Прикованная к постели 80-летняя пенсионерка Анна Филатова, доведенная до отчаяния, решилась привлечь внимание к своему бедственному положению акцией протеста. Решила устроить голодовку, не выходя из квартиры, о чем сообщила прессе. Однако какой-то умник подсказал ей, что для этого ей нужно обратиться за разрешением в акимат. Что она и сделала, написав туда запрос.
Через десять дней из акимата пришел ответ — не разрешаем. Однако пенсионерка не согласилась с запретом и подала на акимат в суд. В своем иске она просила признать незаконным запрет на проведение ее голодовки.
Весь 2014 год пенсионерка судится с акиматом, однако суды всех инстанций, включая Верховный суд, посчитали, что прав был акимат, запретивший бабушке голодать у себя в квартире. При этом прокуратуры всех уровней не усмотрели в этом запрете голодовки нарушения законности и поддержали решения судов. То есть вся система правосудия ополчилась против несчастной бабушки.
Думаю, читатели уже осознали всю глубину маразма ситуации, созданного действиями чиновников судей и прокуроров РК. Что остается делать человеку, упершемуся в непробиваемую стену казахстанского правосудия? Только одно — писать в Комитет ООН по правам человека. Адвокат, нанятый Филатовой, пишет и отправляет жалобу в Комитет ООН, и весной 2015 года оттуда поступает запрос правительству РК по поводу этой тяжбы.
До кого-то во власти наконец дошло, что это действительно ни в какие правовые ворота не лезет, ну и, как оно у нас водится, все завертелось в обратную сторону. Генеральный прокурор лично внес протест в надзорную коллегию Верховного суда. Коллегия, признав незаконными решения всех судов по этому вопросу, быстро вынесла решение в пользу Филатовой. Все, финита ля комедия — бабушке разрешили голодать.
Вдумайтесь в идиотизм происшедшего — человеку, чтобы воспользоваться своим неотъемлемым правом на выражение протеста (не важно, против чего), пришлось потратить год сил, средств, нервов и времени. Были задействованы десятки госслужащих, проведены судебные процессы, исписана куча бумаги, а это все деньги налогоплательщиков. И ради чего? Ради того, чтобы бабушка не могла привлечь внимание к своей проблеме.
По сути, чиновники просто пытались спрятать бабушку с ее проблемой, потому что ее проблему должны решать они. То есть, грубо говоря, таким способом они пытались откосячить от той работы, за которую им платят зарплату. Лично я бы на месте нормальной порядочной власти от таких работников избавился тут же. Без выходного пособия.
Но это еще не все, у этой истории есть еще один негативный аспект — те в акимате, кто запрещал голодовку, и те, кто оправдывал этот запрет в судах и прокуратуре, не имели на это никакого права. Голодовка в собственной квартире не подпадает под действие закона «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан». Чиновники акимата, взявшись регламентировать домашние голодовки, превысили свои полномочия, за что в нормальном правовом государстве понесли бы непременно наказание. Точно так же судьи, выносившие незаконные судебные решения, либо юридически безграмотны, либо не в состоянии адекватно оценивать ситуацию. И в том, и в другом случае в нормальном правовом государстве им бы пришлось искать работу в другом месте.
Убежден, что в этой ситуации никто из ответственных за этот, мягко говоря, правовой нигилизм не понесет никакого наказания. А это означает, что завтра, если вы, уважаемый читатель, вдруг надумаете провести у себя в квартире митинг протеста (не важно, против чего) или демонстрацию, скажем, от ванной до лоджии, то не удивляйтесь, если вам это запретят. И не удивляйтесь, если завтра весь мир опять будет смеяться над нами в какой-нибудь комедии Бората. Есть за что! Вот такая у нас смешная страна. А точнее — власть, делающая ее такой.