ГАЗЕТА — Что делать народу в условиях прессинга властью?

В про­шлом номе­ре мы нача­ли обсуж­де­ние темы, что делать даль­ше демо­кра­ти­че­ским силам Казах­ста­на в усло­ви­ях, когда оппо­зи­ци­он­ных акти­ви­стов нача­ли сажать по сфаль­си­фи­ци­ро­ван­ным обви­не­ни­ям в совер­ше­нии тяж­ких пре­ступ­ле­ний, а внут­ри­по­ли­ти­че­ский про­цесс все более и более при­об­ре­та­ет немир­ный харак­тер. Сего­дняш­няя ста­тья – в про­дол­же­ние. Начать ее мы хотим с вопро­са: а что вооб­ще пред­ста­ви­те­ли граж­дан­ско­го обще­ства могут сде­лать сегодня? 

 

Автор: Муха­меджан АДИЛОВ

 

Отве­тить на него тем более важ­но, что некри­ти­че­ское отно­ше­ние и явный субъ­ек­ти­визм в дан­ном слу­чае про­яв­ля­ют все без исклю­че­ния. При­чем логи­ка подоб­но­го пове­де­ния пред­ста­ви­те­лей Акор­ды и ее про­па­ган­ди­стов понят­на — утвер­ждая, что демо­кра­ти­че­ская оппо­зи­ция мало­чис­лен­на, бес­силь­на, явля­ет­ся мари­о­нет­кой Вашинг­то­на или Мух­та­ра Абля­зо­ва, не поль­зу­ет­ся под­держ­кой насе­ле­ния и так далее и тому подоб­ное, они пыта­ют­ся мораль­но раз­да­вить сво­их оппо­нен­тов. Но поче­му лиде­ры и акти­ви­сты демо­кра­ти­че­ских сил пыта­ют­ся выдать жела­е­мое за дей­стви­тель­ное, непонятно.

С фак­та­ми не поспоришь

Фак­ты — вещь упря­мая, и если на пуб­лич­ные меро­при­я­тия в полу­то­ра­мил­ли­он­ном Алма­ты соби­ра­ет­ся мак­си­мум одна-две тыся­чи про­те­сту­ю­щих, то есть в них участ­ву­ет при­бли­зи­тель­но толь­ко один из тыся­чи горо­жан, а в област­ных цен­трах — и того мень­ше, это озна­ча­ет, что под­держ­ки со сто­ро­ны насе­ле­ния у оппо­зи­ции нет. При­чин тому мно­же­ство, вклю­чая жест­кий адми­ни­стра­тив­ный прес­синг, кото­рый чем даль­ше в про­вин­цию, тем плот­нее. Но глав­ное, дума­ет­ся, все-таки в другом.

Нач­нем с того, что в Казах­стане, как, впро­чем, и дру­гих цен­траль­но­ази­ат­ских госу­дар­ствах, нет опы­та и навы­ков демо­кра­тии. Прав­да, наши ура-пат­ри­о­ты частень­ко вспо­ми­на­ют о степ­ной демо­кра­тии, когда ханов и биев выби­ра­ли, но забы­ва­ют, что про­ис­хо­ди­ло это дав­но, когда подав­ля­ю­щая часть насе­ле­ния вела коче­вой образ жиз­ни, и что меж­ду теми вре­ме­на­ми и сего­дняш­ним днем лежат сот­ни лет авто­ри­та­риз­ма, за кото­рые в наших сте­пях «буй­ных» ста­ло зна­чи­тель­но меньше.

Демо­кра­тия — это фор­ма реа­ли­за­ции поли­ти­че­ской актив­но­сти зна­чи­тель­ных масс граж­дан, без нее она невоз­мож­на в прин­ци­пе. Но поли­ти­че­ская актив­ность рож­да­ет­ся на осно­ве соци­аль­ной актив­но­сти, как ее раз­ви­тие в резуль­та­те осо­зна­ния вза­и­мо­свя­зи меж­ду соци­аль­ны­ми про­бле­ма­ми и поли­ти­че­ски­ми про­цес­са­ми. Или в резуль­та­те иных обще­на­ци­о­наль­ных про­цес­сов вро­де раз­ва­ла поли­ти­че­ской систе­мы, борь­бы за наци­о­наль­ный суве­ре­ни­тет или про­тив окку­пан­тов, пора­же­ния в войне.

