Президенты признали проблемы с ЕАЭС

Откры­вая засе­да­ние Выс­ше­го Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го сове­та на уровне глав госу­дарств в узком соста­ве, пре­зи­дент Бела­ру­си Алек­сандр Лука­шен­ко напом­нил о том, что в свое вре­мя экс­пер­там пору­ча­лось под­го­то­вить про­ект дого­во­ра о Евразий­ском эко­но­ми­че­ском сою­зе и если воз­ник­нут непре­одо­ли­мые пре­пят­ствия и потре­бу­ет­ся уча­стие пре­зи­ден­тов, то лиде­ры трех стран гото­вы собрать­ся в любое время.

Алек­сандр Лука­шен­ко пред­ло­жил в узком кру­гу высту­пить сво­им кол­ле­гам с неболь­ши­ми заяв­ле­ни­я­ми, а затем при­сту­пить к рабо­те в рас­ши­рен­ном соста­ве с уча­сти­ем спе­ци­а­ли­стов и обсу­дить кон­крет­ные вопро­сы и суще­ству­ю­щие пре­пят­ствия. Если сто­ро­ны не гото­вы реа­ли­зо­вать дого­во­рен­но­сти, о Евразий­ском эко­но­ми­че­ском сою­зе надо гово­рить лет через десять. “До под­пи­са­ния дого­во­ра оста­ет­ся совсем мало вре­ме­ни. Воз­ни­ка­ет вопрос: с чем мы при­дем к сою­зу?” — ска­зал Алек­сандр Лукашенко.

Пре­зи­дент Бела­ру­си с сожа­ле­ни­ем заме­тил, что сего­дня уже сфор­ми­ро­вал­ся круг вопро­сов, по кото­ро­му мне­ния сто­рон рас­хо­дят­ся, и пере­чень этих вопро­сов насто­ра­жи­ва­ет. “Поэто­му мы и собра­лись, что­бы их снять, решить”, — ска­зал он.

“Нам пред­ла­га­ют сего­дня оста­вить нере­шен­ны­ми те про­бле­мы, кото­рые надо было бы раз­ре­шить еще на преды­ду­щих эта­пах. По наше­му твер­до­му убеж­де­нию, мы долж­ны выхо­дить на кон­крет­ные рубе­жи, одним из кото­рых явля­ет­ся пол­но­фор­мат­ный Тамо­жен­ный союз. Меж­ду его чле­на­ми не долж­но быть ника­ких огра­ни­че­ний в дви­же­нии това­ров, каки­ми бы чув­стви­тель­ны­ми они ни были”, — под­черк­нул пре­зи­дент Беларуси.

По его мне­нию, дли­тель­ное сохра­не­ние любых форм огра­ни­че­ний в дви­же­нии това­ров, тем более таких, как энер­го­но­си­те­ли, созда­ет неже­ла­тель­ный пре­це­дент. “Под­хо­ды, кото­рые заяв­ля­ют­ся в про­цес­се пере­го­во­ров, вызы­ва­ют мно­го вопро­сов. Нова­тор­ские пред­ло­же­ния по сро­кам реа­ли­за­ции дого­во­рен­но­стей через 10 лет, то есть к 2025 году, по мень­шей мере зву­чат стран­но. Если мы не гото­вы при­ни­мать меры сей­час, то это надо откры­то при­знать”, — счи­та­ет гла­ва бело­рус­ско­го государства.

По сло­вам Лука­шен­ко, выска­зы­ва­ют­ся опа­се­ния, что здесь могут быть слож­но­сти эко­но­ми­че­ско­го и бюд­жет­но­го харак­те­ра. “Но мне кажет­ся, тогда и гово­рить о Евразий­ском эко­но­ми­че­ском сою­зе надо лет через десять, если мы сего­дня не гото­вы”, — отме­тил пре­зи­дент Беларуси.

Алек­сандр Лука­шен­ко выра­зил надеж­ду на то, что состо­ит­ся заин­те­ре­со­ван­ный раз­го­вор и по дру­гим темам, каса­ю­щим­ся ЕЭП и буду­ще­го Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го сою­за. Пре­зи­дент отме­тил, что есть вопро­сы по авто­мо­биль­ным гру­зо­пе­ре­воз­кам из тре­тьих стран. “Это не абсурд­но, что выго­ду от инте­гра­ции наших стран полу­чат, допу­стим, поль­ские, литов­ские или дру­гие гру­зо­пе­ре­воз­чи­ки?” — заме­тил гла­ва бело­рус­ско­го государства.

Он так­же доба­вил, что от того, насколь­ко эффек­тив­ным будет союз, зави­сит его при­тя­га­тель­ность для дру­гих стран. “Но и сам союз дол­жен при­об­ре­тать боль­шую цель­ность от сво­е­го расширения”.

В то же вре­мя Казах­стан счи­та­ет пре­одо­ли­мы­ми име­ю­щи­е­ся раз­но­гла­сия на пути созда­ния Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го союза. 

