Несмотря на протесты общественности, казахстанские власти упорно продвигают вступление страны в Евразийский союз. Подписание документов, напомним, должно произойти до конца мая текущего года. Причем по мнению наблюдателей, Астана форсирует события. Почему?
Мы уже не раз писали о протестах со стороны части казахстанской общественности, выстпающей против вступления Казахстана в Евразийский союз. Чего только уже не было — письма и обращения писали, пресс-конференции прводили, даже форум собрали. Однако никакой реакции на это от Акорды не последовало.
Хотя власти не могут не знать о негативном настрое в обществе, к тому же против выступают достаточно известные и уважаемые люди. Несмотря на это, Нурсултан Назарбаев, выступая на днях в России и в Минске, активно лоббирует Евразийский союз. Мы задали вопрос тем, кто активно выступает против этой инициативы: почему президент Назарбаев так торопится подписать договор и почему нет реакции со стороны Акорды?
А кому же пиарить эту идею?!
По мнению руководителя движения «Ұлт тағдыры» Доса Кушима, власти Казахстана никогда не считались с мнением общественности.
- На мой взгляд, у нашей власти нет привычки оглядываться на мнение общества, особенно в вопросах государственной важности, с одной стороны. С другой — активная часть населения выражает свой протест, но эта не та сила, к которой бы власть прислушалась, такого уровня политическая сила пока не сформировалась в Казахстане. У нас нет радикальных протестов, что опять-таки, с одной стороны, радует, но с другой — огорчает: мы еще не освоили эффективные методы протеста, нет организованного, централизованного, единого выражения народного мнения.
Власти, по мнению Доса Кушима, прекрасно знают, что большинство в обществе против этого союза, но слабость протеста позволяет им не обращать на это сильного внимания.
- Но нужно заметить, что выступления Назарбаева в объяснительно-оправдательном тоне говорят о том, что он хочет успокоить народ, — считает в то же время Дос Кушим. — Например, запустили идею о «Қазақ елі», говорилось о том, что этот союз никак не повлияет на нашу независимость или что это всего лишь экономический союз, то есть попытки предпринимаются, чтобы повлиять на общественное мнение.
Дос Кушим также объяснил, почему елбасы все время пиарит эту идею.
- Это же его собственная инициатива, кто ее должен хвалить, если не сам автор идеи? И потом, не забывайте, что для нашей власти пойти на какие-то уступки с учетом мнения общества — это значит показать свою слабость, и поэтому неприемлемо. Такая черта свойственна авторитарным режимам, удивляться тут нечему, поэтому не стоит обольщаться, назад пути уже не будет, на это власти не пойдут, — убежден он и разъясняет почему: — Нельзя сказать, что Назарбаев боится кого-то или чего-то — Путина, к примеру. Но странно другое, что Крым, ставший неким предупреждением со стороны России, никак не повлиял на решения казахстанских властей и что нас не пугает, что этот союз все больше приобретает формы именно политического объединения, нежели экономического.
У Назарбаева свои расчеты
Как считает политик Толеген Жукеев, определенная реакция со стороны власти все-таки была.
- Ожидать, что власти начнут прекращать все переговоры и откажутся подписывать договор по Евразийскому союзу, было бы неверно. И вы ошибаетесь, если считаете, что никакой реакции не было, это не так. К примеру, возьмите интервью Бауыржана Байбека, первого заместителя председателя партии «Нур Отан», по этому поводу, или Бахытжана Сагинтаева, первого вице-премьера, и других крупных чиновников. Выступления самого Назарбаева… вот буквально вчера в МГУ, где он заявляет, что реинкарнация Советского Союза невозможна, разве это не реакция, — уверен политик.
По его словам, давление со стороны общества заставляет власти оправдываться.
- Желание правящей верхушки вступить во что бы то ни стало в этот союз, исходя из собственных эгоистических побуждений, на мой взгляд, стратегическая ошибка. В обществе есть массовое неприятие этой идеи совершенно разными людьми: экспертами, учеными, не только теми, кто придерживается оппозиционных взглядов, поэтому власть вынуждена все время оправдываться. На мой взгляд, все это можно отыграть назад, если кто-то считает, что это невозможно исторически, тот ошибается. Со стороны может казаться, что есть некий страх или давление, но у Назарбаева на самом деле свои расчеты. Нельзя говорить, что кто-токому-то руки выкручивает или что Акорда полностью пляшет под дудку Кремля, это не так, все гораздо сложнее. Со свой стороны я думаю, что нельзя опускать руки, нужно продолжать работать с обществом, и все больше людей убеждаются с каждым днем, что такой союз Казахстану не нужен, — заключил Толеген Жукеев.
В свою очередь гражданский активист Геройхан Кыстаубаев считает, что отсутствие сильной политической силы позволяет не обращать внимания на общественное мнение.
- В настоящее время нет такой политической силы, которая бы заставила прислушаться власти, оппозиция полностью уничтожена, а национал-патриотическое движение пока не достигло определенного уровня, чтобы вызывать реакцию на свои шаги. Хотя даже если бы протестные мероприятия были на уровне, вряд ли это изменило бы ситуацию, ведь договоренности между странами достигнуты, остались только формальности, — уверен национал-патриот.
Национальные интересы в обмен на личные гарантии
Геройхан Кыстаубаев полагает, что елбасы движут обычные амбиции, а не стремление защитить национальные интересы.
- Во-первых, надо же показать, что кто-то присоединяется к России добровольно. Во-вторых, это инициатива Назарбаева, который хочет быть первым в продвижении всяких интеграционных или других идей. Помните, именно он первым предложил ввести евразийскую валюту — алтын, а на лекции в МГУ буквально на днях сказал, что нужно запустить железнодорожный маршрут Минск — Москва — Алматы. Зачастую он озвучивает инициативы, не просчитывая плюсов и минусов, как это получилось с Таможенным союзом, и теперь на очереди Евразийский союз, минусы которого очевидны, но отступиться от своей идеи президент уже не может. Жаль, что национальные интересы наши власти давно обменяли на личные гарантии и амбиции, — с сожалением констатировал Кыстаубаев.