Два лица арабской революции

После­ре­во­лю­ци­он­ные собы­тия в Туни­се и Егип­те раз­ви­ва­ют­ся весь­ма по-раз­но­му. В то вре­мя как пер­вое тунис­ское пра­ви­тель­ство, избран­ное в резуль­та­те сво­бод­ных выбо­ров, уже при­сту­пи­ло к рабо­те и обла­да­ет всей пол­но­той вла­сти, в Егип­те выбо­ры состо­ят­ся лишь 28 нояб­ря, и нико­му неиз­вест­но, полу­чит ли новое пра­ви­тель­ство власть в свои руки.

Автор: Валь­де­мар КРАУС

Две сосед­ние севе­ро­аф­ри­кан­ские стра­ны ста­ли «пер­вы­ми ласточ­ка­ми» пана­раб­ской рево­лю­ции. В Туни­се она про­изо­шла быст­ро, бур­но, ее искры зажгли пла­мя «фини­ко­вой рево­лю­ции» в Егип­те. Но сего­дня пути, по кото­рым пошли оба госу­дар­ства, весь­ма отлич­ны друг от дру­га. Если тунис­цы, полу­чив­шие пра­во сво­бод­но­го воле­изъ­яв­ле­ния и зна­ю­щие, что им боль­ше никто не может при­ка­зать голо­со­вать «как надо», счи­та­ют свою рево­лю­цию состо­яв­шей­ся, то егип­тяне из чис­ла тех, кто выхо­дил на демон­стра­ции и сто­ял насмерть на пло­ща­ди Тахрир, чув­ству­ют себя обманутыми.

Они все­рьез опа­са­ют­ся, что, с одной сто­ро­ны, «Бра­тья-мусуль­мане», при­со­еди­нив­ши­е­ся к про­те­стам лишь тогда, когда режим Муба­ра­ка стал тре­щать по всем швам, попы­та­ют­ся захва­тить власть и пре­вра­тить стра­ну в «рес­пуб­ли­ку Алла­ха», с дру­гой — опа­са­ют­ся, что взяв­ший власть Выс­ший воен­ный совет отка­жет­ся эту власть пере­дать в руки закон­но избран­но­го правительства.

Тунис верит в «новое начало»

Тунис­ская рево­лю­ция завер­ши­лась пер­вы­ми сво­бод­ны­ми выбо­ра­ми — на них, к нема­лым опа­се­ни­ям все­го миро­во­го сооб­ще­ства, побе­ди­ли исла­ми­сты, одна­ко они поспе­ши­ли заве­рить всех, что в их наме­ре­ния не вхо­дит ни уста­нов­ле­ние шари­а­та, ни пре­вра­ще­ние Туни­са в оплот «араб­ско­го Талибана».

Более того, как пар­тия, не набрав­шая абсо­лют­но­го боль­шин­ства, «Энна­х­да» (или «Воз­рож­де­ние» в пере­во­де) заклю­чи­ла союз с дву­мя совер­шен­но свет­ски­ми пар­ти­я­ми: Соци­а­ли­сти­че­ской («Этта­кол») и лево­на­ци­о­на­ли­сти­че­ским «Кон­грес­сом за рес­пуб­ли­ку» (CPR). Обра­зо­вав­ша­я­ся коа­ли­ция, с одной сто­ро­ны, явля­ет­ся вполне дее­спо­соб­ной, с дру­гой же — поз­во­ля­ет осу­ществ­лять дей­ствен­ный кон­троль за воз­мож­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми ради­каль­но­го исла­миз­ма со сто­ро­ны «глав­но­го партнера».

Миф о «зарож­де­нии ислам­ской дик­та­ту­ры» окон­ча­тель­но поки­нул пре­де­лы Туни­са. В сте­нах пар­ла­мен­та стра­ны пове­ял новый, демо­кра­ти­че­ский ветер. Нако­нец-то 217 депу­та­тов ново­го вре­мен­но­го зако­но­да­тель­но­го орга­на могут без сты­да гово­рить о том, что они депу­та­ты, пар­ла­мен­та­рии: они в самом деле демо­кра­ти­че­ски избран­ные пред­ста­ви­те­ли наро­да. Их зада­ча — в тече­ние года под­го­то­вить новую Кон­сти­ту­цию и новые, теперь уже регу­ляр­ные выборы.