“Я за то, что­бы лоша­дей не гнать, но есть воз­мож­ность уло­жить­ся в при­ня­тые сро­ки и снять все вопро­сы. Мы можем дого­во­рить­ся”, — убеж­ден пре­зи­дент Казах­ста­на­Нур­сул­тан Назарбаев.

Он под­черк­нул, что основ­ной вопрос повест­ки дня на сего­дняш­нем засе­да­нии — дого­вор о Евразий­ском эко­но­ми­че­ском сою­зе. “Мы выхо­дим на пря­мую линию под­пи­са­ния дого­во­ра, и я вос­при­ни­маю то, что сей­час ска­зал Алек­сандр Лука­шен­ко — боль­шую часть пути мы про­шли”, — отме­тил пре­зи­дент Казах­ста­на. По его сло­вам, нака­нуне экс­пер­ты хоро­шо пора­бо­та­ли, и к созда­ва­е­мо­му сою­зу уже про­яв­ля­ют инте­рес дру­гие партнеры.

“Я согла­сен, что, как мы дого­ва­ри­ва­лись с само­го нача­ла, они долж­ны выпол­нить все, что мы про­шли, — пол­но­стью паке­том. Жела­ния госу­дарств мы ува­жа­ем, и оче­вид­но, что наш союз их при­вле­ка­ет”, — ска­зал казах­стан­ский лидер. 

По сло­вам пре­зи­ден­та Казах­ста­на, про­де­ла­на нема­лая рабо­та по наи­бо­лее чув­стви­тель­ным вопро­сам, преду­смот­рен­ным в пере­ход­ные пери­о­ды. “Все эти вопро­сы мы обсуж­да­ли, созда­вая Тамо­жен­ный союз и при фор­ми­ро­ва­нии Еди­но­го эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства. Думаю, наши экс­пер­ты из комис­сии рабо­та­ли и поста­ви­ли нам вопро­сы, по кото­рым они не дого­во­ри­лись, и мы сего­дня по-това­ри­ще­ски, как все­гда, обсу­дим каж­дый пункт и будем решать, что нам делать”, — ска­зал Нур­сул­тан Назарбаев.

Пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Путин в свою оче­редь кон­ста­ти­ро­вал, что про­де­ла­на огром­ная рабо­та по созда­нию “само­го про­дви­ну­то­го на пост­со­вет­ском про­стран­стве инте­гра­ци­он­но­го объ­еди­не­ния”. По его сло­вам, Тамо­жен­ный союз, кото­рый созда­ли Бела­русь, Рос­сия и Казах­стан, рабо­та­ет и при­но­сит реаль­ную поль­зу. “И это мы видим на резуль­та­тах эко­но­ми­ки наших стран. Здесь же это абсо­лют­но оче­вид­ный факт”, — под­черк­нул он.

“Но мы можем сде­лать еще один шаг (мы дого­ва­ри­ва­лись об этом), шаг по углуб­ле­нию наше­го вза­и­мо­дей­ствия, про­дви­нуть наше сотруд­ни­че­ство на более высо­кий уро­вень”, — счи­та­ет пре­зи­дент России.

Он отме­тил, что за послед­нее вре­мя про­де­ла­на боль­шая рабо­та на экс­перт­ном пра­ви­тель­ствен­ном уровне по под­го­тов­ке про­ек­та дого­во­ра о созда­нии ЕАЭС. Под­го­тов­лен боль­шой объ­ем­ный осно­ва­тель­ный доку­мент на 600 стра­ниц. “Но дело даже не в том, сколь­ко там стра­ниц. Дело в том, что по содер­жа­нию это доку­мент, кото­рый дает нам воз­мож­ность сде­лать еще один шаг в углуб­ле­нии наше­го вза­и­мо­дей­ствия. Дей­стви­тель­но, мы можем каче­ствен­но изме­нить наше сотруд­ни­че­ство. Это поз­во­лит нам вый­ти на повы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти эко­но­мик, сде­лать их более эффек­тив­ны­ми, при­вле­кать внут­рен­ние и внеш­ние инве­сти­ции. И этот огром­ный рынок в 170 млн чело­век, кото­рый мы с вами созда­ли, может при­об­ре­сти совер­шен­но новое каче­ство, допол­ни­тель­но при­об­ре­сти при­вле­ка­тель­ность и быть более эффек­тив­ным и содер­жа­тель­ным”, — ска­зал Вла­ди­мир Путин.

Вме­сте с тем пре­зи­дент Рос­сии при­знал, что есть неко­то­рые вопро­сы, кото­рые “на экс­перт­ном уровне не пол­но­стью еще дора­бо­та­ны”. Их реше­ние оста­ет­ся за гла­ва­ми госу­дарств, для чего сего­дня они и собра­лись на засе­да­нии Выс­ше­го Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го сове­та. “Согла­шусь с вами, ува­жа­е­мые кол­ле­ги, что мож­но все­гда допол­ни­тель­но над ними пора­бо­тать и най­ти какие-то вещи, кото­рые будут при­ем­ле­мы для всех, най­ти ком­про­мис­сы”, — уве­рен Вла­ди­мир Путин.

 

Источ­ник: Тut.by

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма