Поскольку вместе с президентом Нурсултаном Назарбаевым 15 января в США прибыл и солидный пул казахстанских журналистов, из их репортажей казахстанцы имели возможность отслеживать буквально каждый шаг своего Елбасы (Лидера нации) на американской земле.
К примеру, благодаря материалам из серии “любопытные факты”, граждане Казахстана узнали, что за день до начала официального визита “борт №1” в аэропорту встречала лишь делегация во главе с послом РК в США Ержаном Казыхановым. А вот начало непосредственно пятого по счету визита Назарбаева в Соединенные Штаты считается с полудня 16 января, когда при встрече в западном крыле Белого дома 45‑й президент США Дональд Трамп в первый раз пожал руку своему казахстанскому коллеге. Засекли журналисты из Казахстана и время общения Трампа с Назарбаевым в “Овальном кабинете” в так называемом режиме “тет-а-тет” — меньше 30 минут.
Об экономическом сотрудничестве Казахстана и США
Впрочем, такого рода деликатные подробности были исключением из правил. С 16 по 18 января в материалах казахстанских СМИ из Вашингтона в основном доминировал официоз: “Назарбаев провел брифинг с Трампом”, “Назарбаев встретился с вице-президентом США Майклом Пенсом и министром энергетики Риком Перри”, “Глава государства встретился с деловыми кругами Америки” и так далее.
Boeing 787 Dreamliner
А раз в Казахстане уже второй десяток лет “вначале экономика, а затем политика”, то и большая часть сообщений из Соединенных Штатов была посвящена заключению различных торгово-экономических соглашений. Их, кстати, немало. Объявлено, что подписано 20 коммерческих документов на общую сумму в 7 миллиардов долларов.
Среди них договор о поставках шести новых самолетов Boeing-737 MAX 8 и трех Boeing-787 Dreamliner за 1,3 миллиардов долларов. Два соглашения в 900 миллионов долларов на поставку и сервисное обслуживание американских маневровых тепловозов и пассажирских локомотивов. Договоренность с биржей Nasdaq и компанией Goldman Sachs о сотрудничестве в деятельности международного финансового центра Астана (МФЦА) с создаваемым судом на базе английского права.
Назарбаев в Совбезе ООН
Традиционно много внимания было уделено и мирным инициативам Нурсултана Назарбаева, которые он озвучил как при встрече с Дональдом Трампом, так и на заседании в Совете Безопасности ООН, где Казахстан председательствует в течение текущего января. Речь идет и о выраженной Назарбаевым обеспокоенности резким ухудшением американо-российских отношений, которые “ушли на ноль” и не позволяют решить проблему денуклеаризации Северной Кореи. И о заявленной от имени пяти стран Центральной Азии полной поддержке действий США, борющихся в Афганистане с террористическими группировками “Талибан” и “Исламское государство”, которые угрожают стабильности в регионе.
Наконец, почти все общественно-политические издания Казахстана опубликовали предложение Назарбаева не только рассмотреть возможность разработки специальной резолюции СБ ООН, определяющей четкие последствия для тех стран, которые нарушают Договор о нераспространении ядерного оружия, включая санкционные меры и меры принуждения, но и к 100-летию ООН вообще отказаться от ядерного оружия во всем мире.
Как эксперты оценили в США
Между тем, несмотря на придание завершившемуся визиту Назарбаева в США прессой и властными структурами Казахстана статуса “успешного, исторического и беспрецедентно определяющего будущее развитие страны”, опрошенные DW эксперты предлагают не спешить с выводами. “Я внимательно следил за визитом, но говорить об его успешности, считаю пока преждевременным, — заметил в беседе с DW бизнесмен, экс-глава ликвидированной властями Казахстана партии “Руханият” (“Духовность”) Серикжан Мамбеталин. — Отрадно, что в Белом доме принимали Назарбаева по официальному протоколу, тогда как Путина только “на полях саммитов”.
Белый дом в Вашингтоне
И вообще, отметил политик, “я считаю этот визит очень своевременным”. “Россия на пороге еще больших санкций в феврале, и Казахстан должен максимально дистанцироваться от них. Вот только, на мой взгляд, с этим визитом актуализировалась проблема транзита власти, поскольку подписанные договора надо выполнять. А с этим сложно, учитывая катастрофическую ситуацию в экономике и общее недовольство в народе принимаемыми властями решениями. Я опасаюсь, что мы стоим на пороге серьезных потрясений”, — считает Серикжан Мамбеталин.
Затрудняется оценить истинную значимость прошедшего визита Назарбаева в США и оппозиционный политик Амиржан Косанов. “В нашей ситуации важно понять одно — такие визиты используются “Ак-Ордой” (название резиденции президента РК в Астане. — Ред.) исключительно для внутреннего идеологического поля. Все эти встречи подаются, как косвенное признание проводимой ею государственной политики. Как поддержка нынешнего курса Назарбаева преподносится и протокольная вежливость, которая наблюдалась во время его встречи с Дональдом Трампом или с генеральным секретарем ООН Антониу Гуттерешем”, — поделился своими наблюдениями с DW Амиржан Косанов, заметив, что в Казахстане неискушенная аудитория легко “проглатывает такую пилюлю”.
Вместе с тем политик обратил внимание, что во время визита Назарбаева в США никто из представителей западного истеблишмента так и не поставил перед президентом Казахстана вопросы о развитии в стране демократических институтов и соблюдении прав человека. “Это поощряет наши несменяемые режимы, как на несоблюдение общепринятых норм и процедур, так и на дальнейшее укрепление авторитарных тенденций”, — заметил оппозиционный политик.
Роль Казахстана в регионе
Несколько в ином ключе оценил завершившийся визит Нурсултана Назарбаева в США бывший сотрудник казахстанского МИДа Казбек Бейсебаев. По его наблюдениям, тот факт, что Назарбаев стал первым президентом из Центральной Азии, которого принял Трамп, говорит о том, что США теперь считают Казахстан своим главным партнером в регионе.
“По итогам переговоров было принято решение подписать отдельные соглашения по военному сотрудничеству. Но Казахстан в области безопасности тесно сотрудничает с Россией! Поэтому планируемые к подписанию соглашения можно записать в плюсы Вашингтону. Есть о чем подумать!”, — заметил Казбек Бейсебаев.
Что касается социальных сетей, то их пользователи, отслеживая каждый шаг Назарбаева в США, особо рассчитывали узнать о судьбе замороженных по иску молдавского бизнесмена Анатола Стати в BNY Mellon 22,6 миллиардов долларов Национально фонда Республики Казахстан. Вот только такой информацией не поделились даже такие СМИ, которые со всех сторон рассмотрели специфическое рукопожатие Трампа и Назарбаева во время встречи в Белом доме.
Оригинал статьи: DW-WORLD.DE Kasachstan