Увы, в Казах­стане мы общи­ми уси­ли­я­ми и по общей вине не смог­ли исполь­зо­вать пери­од повы­шен­ной поли­ти­че­ской актив­но­сти масс сра­зу после раз­ва­ла СССР для демо­кра­ти­за­ции поли­ти­че­ской систе­мы и постро­е­ния демо­кра­ти­че­ско­го госу­дар­ства. А после мас­со­во­го исхо­да рус­ско­языч­ных граж­дан в 90‑х годах про­шло­го века, двух раз­го­нов пар­ла­мен­та и зачист­ки неза­ви­си­мых теле­ка­на­лов стра­на уве­рен­но вста­ла на рель­сы авто­ри­та­риз­ма и не схо­дит с них до сих пор.

Мы уже писа­ли про роль сред­не­го клас­са, срав­ни­вая ситу­а­цию в Казах­стане и Рос­сии, поэто­му здесь толь­ко повто­рим­ся — судя по все­му, без мас­со­во­го сред­не­го клас­са демо­кра­тия как поли­ти­че­ская систе­ма, как меха­низм функ­ци­о­ни­ро­ва­ния госу­дар­ства невоз­мож­на. С этой точ­ки зре­ния Казах­ста­ну тре­бу­ет­ся вре­мя, что­бы рынок пере­мо­лол наше полу­фе­о­даль­ное обще­ство с его кла­но­вы­ми «роди­мы­ми пятнами».Однако про­бле­ма в том, что мы креп­ко сидим на неф­те­га­зо­вой игле, а госу­дар­ствен­ная власть узур­пи­ро­ва­на узкой груп­пой лиц, кото­рые экс­плу­а­ти­ру­ют ее как биз­нес в част­ных инте­ре­сах, что может затя­нуть этот про­цесс на десятилетия.

Свя­то место пусто не бывает

Со мной могут не согла­сить­ся, но я счи­таю, что соци­аль­ная база демо­кра­ти­че­ских сил и идей в нашей стране сужа­ет­ся, что нахо­дит выра­же­ние через пони­жа­ю­щий­ся уро­вень под­держ­ки их насе­ле­ни­ем. И это при­во­дит к двум неиз­беж­ным результатам.

Во-пер­вых, про­тестные настро­е­ния вме­сте с их носи­те­ля­ми ухо­дят в под­по­лье и все боль­ше начи­на­ют выра­жать­ся через немир­ный про­тест, как пра­ви­ло, ради­каль­но-экс­тре­мист­ский с ислам­ским оттен­ком. Я спе­ци­аль­но гово­рю «оттен­ком», так как в дан­ном слу­чае исход­ной точ­кой явля­ет­ся не сам ислам как рели­гия, а то, что он слу­жит пово­дом для объ­еди­не­ния людей, ищу­щих в нем убе­жи­ща от про­блем или путь в свет­лое будущее.

Посколь­ку в таких неофи­ци­аль­ных груп­пах неиз­беж­но про­ис­хо­дит есте­ствен­ный про­цесс выде­ле­ния лиде­ров, как пра­ви­ло, самых хариз­ма­тич­ных и энер­гич­ных участ­ни­ков, то имен­но от них зави­сит, куда эта груп­па «дви­нет­ся». Ну а посколь­ку такие нефор­маль­ные объ­еди­не­ния в основ­ном фор­ми­ру­ют­ся из людей, так или ина­че загнан­ных на соци­аль­ное дно, не нашед­ших себя в рын­ке и поте­ряв­ших­ся в нынеш­нем обще­стве, неуди­ви­тель­но, что они радикализируются.

Уди­ви­тель­но ско­рее то, что таких ради­ка­лов еще отно­си­тель­но мало, но дей­ствия поли­ции и спец­служб про­тив них, исклю­чи­тель­но репрес­сив­ные, а в послед­ние годы — откро­вен­но тер­ро­ри­сти­че­ские, очень быст­ро уско­рят созре­ва­ние ради­каль­но-тер­ро­ри­сти­че­ско­го под­по­лья в нашей стране.