Одна­ко теперь, когда выбо­ры поза­ди и их побе­ди­те­ли опре­де­ли­лись, речь зашла уже о «шку­ре мед­ве­дя» — о рас­пре­де­ле­нии выс­ших госу­дар­ствен­ных постов, о деле­же реаль­ной вла­сти. Кто же те люди, кото­рые долж­ны занять мини­стер­ские крес­ла — пусть все­го лишь на год?

Имен­но в их под­бо­ре про­фес­сор Юссеф Сед­дик, тунис­ский поли­то­лог, видит серьез­ную про­бле­му: «Мы сей­час за дере­вья­ми не видим леса, — счи­та­ет он, — все руга­ют­ся и спо­рят исклю­чи­тель­но о под­бо­ре кан­ди­да­тур на ту или иную долж­ность, о постах в том или ином мини­стер­стве. И забы­ва­ем об основ­ной зада­че это­го пра­ви­тель­ства — о заклад­ке основ новой республики!»

Что ж, хоро­шо уже то, что боль­ше в Туни­се никто, ни одна пар­тия не может пра­вить еди­но­лич­но. Люби­мая и песту­е­мая, ска­жем, в Рос­сии или в Казах­стане «вер­ти­каль вла­сти» для Туни­са — пусть и недав­нее, но все же прошлое.

Клю­че­вые посты в пра­ви­тель­стве зай­мут дав­ние про­тив­ни­ки дик­та­то­ра Бен Али: лидер левых Мон­сеф Марзу­ки стал пре­зи­ден­том стра­ны, соци­ал-демо­крат Муста­фа Бен Джа­фар — спи­ке­ром пар­ла­мен­та, а «номер вто­рой» в исла­мист­ской пар­тии «Энна­х­да» Хама­ди Дже­ба­ли воз­гла­вил кабмин.

Доволь­но непло­хой рас­клад, счи­та­ет про­фес­сор Сед­дик и тем не менее не торо­пит­ся пре­да­вать­ся эйфо­рии. Ему недо­ста­ет ясно­сти в вопро­се: чем, соб­ствен­но, жела­ет стать новый Тунис? Каким содер­жа­ни­ем напол­нит­ся здесь поня­тие «демо­кра­тия»? После 23 лет прав­ле­ния Бен Али это нема­ло­важ­ный, по его мне­нию, вопрос: «Мы немнож­ко пого­во­ри­ли о наци­о­наль­ной иден­тич­но­сти, об осво­бож­де­нии от оков дик­та­ту­ры — и тут же забы­ли мно­гие важ­ней­шие вопро­сы: к при­ме­ру, какую роль дол­жен играть ислам в новой Кон­сти­ту­ции? А если не ислам — что долж­но стать фун­да­мен­том наше­го ново­го государства?»

Ска­жем, тот же пре­мьер-министр Дже­ба­ли еще во вре­мя коа­ли­ци­он­ных пере­го­во­ров с дву­мя дру­ги­ми пар­ти­я­ми обро­нил такую небезын­те­рес­ную фра­зу: «Тунис встал на путь созда­ния шесто­го хали­фа­та». Что он имел в виду?

Сам пре­мьер сего­дня утвер­жда­ет, что его про­сто невер­но про­ци­ти­ро­ва­ли, одна­ко кри­ти­ки видят в его ого­вор­ке про­яв­ле­ние рели­ги­оз­ных пла­нов исла­ми­стов, обла­да­ю­щих в новом пар­ла­мен­те 89 места­ми и, таким обра­зом, круп­ней­шей фрак­ци­ей. Новый пре­зи­дент стра­ны Марзу­ки, в свою оче­редь, заве­рил всех: «Наша глав­ная зада­ча в дан­ный момент не борь­ба за тор­же­ство хали­фа­та, а борь­ба с без­ра­бо­ти­цей. Потом — с эко­но­ми­че­ским кри­зи­сом, потом — воз­рож­де­ние эко­но­ми­ки и рын­ка. За таким коли­че­ством дел хали­фат вряд ли вооб­ще попа­дет в повест­ку дня».

