Заработную плату сотрудников управления патрульно-постовой службы и охраны общественного порядка МВД Узбекистана сократили на 30–40 процентов. Надбавки и премии никому не выдаются. Об этом Узбекской редакции Азаттыка – «Озодлику» сообщили сотрудники ОВД Бешарыкского и Бувайдинского районов Ферганской области, а также сотрудники УВД Ташкентской и Хорезмской областей.
По словам офицера в звании лейтенанта ОВД Бешарыкского района, с учетом зарплаты и надбавок его жалование сократилось на пятьдесят процентов.
– Под предлогом карантина зарплаты бюджетникам, в том числе и сотрудникам милиции, сократили на 50 процентов. Поручений валом, а денег платят мало. Для выполнения поручений нужна бумага, бензин, приходится днем и ночью питаться на улице, а это – слишком дорого. Государство никак не компенсирует нам наши затраты. Так, кстати, обстоят дела практически во всех организациях в системе министерства внутренних дел Узбекистана, – говорит милиционер из Бешарыка.
Сотрудник управления патрульно-постовой службы и охраны общественного порядка при ГУВД города Ташкента, с которым журналист «Озодлика» пообщался через мессенджер Telegram, говорит, что до недавнего времени его зарплата составляла 3 миллиона 550 тысяч сумов (около 350 долларов), но теперь он стал получать зарплату на 500 тысячей сумов (около 50 долларов) меньше.
Аналогичный ответ журналист получил и от сотрудников ОВД Бувайдинского (Ферганская область), Хатырчинского (Навоийская область) и Ургенчского (Хорезмская область) районов.
Лейтенант патрульно-постовой службы и охраны общественного порядка, ежедневно ездящий на работу из Учкурганского района Наманганской области в соседний Бувайдинский район в Ферганской области, пожаловался в разговоре с «Озодликом», что после сокращения зарплаты его денег еле хватает на дорогу.
«ЗАРПЛАТУ УРЕЗАЛИ ВСЕМ БЮДЖЕТНИКАМ»
На вопрос «Озодлика» о причинах сокращения заработной платы сотрудников органов внутренних дел, представитель Федерации профсоюзов Узбекистана ограничился ответом о том, что «зарплату урезали сотрудникам всех бюджетных организаций».
Во время карантина заработная плата журналистов Национального информационного агентства также сократилась на 23 процента, сообщил бухгалтер организации.
Сотрудники департамента культурного наследия министерства культуры Узбекистана и десятка других бюджетных организаций, опрошенные «Озодликом», также сообщили о сокращении своих заработных плат.
Бухгалтер одной из бюджетных организаций в Узбекистана сказал «Озодлику», что сокращения зарплат бюджетников происходит по распоряжению министерства финансов. По его словам, данное распоряжение основано на указе президента. Однако в документе нет ни слова «о невыплате надбавок и сокращении зарплат».
Редакция «Озодлика» не смогла получить комментарий по этому поводу от представителей Минфина.
Руководящий сотрудник одной из бюджетных организаций в Узбекистане в беседе с «Озодликом» предположил, что данные действия могли быть предприняты правительством в целях сокращения дефицита государственного бюджета.
По данным Минфина Узбекистана, дефицит госбюджета в первом полугодии текущего года составил 6,7 трлн. сумов или 2,6% ВВП.
Министр финансов Тимур Ишметов во время своего выступления в Сенате Олий Мажлиса 11 сентября заявлял, что из-за карантина в связи с коронавирусом, а также природных и техногенных катастроф в Бухарской и Сырдарьинской областях в часть расходов госбюджета были внесены “серьезные изменения”.
НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В беседе с «Озодликом» юрист Маримбой Раджабов отметил, что «согласно действующему закону, в период карантина или во время других ограничений, проводимых в целях защиты здоровья сотрудника, работодатель обязан выплачивать ему среднюю заработную плату».
– Согласно статье 219 Трудового кодекса Узбекистана, когда работник ограничен в работе из-за возникновения ситуаций, угрожающих его жизни или здоровью, работодатель должен выплатить ему среднюю заработную плату за тот период, когда он вынужденно не выходил на работу. Даже когда работник не выходит на работу из-за карантина, работодатель обязан выплатить ему среднюю зарплату. Работник имеет право отказаться от выполнения работы в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью. И в этом случае работодатель должен удовлетворить требование работника. Например, работодатель не имеет права заставлять работника выезжать на зараженную вирусом территорию. В случае отказа работника, работодатель не имеет права лишать его заработной платы или подвергать дисциплинарным взысканиям, – говорит Раджабов.
По утверждению юриста, наряду с Трудовым кодексом, указом президента Узбекистана о карантине работникам бюджетных организаций гарантируется ежемесячная выплата зарплаты в полном объеме.
– Согласно Трудовому кодексу, с письменного согласия работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Кроме того, работодатель может предоставить своему сотруднику карантинный отпуск. В этом случае, указом президента заработная плата работника сохраняется в полном объеме. Из этого следует, что даже если сотрудник не работает, ему ежемесячно нужно выдавать зарплату в полном объеме. Поэтому в данном случае, удержания из зарплат сотрудников внутренних дел является грубым нарушением Трудового кодекса и указа президента, – сказал «Озодлику» юрист Маримбой Раджабов.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»