Во-вто­рых, поли­ти­че­ское про­стран­ство Казах­ста­на начи­на­ет упо­доб­лять­ся Синай­ской пустыне. Теперь там, подоб­но соля­но­му стол­бу, тор­чит НДП «Нур Отан», от кото­ро­го несет мерт­вым духом фор­ма­лиз­ма, идей­ной пусто­ты и чино­угод­ни­че­ства, рядом с ним бол­та­ют­ся две про­на­зар­ба­ев­ские пар­тии псев­до­ком­му­ни­стов и псев­допред­при­ни­ма­те­лей, а даль­ше — пусто­та. Эту пусто­ту пыта­лись запол­нить мно­гие, в том чис­ле кора­ни­ты, пар­тии ислам­ско­го тол­ка, наци­о­на­ли­сты, демо­кра­ты, но нико­му это не удалось.

Мож­но пред­ска­зать, что как толь­ко прес­синг вла­стей ослаб­нет, а это неиз­беж­но, так как после эска­ла­ции воору­жен­но­го про­ти­во­сто­я­ния с ради­каль­ны­ми груп­па­ми Акор­де при­дет­ся тем или иным спо­со­бом выхо­дить из это­го кон­флик­та, веду­ще­го пря­мо к граж­дан­ской войне и рас­па­ду стра­ны, вот тогда в поли­ти­че­ской пустыне неиз­беж­но появят­ся ислам­ские и наци­о­на­ли­сти­че­ские пар­тии как отра­же­ние двух глав­ных про­цес­сов в соци­аль­ной сфе­ре — исла­ми­за­ции и роста чис­лен­но­сти казах­ско­языч­ных каза­хов в общей чис­лен­но­сти населения.

Так или ина­че, если даже Акор­де не удаст­ся уни­что­жить демо­кра­ти­че­ские силы адми­ни­стра­тив­ным дав­ле­ни­ем и поли­ти­че­ски­ми репрес­си­я­ми, они ока­жут­ся под угро­зой если не выми­ра­ния, то пре­вра­ще­ния в ред­кий вид в силу сокра­ще­ния сво­ей соци­аль­ной базы. Поэто­му, обсуж­дая вопрос, что могут сде­лать демо­кра­ти­че­ские силы в насто­я­щих усло­ви­ях, нуж­но рас­смат­ри­вать его в ком­плек­се, а имен­но: на какие груп­пы казах­стан­цев мож­но повли­ять; есть ли у них моти­вы слу­шать и вос­при­ни­мать; суще­ству­ют ли спо­со­бы досту­чать­ся до них; смо­гут ли они высту­пить в каче­стве поли­ти­че­ской силы или хотя бы под­дер­жать демо­кра­ти­че­ские лозун­ги и действия?

Дого­ва­ри­вать­ся мож­но и нужно

При более подроб­ном изу­че­нии темы ока­зы­ва­ет­ся не все так пло­хо, как кажет­ся на пер­вый взгляд. Дело в том, что по мере того, как поли­ти­че­ская и госу­дар­ствен­ная власть кон­цен­три­ро­ва­лась в руках Назар­ба­е­ва и его окру­же­ния, этой вла­сти, или точ­нее ее части­чек, лиша­лись несколь­ко групп, кото­рые на пер­вых эта­пах нашей исто­рии сыг­ра­ли клю­че­вую роль, под­дер­жав буду­ще­го елба­сы. Это реги­о­наль­ные эли­ты, кор­пус госу­дар­ствен­ных слу­жа­щих и бюд­жет­ни­ков, зна­чи­тель­ная часть эли­ты, ныне оттес­нен­ная от «боль­шо­го пиро­га» более силь­ны­ми конкурентами.

Судя по все­му, имен­но эти груп­пы в силу сво­ей боль­шей инфор­ми­ро­ван­но­сти, луч­ше­го вла­де­ния рус­ским и ино­стран­ны­ми язы­ка­ми, зна­ния, что такое насто­я­щая демо­кра­тия и как она реа­ли­зу­ет­ся в «нор­маль­ных» стра­нах, заин­те­ре­со­ван­но­сти в том, что­бы были сфор­му­ли­ро­ва­ны и соблю­да­лись пра­ви­ла поли­ти­че­ской игры, обес­пе­чи­ва­лась закон­ность и пра­во­по­ря­док, могут стать сто­рон­ни­ка­ми, а затем, как ни стран­но это зву­чит, — про­вод­ни­ка­ми демократии.