Инте­рес­но, что в отно­ше­нии защи­ты демо­кра­ти­че­ских прав, сво­бо­ды и в осо­бен­но­сти защи­ты прав жен­щин сре­ди парт­не­ров по коа­ли­ции, вклю­чая «Энна­х­ду», ника­ких про­ти­во­ре­чий не воз­ни­ка­ет. В основ­ном они спо­рят в дан­ный момент на эко­но­ми­че­ские темы. «Тунис­цы про­яв­ля­ют нетер­пе­ние, и их вполне мож­но понять, — под­черк­нул пре­зи­дент. — Мы сто­им на поро­ге труд­ных вре­мен, но и на поро­ге ново­го начала».

Что-то очень инте­рес­ное зарож­да­ет­ся в «лабо­ра­то­рии араб­ской демо­кра­тии» под назва­ни­ем Рес­пуб­ли­ка Тунис. Впер­вые в араб­ской, ислам­ской стране народ «одол­жил» власть поли­ти­кам — на стро­го опре­де­лен­ное, огра­ни­чен­ное вре­мя. Поэто­му и кри­тич­но настро­ен­ный фило­соф, про­фес­сор поли­то­ло­гии Тунис­ско­го уни­вер­си­те­та Юссеф Сед­дик все же про­яв­ля­ет осто­рож­ный оптимизм.

«После деся­ти­ле­тий коло­ни­а­лиз­ма и дик­та­ту­ры ни от одно­го наро­да нель­зя тре­бо­вать немед­лен­но­го дости­же­ния демо­кра­ти­че­ско­го уров­ня, ска­жем, Вели­ко­бри­та­нии, — под­чер­ки­ва­ет он. — Но нас уже сей­час мож­но поздра­вить: то, чего мы достиг­ли, — это в самом деле рево­лю­ци­он­ные пере­ме­ны для араб­ско­го мира. Мы — первые».

Еги­пет­ские «кук­лы» ушли от «кук­ло­во­дов»

В то вре­мя как в Туни­се новое пра­ви­тель­ство толь­ко успе­ло при­сту­пить к рабо­те, в Егип­те мини­стры пере­ход­но­го каби­не­та уже пода­ли в отстав­ку. При­чи­ной ее ста­ли собы­тия, начав­ши­е­ся в минув­шие выход­ные на каир­ской пло­ща­ди Тахрир: бес­по­ряд­ки и стыч­ки про­дол­жа­ют­ся по сей день. Пре­мьер-министр Эссам Шараф от име­ни чле­нов сво­е­го каби­не­та отпра­вил в Выс­ший воен­ный совет про­ше­ние об отставке.

По сооб­ще­нию теле­ка­на­ла «Аль-Джа­зи­ра», Выс­ший воен­ный совет при­нял отстав­ку каб­ми­на, одна­ко поз­же его пред­ста­ви­тель опро­верг это сооб­ще­ние в офи­ци­аль­ном ком­мю­ни­ке, раз­ме­щен­ном на близ­ком к пра­вя­щим кру­гам Егип­та веб-сай­те «Аль-Ахрам Online». Соглас­но его утвер­жде­ни­ям, реше­ние о при­ня­тии отстав­ки еще не при­ня­то — пред­по­ло­жи­тель­но, гене­ра­лы хоте­ли бы сна­ча­ла опре­де­лить­ся с кан­ди­да­ту­рой ново­го пре­мьер-мини­стра, преж­де чем Шараф и его коман­да уйдут.

Всту­пив­ший в долж­ность в мар­те это­го года Эссам Шараф поль­зо­вал­ся пона­ча­лу нема­лой попу­ляр­но­стью сре­ди про-демо­кра­ти­че­ских дви­же­ний Егип­та, одна­ко на про­тя­же­нии минув­ших меся­цев это чув­ство рас­тво­ри­лось под вли­я­ни­ем пол­ней­ше­го разо­ча­ро­ва­ния: пра­ви­тель­ство ока­за­лось совер­шен­но бес­силь­но перед воен­ным сове­том, неспо­соб­ным к про­ве­де­нию демо­кра­ти­че­ских реформ в стране.

Имен­но это разо­ча­ро­ва­ние и выли­лось в нынеш­ние бес­по­ряд­ки в Каи­ре: с пят­ни­цы демон­стран­ты дерут­ся с поли­цей­ски­ми на пло­ща­ди Тахрир. Здесь минув­шей зимой нача­лась рево­лю­ция, при­вед­шая к свер­же­нию Хос­ни Муба­ра­ка. Не за гора­ми новая зима, а на пло­ща­ди Тахрир — опять побоище.

