В последнее время отношения у нашей газеты со служителями госбезопасности заметно лучшились. Недавно нам вернули изъятые для неких следственных действий принтер и ноутбук. Плюс стали оперативнее отвечать на наши запросы, причем называя в своих ответах наших редакторов по имени-отчеству – мол, оцените нашу осведомленность.
Автор: Редакция
Но две недели назад вся «любовь» с нами у КНБ закончилась. Комитетчики, подобно неверной жене, «завели роман» с телевидением. В программе телеканала КТК была показана запись, по-видимому, показаний несостоявшегося террориста. Невооруженным глазом видно, что «утечка» организована известным ведомством.
Чуть позже на почту российского портала «Республика» пришло письмо за подписью «подполковника полиции в отставке». «Как бывший сотрудник правоохранительных органов, рекомендую вам задать Генпрокуратуре и КНБ вопросы относительно того, как материалы уголовного дела по обвинению Павлова А. и других в подготовке теракта 24 марта 2012 года в Алматы оказались в открытом доступе», — написал «подполковник».
Он резонно заметил, что все уголовные дела по обвинению в терроризме расследуются в закрытом порядке. Да, впрочем, мы и сами сообщали уже нашим читателям: с наших сотрудников, которых допрашивали в рамках этого уголовного дела, взяли подписки о неразглашении тайны следствия.
«Не хотите поинтересоваться, как и зачем видеозаписи показаний, причем неоднократно, попадали в руки журналистов телеканала КТК и интернет-сайта Тотал.kz, которые их затем распространяли на всю страну, не боясь ответственности?» — предложил автор письма.
Мы последовали совету и послали запросы сразу в два места — КНБ и Генпрокуратуру с примерно одинаковым содержанием.
Вопросы были такие:
1. Каким образом видеозапись показаний террориста попала в руки журналистов телеканала КТК и интернет-сайта Тотал.kz?
2. Кто конкретно из следователей или оперативников КНБ передал вышеуказанным СМИ этот видеоматериал и с какой целью?
3. Были ли при этом соблюдены процедуры рассекречивания материалов следствия или видеозаписи показаний террориста просто отдали посторонним людям?
4. Если видеозаписи показаний террориста официально телеканалу КТК и интернет-сайту Тотал.kz не передавались, будет ли возбуждаться дело в отношении этих СМИ по факту утечки и публикации секретных документов? Как это в свое время было сделано по отношению к редактору Рамазану Есергепову.
В завершение запроса мы попросили: раз данная видеозапись перестала быть секретом, передайте ее копию нам тоже, чтобы мы могли отдать ее на независимую экспертизу. Что называется, размечтались…
На исходе второй недели бесплодного ожидания мы решились позвонить в Генпрокуратуру (в КНБ о‑о-очень трудно дозвониться), чтобы узнать судьбу нашего запроса. Состоялся прелюбопытный диалог.
Офис-менеджер: «Это опять вас беспокоит газета «Голос республики»! Я по поводу запроса от 9 апреля 2012 года, исходящий №239. Ваш входящий № 191/32. Когда вы нам дадите на него ответ?»
Женский голос в трубке: «Вам ответ дадут в течение 15—30 дней».
Офис-менеджер: «А как же закон о СМИ? В соответствии с пунктом 2—1 статьи 18 вы должны предоставить запрашиваемую информацию в течение трех дней с момента поступления обращения или же предоставить мотивированный отказ…»
Голос в трубке: «Мы отвечаем в течение трех дней только вышестоящим органам либо правительству (!!!)».
Офис-менеджер: «Дайте мне, пожалуйста, номер телефона исполнителя Сакенова из первого департамента».
Голос в трубке (перед тем как ответить, тихо спрашивает у кого-то: «Дать телефон?»): «Номера телефонов мы не даем».
…Ну что ж, нам не привыкать стучать в закрытые двери. И, как показывает опыт, правда имеет свойство просачиваться через стены любой толщины и крепости. Так и здесь думающим людям понятно, кто, кому и зачем. Тем более что в следующем выпуске той же программы КТК «выстрелило» новой записью «террориста», который на этот раз назвал новые имена своих «пособников». Похоже, цель сужается и в прорези прицела все явственнее видна наша газета.
Когда верстался номер
Видимо, разговор с Генпрокуратурой не пропал даром, и на следующий день в ящике редакции мы обнаружили ответ, но, правда, от «чекистов». Приведем его целиком:
«Уважаемая редакция! По существу ваших вопросов сообщаем, что до завершения расследования уголовных дел в соответствии с ч. 1 ст. 205 Уголовно-процессуального кодекса РК «Недопустимость разглашения данных предварительного следствия и дознания» предоставить интересующие вас сведения не представляется возможным.
Пресс-служба КНБ РК».
Источник: Газета “Голос Республики” №15 (237) от 20 апреля 2012 года
Read More:
ГАЗЕТА — Госсекреты в прямом эфире