Уже третий год фондом развития предпринимательства «Даму» реализуется государственная программа «Дорожная карта бизнеса – 2020» (ДКБ). Бизнесмены не раз выражали свое недовольство деятельностью «Даму». Мы же решили узнать, как оценивают плоды своего труда в самом фонде.
Автор: Ксения БОНДАЛ
Ответить на вопросы нашей редакции — прямо скажем, не всегда удобные — согласилась председатель правления АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Ляззат Ибрагимова.
Ориентир на переработку
- Ляззат Еркеновна, какие проекты фонд «Даму» поддерживает по программе «Дорожная карта бизнеса — 2020»?
- Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотелось бы отметить следующее: программа «Дорожная карта бизнеса — 2020» является одним из инструментов государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Это долгосрочная программа, направленная на индустриализацию экономики, развитие обрабатывающей промышленности, стимулирование несырьевого сектора и роста экспортного потенциала МСБ, а также создание и сохранение рабочих мест.
Фонд «Даму» выступает финансовым агентом программы — в наши функции входит перечисление субсидий по проектам предпринимателей, предоставление гарантий по кредитам, обучение основам предпринимательства, осуществление мониторинга реализации программы.
Проекты предпринимателей поддерживает государство, а фонд является своего рода проводником программы, в процесс реализации активно вовлечены акиматы регионов и Министерство экономического развития и торговли РК.
- А какие это проекты?
- Прежде всего это проекты в обрабатывающей промышленности: пищевой, текстильной, химической, фармацевтической, производство металлических и неметаллических изделий, целлюлозно-бумажная, мебельная, деревообрабатывающая индустрия.
В программе также значатся внутренний туризм, гостиничный сервис, частное образование и здравоохранение. Но при этом исключена горнодобывающая промышленность: добыча, переработка, производство нефти и газа и сектор оптово-розничной торговли.
Программа «Дорожная карта бизнеса — 2020» реализуется по четырем направлениям. Первое — поддержка новых бизнес-инициатив, второе — оздоровление предпринимательского сектора, третье — снижение валютных рисков предпринимателей и четвертое — усиление предпринимательского потенциала.
В 2012 году реализация второго направления программы завершена.
- Какие суммы фонд выделяет на каждое направление?
- Для начала уточню, что мы всего лишь субсидируем средства из госбюджета, ставки вознаграждения по кредитам, получаемым предпринимателями в банках. При этом только на те проекты, которые реализуются в рамках перечисленных мною отраслей. Согласно «Дорожной карте бизнеса — 2020» ставка вознаграждения банка не должна превышать 14%, из которых 7% субсидируется государством.
С начала реализации программы по всем направлениям по инструменту «субсидирование» одобрено более 1780 проектов, в том числе по первому направлению — 1425, по второму — 219 и по третьему — 136. Общий объем кредитного портфеля, охваченного субсидированием, составляет более 371 миллиарда тенге, объем же выплаченных субсидий составил 16,3 миллиарда тенге.
Третье направление ДКБ — снижение валютных рисков предпринимателей. В рамках этого направления поддержка оказывается компаниям-экспортерам, работающим вне добывающих отраслей экономики. Я называю их высшим классом казахстанских предпринимателей, по этому направлению субсидируется 8% из 14.
Кроме того, в отличие от первого направления мы субсидируем их кредиты, в том числе выданные на оборотный капитал. По третьему направлению уже одобрено 136 проектов, из которых 110 договоров уже субсидируются.
Четвертое направление предполагает повышение образовательного уровня предпринимателей и внедрение новых моделей ведения бизнеса. Поддержка ведется через реализацию четырех проектов. Так, по проекту «Бизнес-советник» основам ведения бизнеса за 2011 год обучено свыше 15 000 человек, с начала реализации проекта — свыше 45 000 слушателей. «Сервисная поддержка бизнеса» в целом по республике оказана 10 888 предпринимателям, предоставлено порядка 20 000 сервисных услуг. В рамках «Обучения топ-менеджмента МСБ» прошли обучение 420 руководителей высшего и среднего звена. Еще 925 руководителей высшего и среднего звена обучились по проекту «Деловые связи», 58 человек прошли стажировку в Германии и 24 человека — в США.
Лимит стал выше
- Раньше максимальная сумма, которую субсидировало государство, не должна была превышать 3 миллиардов тенге. Будет ли пересмотрено это условие?
- На данный момент согласно условиям ДКБ-2020 максимальная сумма кредита может составлять 4,5 миллиарда тенге. Нижнего предела нет. Например, у нас есть проект в Северо-Казахстанской области по строительству пекарни и кредит там составил 1,2 миллиона тенге. В Павлодарской области выдан кредит владельцу швейного цеха на 800 тысяч тенге.
- А кто проводит оценку проектов с точки зрения того, подпадают ли они под ДКБ? Сам фонд или банки?
