Расследование показало, что шотландская компания NovoLine Resources LP использовала поддельные документы для заключения контрактов на поставку медицинского оборудования в Узбекистан.
Всемирный банк внес в черный список анонимную британскую подставную фирму после того, как разоблачил «мошеннические действия» в программе оказания неотложной медицинской помощи.
Последний удар по репутации британского корпоративного управления заключается в том, что кредитор запретил зарегистрированной в Эдинбурге компании NovoLine Resources LP участвовать в торгах в ее процессах закупок на три с половиной года.
Этот шаг был предпринят после расследования контрактов, которые фирма выиграла на поставку жизненно важного оборудования министерству здравоохранения Узбекистана.
Должностные лица Всемирного банка, финансировавшего закупки, обнаружили, что NovoLine Resources представила поддельные документы, в том числе ложные финансовые отчеты и ложный прошлый договор купли-продажи на поставку аналогичного комплекта.
«Это шокирует, но, возможно, неудивительно, что появляется все больше сообщений о том, что компании с ограниченной ответственностью, зарегистрированные в Великобритании, используются в незаконных целях за границей», — сказала депутат Центрального парламента Глазго Элисон Тьюлисс, теневой канцлер SNP, когда ее спросили о NovoLine Resources.
«Продолжая закрывать глаза, правительство Великобритании, по сути, причастно к содействию этому виду деятельности», — добавил Тьюлисс. «Он должен взять под контроль эту проблему и быстро, если он вообще заботится о репутации Великобритании как честного места для ведения бизнеса».
Запрет на NovoLine Resources, официально оформленный в конце 2020 года, был введен через два года после того, как другое глобальное агентство, Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) лишило права четырех шотландских фиктивных фирм за «мошенничество» или «мошенничество и столкновение» в схемах помощи в Узбекистане.
Как и NovoLine Resources, четыре предприятия, внесенные в черный список ПРООН, были шотландскими товариществами с ограниченной ответственностью или SLP.
Эти когда-то редкие партнерства были названы «британскими самодеятельными механизмами секретности» антикоррупционной группой Transparency International.
Уже давно существует озабоченность по поводу использования SLP и других британских и международных подставных фирм, особенно товариществ с ограниченной ответственностью, в Узбекистане.
Эксперты считают, что такие предприятия, которые можно купить в Интернете всего за тысячу евро, используются как способ скрыть бенефициарное право собственности, которое, скорее всего, в конечном итоге будет находиться в Ташкенте, столице Узбекистана, чем в Эдинбурге или Лондоне.
«Британские подставные фирмы используются для сокрытия личности политически значимых лиц, отмывания денег, облегчения выплаты взяток и многого другого».
«Британские юридические лица — ключевая особенность коррупционного ландшафта в Узбекистане, — сказал Кристиан Ласслетт, профессор криминологии Ольстерского университета в Северной Ирландии. «Они используются для сокрытия личности политически значимых лиц, отмывания денег, облегчения выплаты взяток, организации мошенничества и доступа к глобальной финансовой системе.
«Поскольку объем злоупотреблений настолько велик, по сравнению с ресурсами, предоставленными регулирующим органам Великобритании, шансы когда-либо быть заблокированы, достаточно близки к нулю».
Ласслетт, как директор UzInvestigations , подчеркнул ту роль, которую непрозрачные шотландские и английские партнерства играют в узбекской экономике для открытой демократии .
«Медицинские закупки — это сфера, которая, как считается, контролируется рядом политически значимых семей в Узбекистане», — добавил он. «Поэтому неудивительно, что анонимный шотландский LP получает большие билеты».
В официальном коммюнике от ноября 2020 года высокопоставленные должностные лица Всемирного банка постановили, что Novoline Resources «участвовала в мошенничестве, представив набор фальшивых финансовых отчетов и фальшивый прошлый контракт на продажу оборудования в своем предложении по контракту на поставку анестезиологического и респираторного оборудования. попытка ввести в заблуждение соответствующий закупочный орган ».