Еги­пет­ские рево­лю­ци­о­не­ры чув­ству­ют себя обма­ну­ты­ми. Их новый «образ вра­га» — это Выс­ший воен­ный совет. «Народ хочет свер­же­ния фельд­мар­ша­лов!» — скан­ди­ру­ют демон­стран­ты. Пред­се­да­тель сове­та, фельд­мар­шал Мохам­мед Хус­сейн Тан­та­уи, вопло­ща­ет для них в себе образ «ново­го Муба­ра­ка». Страш­ный счет­чик люд­ских жиз­ней уже вер­тит­ся вовсю: с пят­ни­цы на пло­ща­ди Тахрир погиб­ли 26 чело­век, более 2000 полу­чи­ли ране­ния. Вра­чи окрест­ных боль­ниц, прав­да, утвер­жда­ют, что уби­тых гораз­до больше.

Каир­ские демон­стран­ты тре­бу­ют ско­рей­шей пере­да­чи вла­сти граж­дан­ско­му пра­ви­тель­ству. До сих пор пла­ни­ро­ва­лось, что Воен­ный совет отой­дет от управ­ле­ния стра­ной после пре­зи­дент­ских выбо­ров. Одна­ко их срок никак не полу­ча­ет­ся назна­чить, а что каса­ет­ся пред­сто­я­щих пар­ла­мент­ских выбо­ров в стране, кото­рые долж­ны начать­ся 28 нояб­ря про­длить­ся в три эта­па до янва­ря), то Выс­ший воен­ный совет заявил, что а) наме­рен оста­вить за собой пра­во нало­жить вето на любые реше­ния ново­го пар­ла­мен­та и каби­не­та мини­стров, б) не соби­ра­ет­ся нико­му предо­став­лять отчет о воен­ном бюд­же­те стра­ны. То есть, по сути, идея гене­ра­лов сво­дит­ся к одно­му: народ под­от­че­тен пра­ви­тель­ству, пра­ви­тель­ство под­от­чет­но нам.

Кро­ме того, Выс­ший воен­ный совет тре­бу­ет, что­бы и после избра­ния ново­го пре­зи­ден­та армии были предо­став­ле­ны пра­ва поли­ти­че­ский и эко­но­ми­че­ской авто­но­мии — сво­е­го рода «госу­дар­ство в государстве».

В мире эти собы­тия вызы­ва­ют нема­лое бес­по­кой­ство. Мини­стер­ства ино­стран­ных дел цело­го ряда евро­пей­ских госу­дарств опуб­ли­ко­ва­ли заяв­ле­ния о «глу­бо­кой обес­по­ко­ен­но­сти состо­я­ни­ем демо­кра­тии в Егип­те» и одно­вре­мен­но офи­ци­аль­но предо­сте­рег­ли сво­их граж­дан об опас­но­сти поез­док в эту севе­ро­аф­ри­кан­скую стра­ну, а тем, кто уже там нахо­дит­ся, посо­ве­то­ва­ли «избе­гать скоп­ле­ний наро­да и демонстраций».

Руко­во­ди­тель Лиги араб­ских госу­дарств, егип­тя­нин Набиль аль-Ара­би, при­звал сво­их сооте­че­ствен­ни­ков к спо­кой­ствию. По его сло­вам, он «весь­ма огор­чен про­ис­хо­дя­щим» и желал бы, что­бы все сто­ро­ны поупраж­ня­лись в выдерж­ке, соблю­дая при этом пра­во на сво­бо­ду мыс­лей и сво­бо­ду собраний.

Руко­во­ди­тель­ни­ца МИДа ЕС Кэтрин Эштон под­черк­ну­ла жела­ние евро­пей­цев послать в Еги­пет наблю­да­те­лей к пред­сто­я­щим выбо­рам — эта прось­ба была уже два­жды откло­не­на вре­мен­ным пра­ви­тель­ством, а точ­нее — Выс­шим воен­ным советом.

Вполне воз­мож­но, что Еги­пет сто­ит на поро­ге новых потря­се­ний. Если вол­не­ния на пло­ща­ди Тахрир будут, как сей­час, раз­рас­тать­ся — они вполне могут пере­ки­нуть­ся на дру­гие горо­да стра­ны и тогда может ока­зать­ся, что «фини­ко­вая рево­лю­ция» вновь при­дет в Египет…

View article:
Два лица араб­ской революции

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица