Всем известный и незыблемый лозунг президента Нурсултана Назарбаева «Сначала экономика, а потом политика», с которым он выстраивал новое независимое государство, пора сдавать в утиль. Ибо с экономикой совсем худо. Люди работать не хотят, чиновники отбились от рук, и на носу новый глобальный кризис.
Автор: Сергей РАСОВ
В преддверии собственного дня рождения и по совместительству Дня столицы Казахстана, глава государства высказался по самым наболевшим темам. И чем хороши высказывания президента, он, как аксакал, уже не смотрит, чем его слово отзовется, а говорит правду, только правду и ничего кроме правды, в его понимании.
Перво-наперво правительство Карима Масимова опять получило указание елбасы разработать новый антикризисный план. С этими кризисами, откровенно говоря, уже достали. Сначала депутаты самораспустились ради кризиса, потом президент в своем послании пообещал, что когда мировой кризис накроет всех, то у нас будет грандиозная стройка, затем в Германии заявил, что не верит в то, что кризис будет, и тем самым всех окончательно запутал. Впору было гадать на ромашке: будет или не будет? Вот зачем, спрашивается, тогда нужны эти высокопоставленные английские советники и прочие аналитические институты при президенте РК?
Ныне елбасы заговорил о «перезагрузке» всех сфер и уровней жизни Казахстана. Слово модное, еще с культового фильма «Матрица», правда, в российско-американских отношениях дальше красной кнопки reset, подаренной Клинтон коллеге Лаврову, дело с мертвой точки не сдвинулось. Об этом же говорил и Нурсултан Назарбаев, что на кнопки нажимаем, ленточки перерезаем и забываем, куда пошли деньги налогоплательщиков. Но я сильно сомневаюсь, что, загнав всех бизнесменов в «Атамекен», ситуация кардинально измениться. Нагнуть, нажать, заставить, конечно, проще, но без свободного духа предпринимательства от слова «халва» слаще во рту не станет.
Или вот возьмем указание президента покончить с безобразием при тендерах в министерствах и акиматах, когда лакомые куски получают прикормленные организации, а потом возвращают благодетелям «откаты». Это указание, что мертвому припарка, как воровали и хапали, так и продолжат. Покончить с этим может только конкуренция, политическая борьба, депутатский контроль, свободные СМИ и гражданское общество. Когда же все от мала до велика в партии «жуликов и воров», то пчелы против меда никак не восстанут.
В третий раз за последние полгода президент вспомнил и об отечественном автомобилестроении, хотя таковым его можно называть условно. Отверточная сборка машин, это все-таки не отечественные машины. К слову, в Китае тоже iphone собирают, но отечественным китайским смартфоном его никто не называет.
«Сколько можно говорить об этом?! На Западе покупают маленькие семейные машины, потому что расход бензина маленький и (они) пробок не создают. А наши обнаглевшие бывшие нищие думают, что надо танки покупать. Престижно, видите ли, на танке сидеть», — заявил Назарбаев.
Я так полагаю, что если чиновник привык и хочет ездить на Mercedes-Benz, то мешать ему не стоит. Пусть покупает на собственные деньги хоть Rolls-Royce, а бензин ему выдавать для производственных нужд в пределах установленного лимита, все остальное — на собственную зарплату. И волки сыты, и овцы целы. И эти проблемы, прямо скажем, далеки от ума и сердца простого казахстанца.
Однако обвинения собственного населения в том, что оно не хочет работать, в любом другом государстве неминуемо бы привело политика к краху политической карьеры, но, как я уже сказал, Нурсултан Назарбаев, как акын, что хочу, то и пою.
Напомню, что президент обвинил самозанятых в том, что они не стремятся работать, а другие сограждане предпочитают «жить на пособие по многодетности или на пособие по инвалидности, но не получать новую квалификацию, новую работу и поднимать свою стоимость, интерес к жизни поднять».
Соглашусь с президентом, что времена другие и «манны небесной нет», а человек человеку — волк, а не друг, товарищ и брат. При этом социальные обязательства с государства никто не снимал, и упрекать многодетных матерей и инвалидов в том, что они получают мизерное пособие, не к лицу главе государства.
Такие изречения пахнут человеконенавистнической идеологией, делением сограждан на людей первого и второго сорта и даже разжиганием социальной розни, что нынче в Казахстане как приговор.
Недоумение вызвало еще одно изречение елбасы о том, что молодежь инертна, а «во многих странах люди уезжают из своих городов, чтобы найти работу, а казахстанцы, имея работу в своей стране, работать не хотят».
Вероятно, господин президент забыл, что комсомольские стройки и ударные вахты во славу строительства светлого будущего уже все-таки история. Никто сейчас «за туманом» и за «запахом тайги» не поедет и бросать отчий дом ради светлых идей елбасы не станет. Но пример ближайших соседей киргизов, узбеков, таджиков показывает, что люди едут к черту на кулички, если они могут хорошо заработать и обеспечить семью. Впрочем, есть и неприятная составляющая хороших заработков: семьи распадаются, когда супруги подолгу находятся вдали друг от друга, а дети видят отцов только урывками.
Так что любая медаль имеет две стороны, а Казахстан — это не Штаты, где специалисту работодатель предлагает дом для временного проживания, у нас в лучшем случае койку в общежитии, да и то не всегда.
Согласен с тем, что посыл главы государства «Сделай себя сам» верный и правильный. Однако тезис не имеет к реальной жизни никого отношения: за устройство на работу платят, за должности платят, куда ни плюнь, повсеместно на госслужбе братишки и сестренки больших и маленьких начальников. Все назначения проходят келейно, без общественного обсуждения, под грифом «для служебного пользования».
К слову, из указов президента мы узнаем, что тот или иной госчиновник низвергнут или наоборот возвышен. При этом глава государства не считает нужным объяснить и обосновать свои решения, а чего уж говорить об акимах на местах.
И напоследок о «паразитах и провокаторах», которые, по словам Нурсултана Назарбаева, провоцируют трудовые конфликты в Казахстане. Тут он в корне не прав. Если человек дорожит своим рабочим местом, если он получает соцпакет и приличную зарплату, никто и никогда его не поднимет с оружием в руках на баррикады, а участие в мирных митингах — не уголовно наказуемое деяние, а право, записанное в Конституции. Но даже без забастовок, стачек, митингов и пикетов можно обойтись, если все вопросы трудовых взаимоотношений решают профсоюзы в результате переговоров с работодателями, порою долгих и неприятных.
Однако если политические партии устранились от участия в урегулировании трудовых споров, местные чиновники и депутаты не хотят и не умеют взять ответственность на себя, а профсоюзы «карманные» и «прикормленные», то неизбежно эту нишу миротворцев заполнят «рассерженные горожане».
То есть на то и власть дана, чтобы чутко прислушиваться и вовремя реагировать на зарождающиеся конфликты. Искать компромиссы, вести разъяснительную работу, усаживать за стол переговоров конфликтующие стороны — а иначе никак.
А вот если в любом трудовом конфликте выискивать только «провокаторов» и «паразитов», которые «поджучивают забастовки», то это тупик. Другими словами, во всем видеть происки внутренних или внешних врагов — это значит снимать с себя ответственность, что непозволительно главе государства. И здравый лидер это понимает, а если не понимает, значит «глаз замылился», пора уходить на покой…
More:
Время менять имена