- В начале предприниматель со своим проектом приходит в банк, который анализирует его согласно параметрам ДКБ-2020 и затем принимает решение по финансированию проекта. С выпиской кредитного комитета банка предприниматель уже может обратиться в региональный координационный совет (РКС) при акимате, в состав которого также входят представители общественных организаций. Это могут быть НЭПК «Атамекен», Форум предпринимателей Казахстана, отраслевые ассоциации бизнеса. А РКС оценивает социальную значимость проекта и эффект от его реализации в регионе
- И какова схема осуществления субсидий из бюджета?
- Министерство экономического развития и торговли РК ежегодно направляет целевой трансферт из республиканского бюджета в регионы — зачисляет средства на счета местных исполнительных органов. И акиматы уже перечисляют их «Даму», а мы затем переводим деньги в соответствующие банки — кредиторы предпринимателей, получающих субсидии. Субсидирование осуществляется только после того, как заемщик погашает свою часть процентной ставки банку.
- Как известно, участники ДКБ должны 70% от полученного кредита пустить на инвестиционную часть и только 30% идет на оборотный капитал. Но банкиры говорят, что это условие отпугивает бизнесменов, которые как раз нуждаются в оборотных средствах. Соответственно, осложняется участие в госпрограмме как МСБ, так и банков. В чем здесь логика разработчиков?
- Логика здесь выстроена совершенно правильно, потому что основная задача состоит в создании новых производств, в реализации новых бизнес-инициатив, которые усиливают конкурентную среду, создают новые рабочие места. При этом с этого года у предпринимателей появилась возможность при получении в банках кредита на пополнение оборотных средств обратиться в «Даму» для получения гарантии. Часто субъекты МСБ жалуются, что производство уже готово стартовать, но для этого нужны оборотные средства. В этом случае «Даму» может предоставить им гарантию по кредиту.
Например, если кредит составляет 100 миллионов тенге, то на 50 миллионов тенге ставится залог, а на остальные 50 миллионов фонд выдаст гарантию. А для начинающих предпринимателей, если кредит составляет 20 миллионов тенге, то на 6 миллионов тенге предприниматель ставит залог, а на остальные 14 миллионов фонд выдаст гарантию.
Но субсидироваться такой кредит не будет. И в том и в другом случае предприниматель должен собственными средствами участвовать в проекте. Он может либо на 10% участвовать денежными средствами — закупить часть оборудования на собственные средства или выполнить часть строительно-монтажных работ за свой счет. Либо на 20% участвовать в проекте собственным имуществом — построить цех или пекарню на своей земле, к примеру.
Ставки будут снижаться
- Сейчас МСБ жалуется на нехватку залогового имущества при кредитовании в БВУ…
- Если говорить в общем, то ни в одной стране мира я не видела, чтобы бизнес начинал реализовываться при полном отсутствии залогового имущества, кроме суперинновационных проектов, когда в их финансирование включаются фонды прямых инвестиций. Но сейчас мы находимся в точке максимума, когда в посткризисный период банки более консервативно относятся к выдаче кредитов, и в особенности к залоговому обеспечению.
В ближайшем будущем я ожидаю послаблений в этих вопросах. Ресурсы для финансирования у банков достаточны, и они понимают, что тот, кто станет более гибким в своей залоговой политике сегодня (применит более лояльную залоговую политику), сможет быстрее своих конкурентов нарастить свой кредитный портфель. Полагаю, что при выдаче кредита банки должны в первую очередь делать акцент не на наличии залогов, а на рентабельности и платежеспособности бизнеса.
- Это Ваш прогноз?
- Да. Думаю, что в ближайшие годы это произойдет. То, что происходит сейчас, — это реакция на кризис. И Нацбанк, кстати, также призывает при кредитовании отойти от залоговой модели, больше смотреть на эффективность проекта, на потоки денег, которые он сможет генерировать.
- Глава «Евразийского банка» ожидает в ближайшее время снижения депозитных и кредитных ставок. А Вы как считаете?
- Я тоже ожидаю этого, потому что опять-таки слишком много ликвидности у БВУ, а им ведь надо деньги зарабатывать. Поэтому в результате конкуренции на рынке банковская маржа будет снижаться. И банки в свою очередь начнут искать более дешевое фондирование, в том числе, возможно, путем снижения ставок по депозитам.
- До какого уровня можно ожидать снижения по ставкам?
- С 6 августа Нацбанк снизил ставку рефинансирования на уровень 5,5%, который является самым низким показателем за последние 20 лет. Кроме того, как я говорила выше, банки имеют большую ликвидность и им надо их осваивать, притом что конкуренция на рынке с учетом активной деятельности отдельных банков с иностранным участием ужесточилась. Соответственно, уровень обслуживания банками, а также стоимость кредита для клиента будут решающими факторами. Учитывая это, снижение кредитных ставок банков — вполне ожидаемый процесс.
Подготовила Ксения БОНДАЛ
Источник: Газета “Голос Республики” №30 (252) от 17 августа 2012 года
Continue Reading:
«Дорожная карта бизнеса»: нижнего предела для суммы кредита нет