Но эти груп­пы в отли­чие от про­ле­та­ри­а­та, кото­ро­му нече­го терять кро­ме сво­их цепей, и мар­ги­на­лов, у кото­рых нет даже цепей, весь­ма уяз­ви­мы для репрес­сив­но­го аппа­ра­та. И это обсто­я­тель­ство сра­зу опре­де­ля­ет фор­му рабо­ты с ними — ника­ких пер­вич­ных пар­тий­ных орга­ни­за­ций в мини­стер­ствах, ника­ких про­па­ган­дист­ских групп, исклю­чи­тель­но Интер­нет и соци­аль­ные сети, а так­же пря­мые пере­го­во­ры с отдель­ны­ми кла­на­ми в Акорде.

Дру­гая груп­па, с кото­рой демо­кра­ти­че­ские силы могут рабо­тать, что тоже, навер­ное, зву­чит сверх­ре­во­лю­ци­он­но, это наци­о­на­ли­сты. Дело в том, что эта часть поли­ти­че­ско­го спек­тра стра­ны пред­став­ля­ет собой меша­ни­ну из мно­же­ства фор­маль­ных и нефор­маль­ных обра­зо­ва­ний и отдель­ных фигур плюс вави­лон­ской нераз­бе­ри­хи идей и лозунгов.

Сре­ди наци­о­на­ли­стов есть люди, про­по­ве­ду­ю­щие исклю­чи­тель­ность казах­ской нации и казах­ско­го язы­ка и вполне гото­вые при слу­чае начать делить обще­ство по наци­о­наль­но­му и язы­ко­во­му прин­ци­пу, даже если это при­ве­дет к кро­ви, погро­мам и граж­дан­ской войне.

Но есть, и их, похо­же, боль­шин­ство, те, для кого идеи наци­о­на­лиз­ма — это спо­соб реа­ги­ро­ва­ния на то, что казах­ский язык никак не может срав­нять­ся с рус­ским как язык меж­на­ци­о­наль­но­го обще­ния и язык эко­но­ми­ки, и на то, что имен­но казах­ско­языч­ные каза­хи ока­за­лись в ниж­ней части соци­аль­ной лест­ни­цы и у них прак­ти­че­ски нет воз­мож­но­стей под­нять­ся по ней.

Это гигант­ский про­тестный потен­ци­ал, и его мож­но напра­вить в пра­виль­ное, не ради­каль­но-про­тестное, а поли­ти­че­ское рус­ло. Понят­но, что Акор­да в целях соб­ствен­ной без­опас­но­сти будет вся­че­ски, в том чис­ле зако­но­да­тель­но, пре­пят­ство­вать созда­нию и функ­ци­о­ни­ро­ва­нию наци­о­на­ли­сти­че­ских пар­тий, но оста­но­вить этот про­цесс она не в силах. Поэто­му нуж­но начи­нать диа­лог с наци­о­на­ли­ста­ми, пыта­ясь най­ти с ними кон­сен­сус в отно­ше­нии к авто­ри­та­риз­му в част­но­сти и Назар­ба­е­ву кон­крет­но, пред­ла­гать им демо­кра­тию как систе­му, в кото­рой будут в обя­за­тель­ном поряд­ке учи­ты­вать­ся и нахо­дить отра­же­ние их позиции.

Тре­тья боль­шая груп­па — это исла­ми­сты. К сожа­ле­нию, нынеш­няя поли­ти­ка Акор­ды — навя­зы­ва­ние одно­го тече­ния исла­ма, при­знан­но­го вла­стя­ми тра­ди­ци­он­ным для Казах­ста­на, и пре­сле­до­ва­ние дру­гих, и осо­бен­но сект, сопря­жен­ное с мас­со­вы­ми репрес­си­я­ми и откро­вен­ны­ми убий­ства­ми ради­ка­лов и экс­тре­ми­стов, неиз­беж­но ведет к войне меж­ду исла­ми­ста­ми и свет­ским государством.

