Государству дизайнеры не нужны?

Ори­ги­наль­ные дизай­нер­ские про­ек­ты смог­ли посмот­реть алма­тин­цы на нынеш­них выход­ных. В южной сто­ли­це про­шел вто­рой фести­валь кон­цеп­ту­аль­но­го и про­мыш­лен­но­го дизай­на Design Weekend «Белая осень». Устро­и­те­ли доволь­ны резуль­та­та­ми выстав­ки, одна­ко сету­ют на невни­ма­ние со сто­ро­ны государства.

Автор: Васи­ли­на ЛАРИНА

Чер­но-белый инте­рьер поме­ще­ния, под­черк­ну­тый све­тя­щи­ми­ся аксес­су­а­ра­ми, — орга­ни­за­то­рам «Белой осе­ни» уда­лось ожи­вить мерт­вую серость нояб­ря. В нынеш­нем фести­ва­ле, вто­ром по сче­ту, при­ня­ли уча­стие более 30 про­фес­си­о­наль­ных и начи­на­ю­щих дизай­не­ров, кон­курс на уча­стие про­дол­жал­ся несколь­ко меся­цев. Фиш­кой «Белой осе­ни» ста­ли белые кро­ли­ки, кото­рые запо­ло­ни­ли зеле­ный поди­ум, где про­хо­ди­ла демон­стра­ция кол­лек­ций одежды.

Глав­ная цель меро­при­я­тия — дать тол­чок раз­ви­тию дизай­на инте­рье­ра в Казах­стане, а для это­го — позна­ко­мить про­мыш­лен­ни­ков с дизай­не­ра­ми. Орга­ни­за­то­ра­ми меро­при­я­тия уже вто­рой год под под­ряд ста­ла твор­че­ская груп­па Mechanical piano, создан­ная супру­же­ской парой дизай­не­ров — Нур­ла­ном Туре­ха­но­вым и Айгуль Куандыковой.

- По срав­не­нию с про­шлым годом, в этом году дизай­не­ры про­яви­ли боль­шую актив­ность, даже при­е­ха­ли извест­ные масте­ра из Гер­ма­нии и Рос­сии, кото­рые про­ве­ли мастер-клас­сы. К при­ме­ру, в пят­нич­ный вечер сво­им опы­том с гостя­ми поде­ли­лись извест­ные немец­кие дизай­не­ры Werner Loeffer и Friedrich Mocnik, — похва­лил­ся успе­ха­ми Нур­лан Туреханов.

По сло­вам  Нур­ла­на Туре­ха­но­ва, выстав­кой они хоте­ли пока­зать, что рабо­ты дизай­не­ров из Казах­ста­на ничем не отли­ча­ют­ся от рос­сий­ских или зару­беж­ных ана­ло­гов.  При­чем не отли­ча­ют­ся и по ценам — напри­мер, под­став­ка  под кан­це­ляр­ские това­ры сто­ит око­ло 15000 тенге.

Хотя, по сло­вам дизай­не­ров, сде­лан­ные вещи не тре­бу­ют осо­бых финан­со­вых затрат — все мож­но сде­лать в домаш­них условиях.

- Рабо­ты, кото­рые сде­ла­ны вруч­ную, сто­ят очень доро­го, так как в них вкла­ды­ва­ешь свои идеи и силы, — объ­яс­нил участ­ник фести­ва­ля Чин­гиз Шакуров.

Для созда­ния сво­их работ участ­ни­ки фести­ва­ля исполь­зо­ва­ли самые раз­но­об­раз­ные мате­ри­а­лы: сра­зу и не ска­жешь, что из обыч­но­го кар­то­на, стек­ла и желе­за мож­но соору­дить подоб­ные вещи.

Как и на пер­вой выстав­ке, основ­ны­ми объ­ек­та­ми ста­ли светильники.

Свои рабо­ты про­де­мон­стри­ро­ва­ли начи­на­ю­щие дизай­не­ры и даже те, кто вовсе не счи­та­ет себя тако­вым. Может, поэто­му экс­по­на­ты были выпол­не­ны в непри­выч­ном для про­стых обы­ва­те­лей дизайне.

Кро­ме ламп и тор­ше­ров были пред­став­ле­ны вешал­ки, часы, копил­ки и подставки.

Подоб­ных выста­вок в Казах­стане прак­ти­че­ски не про­во­дит­ся. Как сету­ют участ­ни­ки фести­ва­ля, сего­дня госу­дар­ству не нуж­ны дизай­нер­ские идеи и сей­час мало таких пло­ща­док, где мож­но было бы пока­зать свои творения.

- Госу­дар­ство не стре­мит­ся раз­ви­вать дизайн в стране. Все эти выстав­ки орга­ни­зо­вы­ва­ют­ся сугу­бо каки­ми-то ини­ци­а­тив­ны­ми груп­па­ми, кото­рые хотят пока­зать, что в Казах­стане есть свои кре­а­тив­ные идеи и твор­че­ские люди, — ска­зал один из участ­ни­ков фестиваля.

Кста­ти, мно­гие рабо­ты про­шло­год­не­го фести­ва­ля были выстав­ле­ны на фран­цуз­ских и ита­льян­ских сай­тах и очень быст­ро проданы.

- К сожа­ле­нию, рабо­ты моло­дых алма­тин­ских дизай­не­ров поль­зу­ют­ся спро­сом толь­ко за рубе­жом, — заме­тил Нур­лан Туреханов.

Тем не менее в тече­ние трех дней рабо­ты выстав­ка не была обде­ле­на вни­ма­ни­ем посе­ти­те­лей. Каж­дый смог най­ти для себя что-то осо­бен­ное и про­чув­ство­вать атмо­сфе­ру «Белой осени».

View article:
Госу­дар­ству дизай­не­ры не нужны?

Статьи по теме

Найти тех кто прославляет Даригу Назарбаеву

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще