Австрийские СМИ сообщили о результатах повторного вскрытия тела Рахата Алиева, которое подтвердило версию о самоубийстве опального олигарха. Его адвокат настаивает на версии убийства.
На этой неделе австрийская пресса, радио и ТВ дружно отреагировали на информацию из Швейцарии, где проводилось повторное вскрытие тела Рахата Алиева. От этой экспертизы ждали либо подтверждения, либо опровержения результатов первого вскрытия, проведенного в Австрии после того, как казахстанский опальный олигарх 24 февраля этого года был найден мертвым (повесившимся или повешенным) в камере тюрьмы Йозефштадт в Вене. Там он ожидал суда по обвинению в похищении и убийстве двух топ-менеджеров казахстанского “Нурбанка”.
Второе вскрытие
Тюремная администрация, а вслед за ней и местные власти заявили о самоубийстве Алиева. Но его адвокаты, а вслед за ними и некоторые СМИ, выдвинули версию умышленного убийства бывшего зятя президента Казахстана, с 2007 году обосновавшегося в Европе и ставшего здесь непримиримым критиком Нурсултана Назарбаева. Первое вскрытие никаких подтверждений версии убийства не принесло.
А теперь, как пишет австрийская Der Standard, и повторная экспертиза не выявила никаких признаков того, что бывшему послу Казахстана в Австрии помогли умереть. Der Standard добавляет, что теперь даже адвокаты Алиева должны признать — речь идет о суициде. А газета Die Presse извещает, что один из адвокатов Алиева, Мартин Айнедтер, это признал, хотя отчет о вскрытии еще не представлен для ознакомления. Уже состоялись похороны Алиева на венском городском кладбище. В похожем тоне были выдержаны сообщения по этому поводу на венском радио Radio Wien, на телеканале ORF и ряде других австрийских СМИ.
Однако Der Kurier 17 марта привела заявление другого адвоката Алиева, Эриха Гемайнера, который, согласно этой австрийской газете, утверждает, что после беседы с неким свидетелем он с уверенностью может сказать — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев лично дал задание убить своего бывшего зятя. Кем является этот свидетель, не сообщается, но указано, что он якобы имел хорошие контакты в КНБ (Комитете национальной безопасности). И что источник в этой организации рассказал ему в доверительной беседе о тайном заседании с участием президента, шефа КНБ, главы внешней разведки при КНБ и представителя финансовой полиции — темой заседания была “нейтрализация Рахата Алиева, а также Мухтара Аблязова”.
Новый сюжет
Затем Der Kurier приводит сюжет, рассказанный адвокатом Гемайнером — якобы первоначальный план в отношении Алиева состоял в том, чтобы ликвидировать того либо в ходе судебного процесса в Вене, либо после объявления судом приговора. Но затем план был скорректирован — было решено инсценировать самоубийство, вызванное депрессией, связанной со смертью отца Алиева в Казахстане (Мухтар Алиев скончался в середине января 2015 года). Как был исполнен план, свидетель, о котором ведет речь Эрих Гемайнер, не рассказал, но сам адвокат настаивает на том, что теперь ясен мотив для убийства Алиева в тюрьме.
Значит ли это, что версия насильственной смерти Алиева снова завладеет вниманием общественного мнения? Как считает координатор евразийской экспертной сети Jeen Наталья Харитонова, журналистские и экспертные оценки должны в первую очередь основываться на данных судебно-медицинской экспертизы.
“Все остальное — наносное, включая некие анонимные свидетельские показания, которые обнародуются через СМИ. На сегодняшний день есть однозначные результаты двух вскрытий, но еще нет результатов токсикологической экспертизы из лаборатории Инсбрука. Ей надлежит ответить на вопрос, с чем связано обнаружение в крови Алиева бипатуратосодержащего снотворного, спектр применения которого ограничен, и которое в больших дозах может вызывать отравление”, — объяснила Харитонова в интервью DW.
Кому это выгодно?
Руководитель Загранбюро казахстанской оппозиции в Дрездене Серик Медетбеков высказывает такую точку зрения: “Шумиха, которая поддерживается вокруг смерти Алиева его адвокатами, выгодна им самим. Наше бюро располагает документами, из которых следует, что несколько адвокатов не только имели прямой доступ к счетам Алиева, но и управляли некоторыми из них. Поэтому в их интересах сейчас раздувать это дело до последнего цента на его последнем тайном счете”.
По мнению казахстанского оппозиционера со стажем, никто не приложил больших усилий для развала работы зарубежной оппозиции, чем Алиев после его бегства в Европу. “Вместо того, чтобы Европарламент, Еврокомиссия, ОБСЕ обсуждали реальное состояние дел внутри Казахстана, эти институты занимались вопросом, выдавать ли Алиева Казахстану или нет. И сейчас круги, близкие к Алиеву, предлагают оппозиции включаться в обсуждение различных версий его убийства режимом, отвлекая от значительных событий, на которые нам необходимо реагировать — например, от досрочных выборов президента”, — считает Медетбеков.
“На Западе находится ряд бывших высокопоставленных чиновников и олигархов, которые бежали из Казахстана с большими деньгами и стараются тут скрыться под видом оппозиционеров от лишних вопросов со стороны правосудия. Например, бывший глава МЧС и бывший аким Алма-Аты Виктор Храпунов, живущий в Швейцарии. Или Мухтар Аблязов, находящийся сейчас в тюрьме во Франции, где решается вопрос об его экстрадиции”, — отметил глава Загранбюро казахстанской оппозиции в интервью DW.
“Эти люди выступили в Европе союзниками Алиева, поскольку, как и он, постарались представить себя жертвами политических преследований в Казахстане. И пусть версия убийства выглядит несостоятельной, но убитый режимом политэмигрант Алиев им более удобен, чем олигарх Алиев, судимый в Австрии за тяжкие уголовные преступления”, — заключил Серик Медетбеков.
- Дата 20.03.2015
- Автор Виталий Волков