В наци­о­наль­ных инте­ре­сах Казах­ста­на и всех казах­стан­цев дать воз­мож­ность исла­ми­стам созда­вать свои поли­ти­че­ские пар­тии и таким обра­зом пере­на­пра­вить про­тест части этих групп, наде­ем­ся, боль­шей, в поли­ти­че­скую сфе­ру, отвле­кая их таким спо­со­бом от воору­жен­но­го про­ти­во­сто­я­ния с государством.

При­гла­ша­ем к дискуссии

Мы бег­ло пере­чис­ли­ли соци­аль­ные груп­пы и слои насе­ле­ния, с кото­ры­ми могут начать рабо­тать демо­кра­ти­че­ские силы. Ко все­му это­му сле­ду­ет при­ба­вить тра­ди­ци­он­ные сек­то­ра актив­но­сти — кон­так­ты с зару­беж­ной обще­ствен­но­стью и прес­сой, меж­го­су­дар­ствен­ны­ми и меж­ду­на­род­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми, пра­во­за­щит­ны­ми струк­ту­ра­ми и так далее.

Понят­но, что это тре­бу­ет, что­бы демо­кра­ти­че­ские силы нача­ли кар­ди­наль­но менять­ся, в первую оче­редь пере­хо­дить мас­со­во на казах­ский язык, исполь­зо­вать совре­мен­ные сети и тех­но­ло­гии ком­му­ни­ка­ции и, самое глав­ное, чет­ко опре­де­ли­лись, что их глав­ная зада­ча не борь­ба за поли­ти­че­скую власть и Акор­ду, а про­ти­во­дей­ствие авто­ри­та­риз­му и тем, кто его реализует.

Мы пони­ма­ем, что это зву­чит немно­го обид­но, но исто­ри­че­ский факт — после 1997 года демо­кра­ти­че­ские силы нашей стра­ны все­гда при­мы­ка­ли к дру­гим выхо­дя­щим на поли­ти­че­скую аван­сце­ну группам.

Сна­ча­ла к Аке­жа­ну Каже­гель­ди­ну, кото­рый, окреп­нув как поли­тик на посту пре­мьер-мини­стра стра­ны, стал поли­ти­че­ским кон­ку­рен­том Назар­ба­е­ва и откры­то высту­пил про­тив него, за что и попла­тил­ся изгна­ни­ем и заоч­ным судеб­ным приговором.

Затем насту­пи­ла оче­редь «Демо­кра­ти­че­ско­го выбо­ра Казах­ста­на» во гла­ве с Мух­та­ром Абля­зо­вым и Галым­жа­ном Жаки­я­но­вым, под фла­гом кото­ро­го собра­лись демо­кра­ти­че­ски настро­ен­ные пред­при­ни­ма­те­ли и чиновники.

Теперь, если верить госу­дар­ствен­ным обви­ни­те­лям на про­цес­се Вла­ди­ми­ра Коз­ло­ва, за всей демо­кра­ти­че­ской оппо­зи­ци­ей сто­ит Мух­тар Кабулович.

Нынеш­няя попыт­ка Акор­ды раз­гро­мить демо­кра­ти­че­ские силы демон­стра­тив­ной рас­пра­вой над Вла­ди­ми­ром Коз­ло­вым — это в первую оче­редь сти­мул для того, что­бы разо­брать­ся в сво­их про­бле­мах и выра­бо­тать новую так­ти­ку дей­ствий. Поэто­му, пони­мая, что очень труд­но сфор­му­ли­ро­вать то, над чем бьют­ся сот­ни людей в нашей стране, мы взя­ли на себя труд сде­лать этот мате­ри­ал. Мы пред­ла­га­ем его всем как «запал» для обще­на­ци­о­наль­ной дис­кус­сии — что могут и долж­ны делать в нынеш­них слож­ных усло­ви­ях демо­кра­ти­че­ские силы Казахстана.

Сло­во за вами, ува­жа­е­мые читатели.

 

Источ­ник: Газе­та “Голос Рес­пуб­ли­ки” №36 (258) от 28 сен­тяб­ря 2012 года

Visit site:
ГАЗЕТА — Что делать наро­ду в усло­ви­ях прес­син­га властью?

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица