В Алматы 16 июня 1987 года вынесли приговор в отношении четверых участников Декабрьских событий 1986 года, обвиненных в уголовных преступлениях. Суд приговорил Ертая Копесбаева к четырем годам, Тугельбая Ташенова и Каиргельды Кузембаева к 15 годам лишения свободы. Кайрат Рыскулбеков был приговорен к смертной казни. Позднее смертную казнь Рыскулбекову заменили заключением на 20 лет. Он погиб при загадочных обстоятельствах в тюрьме в Семипалатинске 21 мая 1988 года.
В интервью Азаттыку журналист Болатбек Толепберген, занимающийся исследованием демонстрации выступившей 17–19 декабря 1986 года против кадровой политики Кремля казахской молодежи, говорит, что материалы по делу участников Декабрьских событий и другие документы всё еще засекречены.
Азаттык: Как общественность того периода восприняла приговор 16 июня 1987 года в отношении нескольких человек, участвовавших в Декабрьских событиях?
Болатбек Толепберген: Когда 16 июня 1987 года вынесли приговор, общество осталось безмолвным. Никто не высказал своего мнения, боялись жестокости тоталитарного режима. Знали, что во время событий в декабре 1986 года применяли кровопролитные меры, поняли, что никого не пожалеют, поэтому были вынуждены молчать.
Азаттык: Как вели себя во время судебного процесса эти четверо? Они признали обвинения?
Болатбек Толепберген: В суде переводчиком был Дос Кошим (сейчас политик. – Ред.), эти парни говорили лишь на казахском языке. Дос Кошим, переводивший на русский язык сказанное подсудимыми, восхищался их мужеством и стойкостью. Они остались на своей позиции и не признали обвинение. Дос Кошим говорил, что больше всего его восхитила стойкость Кайрата Рыскулбекова.
Азаттык: Соблюдались ли права обвиняемых во время судебного процесса?
Болатбек Толепберген: В то время участников событий запугивали исключением из учебных заведений, комсомола, партии или увольнением. Мы не можем сказать, что соблюдались права тех, кто привлекался к суду и получил условные сроки, в то время позиция властей носила обвинительный уклон.
Азаттык: Писали ли СМИ того периода об этом приговоре?
Болатбек Толепберген: Когда первыми в газете «Огни Алатау» опубликовали снимок четверых ребят из зала суда, наверху спросили: «Почему опубликовали этот снимок?» На фото было видно, что взгляд парней был мужественным. Мы знаем, что за публикацию этого снимка был уволен ряд сотрудников издания. Кроме «Огней Алатау», о приговоре сообщило еще одно издание. В небольшом по содержанию сообщении кратко говорилось только об «осуждённых гражданах».
Азаттык: Какой была реакция на решение суда в союзных республиках?
Болатбек Толепберген: Критиков не было, тогда все зависели от Советского Союза.
Азаттык: Материалы следствия по Декабрьским событиям, по делам осуждённых граждан, другие документы сегодня в открытом доступе?
Это тему поднимают лишь к годовщине Декабрьских событий. Можно сказать, что и эта тема постепенно исчезает из памяти народа.
Болатбек Толепберген: Эти документы всё еще закрыты. Когда мы начали изучать эту тему в 2006 году и стали обращаться с запросами в архивы, архивы КНБ, нас засыпали вопросами, интересовались, для каких целей нам нужны эти документы. Думаю, что на работу с этими документами, на ознакомление с ними ученых или экспертов, на их распространение всё еще наложен запрет.
Сейчас эту тему не исследуют и не изучают. Не ведутся научные работы, она не стала темой духовного поиска. Это тему поднимают лишь к годовщине Декабрьских событий. Можно сказать, что и эта тема постепенно исчезает из памяти народа.
Азаттык: Спасибо за интервью.
“30 лет назад Кайрат Рыскулбеков был приговорен к расстрелу”. Фотогалерея Азаттыка:
Оригинал статьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»