Объявления о публичных тендерах показывают, что NovoLine Resources получила заказы на 240 тысяч долларов от министерства здравоохранения Узбекистана в декабре 2018 года.
Большая часть этой суммы была направлена на поставку «анестезиологического оборудования и оборудования для отделений интенсивной терапии» — контракт, который компания выиграла, опередив предложения компаний из России, Америки, Германии и Японии по цене.
«Регулирующий режим Великобритании имеет серьезные недостатки; нет надлежащего правоприменения в отношении фирм, объявляющих лицо со значительным контролем»
Другие документы открытого тендера показывают, что он также продал неуказанное оборудование, предназначенное для южной части Сурхандарьинской области Узбекистана, через государственный орган на сумму более 300000 долларов.
NovoLine Resources не защищалась перед Всемирным банком. Должностные лица глобального финансового учреждения заявили, что они приняли «во внимание в качестве отягчающего обстоятельства неоднократные неправомерные действия NovoLine, отметив, что NovoLine представила несколько поддельных документов». Они также указали, что SLP уже отбыла временный шестимесячный запрет.
Невозможно узнать, кто на самом деле владеет NovoLine Resources или кто получал прибыль от контрактов на оказание медицинской помощи, финансируемых Всемирным банком.
SLP в настоящее время зарегистрирован в виртуальном офисе в том же георгианском гранитном здании, что и элитный бизнес по уходу за собаками в Вест-Энде Эдинбурга.
Правительство Великобритании, а не Шотландии, отвечает за корпоративное право Шотландии. Еще в 2017 году консервативная администрация Великобритании — после серии скандалов с шотландскими подставными фирмами — приказала, чтобы все SLP назвали лицо, имеющее значительный контроль, или PSC.
Многие из них никогда не подчинялись — или делали это таким образом, чтобы не повышать прозрачность.
«Регулирующий режим Великобритании имеет серьезные недостатки», — сказал Тьюлисс. «По-прежнему нет надлежащего правоприменения в отношении фирм, объявляющих лицо со значительным контролем (PSC), а Регистрационная палата по-прежнему испытывает значительную нехватку ресурсов».
NovoLine Resources действительно называет лицо, обладающее значительным контролем: еще одна SLP, созданная в июле 2020 года, под названием NovoLine Resources Holding LP.
Этот новый SLP имеет двух генеральных партнеров и двух партнеров с ограниченной ответственностью — все непрозрачные оффшорные предприятия — и совершенно юридически заявляет, что у него нет PSC.
NovoLine Resources старше своей непрозрачной материнской компании. Первоначально он был создан в 2015 году на адресе почтового ящика в Глазго с подписями одного из наиболее плодовитых создателей готовых корпоративных структур, International Overseas Services.
Документы, представленные в Регистрационной палате Великобритании, показывают, что NovoLine Resources перечислила NovoLine Resources Holding в качестве своего PSC 25 августа 2020 года. Это было на следующий день после того, как Всемирный банк официально уведомил фирму о возможных санкциях.
«Это еще одна удручающая история, связанная с явным и довольно вопиющим злоупотреблением корпоративной системой Великобритании», — сказал о Novoline Resources следователь по финансовым преступлениям Грэм Бэрроу.
«Здесь у нас есть SLP, который первоначально объявлял PSC под названием Hookson Projects LP, который он разделяет с еще 19 SLP и который в день получения уведомления о санкционном разбирательстве Всемирным банком бесцеремонно отказывается от него в пользу еще один недавно созданный SLP.
«Действия, предпринятые, предположительно, чтобы спасти Hookson Projects и другие 19 SLP от попадания под санкции. Что может только заставить вас задуматься, что они все затевают ».
Не существует немедленного способа идентифицировать владельцев или контролеров NovoLine Resources или связаться с ними. У фирмы нет веб-сайта и не указано ни номера телефона, ни адреса электронной почты.
Источник: https://www.opendemocracy.net/