийства Саймаити, и что по его прибытии его предполагаемый сообщник Ахметалиев уже имел информацию об их цели.
Он сказал, что они отслеживали передвижения Саймаити около двух недель.
По словам Энвера, пара прервала свою первоначальную попытку убийства, охладев. По его словам, после этого инцидента они позвонили Адему и рассказали ему, что произошло.
«Он сказал:« Стреляй в него. Если не стреляешь, верни деньги и потраченные на тебя деньги ». И мы ответили: «Хорошо, мы его убьем».
Вечером 10 ноября 2019 года они последовали за Саймаити в отель Kunlun, где он сидел в летнем кафе с двумя друзьями, один из которых был владельцем отеля.
Работа Энвера заключалась в том, чтобы стрелять, а Ахметалиев ждал в машине для побега. Согласно допросу Энвера, он снова испытывал сомнения, но решил продолжить.
На кадрах камеры видеонаблюдения он спускается по лестнице уличного кафе в сторону Саймаити вскоре после 20:00, поднял оружие и несколько раз выстрелил. Затем он мчится обратно по лестнице и забирается в черный автомобиль, который уносится прочь.
«Я не могу вспомнить, сколько раз я стрелял в него», — сказал Энвер полиции.
Что знал Саймаити
Кредит: OCCRP.Последняя встреча Айеркена Саймаити с журналистом в Стамбуле.
Если хронология Энвера верна, последняя встреча Саймаити с репортерами в конце октября 2019 года состоялась именно тогда, когда его убийцы пошли по его следу.
На встрече, которая состоялась в роскошном стамбульском отеле Ciragan Palace, он передал еще одну стопку документов, подтверждающих то, что он говорил в течение некоторого времени. Они показали, как он переводил деньги в пункты назначения по всему миру от имени своего работодателя Абдукадыра, используя ложные предлоги, чтобы скрыть незаконный характер доходов, которые, по его словам, включали взятки Матраимову.
Матраимов и Саймаити
В электронном письме журналистам Матраимов отрицал какие-либо «финансовые или иные контакты с Айеркеном Саймаити».
«Я устал повторять, что не имел отношения к предметам вашего расследования», — написал он.
Предыдущие расследования в этой серии показали, что среди документов, которые Саймаити предоставил журналистам, были финансовые отчеты и записи о денежных переводах, подтверждающие поступление сотен тысяч долларов в фонд семьи Матраимовых и платежи за элитную недвижимость .
Он не явился на следующую встречу, на которой пообещал предоставить дополнительные документы, которые еще больше повлекут за собой причастность Матраимова. Изначально он не объяснил свое отсутствие. Позже он сказал, что слишком напуган, чтобы продолжать, и что угрозы в его адрес нарастают. Он больше не встречался с журналистами до того, как был убит, хотя поддерживал связь и продолжал предоставлять другую информацию.
В своих показаниях турецкой полиции вдова Саймаити Бумаилияму напомнила, что прошедший год был периодом усиления давления на ее мужа.
По ее словам, Матраимов и Абдукадыр «все время угрожали моему мужу смертью» из-за финансового спора.
Саймаити передал корреспонденту Радио Азаттык первоначальный транш финансовых документов. Программа опубликовала предварительное расследование в мае 2019 года.
«После интервью, — сказал Бумайлияму полиции, — угрозы начали усиливаться».
Она также утверждала, что Матраимов и Абдукадыр «стояли за» убийством друга ее мужа, связанный и избитый труп которого был найден в багажнике его собственной машины в международном аэропорту «Манас» в Бишкеке за три недели до убийства Саймаити.
«Очень близкие друзья»
Говоря о Матраимове и Абдукадыре, вдова Саймаити не назвала их официальных имен.
Она называла Матраимова «Рахим», что в переводе с турецкого означает сокращенную версию его имени, и по ошибке назвала его «министром таможни Кыргызстана в то время». (Матраимов фактически занимал должность заместителя начальника таможни с 2015 по 2017 год.)
В стенограмме своих заявлений она называет Абдукадыра «Эбибулла Абдулкадар Пехливан» — возможно, неверный вариант имени Абдукадыра, который включает турецкую версию слова «Палван», которое часто используется в качестве фамилии в его семье. (Известно, что ближайшие родственники Абдукадыра используют несколько фамилий, в том числе Хадир, Палван и Айбибула.)
Но как бы она ни говорила об этих двух мужчинах, она, похоже, хорошо знала природу деловых отношений ее мужа с ними.
Она описала этих двух мужчин как «владельцев грузовых компаний в Кыргызстане» и «очень близких друзей и деловых партнеров».
«Мой муж осуществлял денежные переводы этих людей в Дубай, Германию, Великобританию и Америку», — сказала она полиции.
Хотя Бумаилияму не назвал имя друга в показаниях, просочившихся к репортерам, она явно имела в виду дело Хусана Керимова, 39-летнего таксиста, который работал курьером в Саймаити.
Саймаити сообщил журналистам, что Керимов регулярно переправлял крупные суммы денег в ручной клади на рейсах из Кыргызстана в Турцию. В ночь пропажи курьера он должен был доставить 1,6 миллиона долларов наличными Саймаити в Стамбул, но так и не прибыл. Власти Кыргызстана предъявили обвинения четырем мужчинам в связи с убийством Керимова, включая двух уроженцев Оша, которые остаются на свободе, согласно отчету парламентской комиссии Кыргызстана, опубликованному в июне.
«Человек, который был другом моего мужа и вез наши наличные в Турцию, был убит, а наши деньги украдены в аэропорту», — сказала жена Саймаити турецкой полиции.
«Мой муж также сказал, что за этим стоят эти двое», — добавила она, имея в виду Матраимова и Абдукадыра.
В своем электронном письме журналистам Матраимов отрицал свою причастность к смерти Керимова, заявив, что он узнал свое имя только из новостных сообщений.
Как сообщалось в предыдущем расследовании этой серии , когда курьеры, подобные Керимову, привозили деньги в Стамбул для Саймаити, они иногда заявляли, что они принадлежат компании Абдукадыра под названием Palvan İnşaat Turizm Lojistik Sanayi Ticaret Limited.
Через несколько недель после того, как стамбульская полиция опубликовала свое резюме расследования Саймаити, эта компания пожертвовала почти 170 000 долларов на кампанию, начатую президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом по помощи нуждающимся гражданам во время кризиса с коронавирусом. В конечном итоге компания стала одним из главных спонсоров кампании.
Турецкое министерство по делам семьи, труда и социальных услуг, которое курирует благотворительную кампанию, не ответило на запрос о комментариях по поводу пожертвования компании Абдукадыра и того, какие меры должной осмотрительности были проведены в отношении этой фирмы.
Источник: www.occrp.org