В Санкт-Петербурге энтузиасты ищут голову последнего хана Казахского ханства Кенесары и пытаются снять документальный фильм — расследование о том, кто и почему спрятал от народа часть останков последнего «степного бунтаря», осмелившегося повести людей на борьбу за независимость.
О том, как продвигается работа над этим проектом, нам рассказала журналист Айжан Кенес, одна из инициаторов проекта по поиску головы хана Кенесары.
- Айжана, расскажите немного нашим читателям о хане Кенесары.
- Кенесары — двадцатый и последний хан Казахского ханства, чингизид, внук Абылай хана. С 1841 года — хан всех трех казахских жузов, сумевший объединить разрозненные племена и возглавить национально-освободительное движение за независимость от царской империи, что стало самым продолжительным (с 1837—1847 года) и крупным в XIX веке национально-освободительном восстанием в Казахстане. В сентябре 1841 года на съезде представителей различных казахских родов решили возродить Казахское ханство и по традиционному обряду Кенесары был поднят на белой кашме и провозглашен ханом.
После десяти лет изнуренной борьбы хан Кенесары, хоть и добился определенных успехов, вынужден был отступить и обосноваться на территории Старшего жуза. В 1845—1846 годах он начал войну с Кокандом. После взятия крепости Мерке Кенесары направился к Пишпеку, но был предан и казнен. Это произошло в 1847 году. Его голова была отделена от тела и передана в качестве военного трофея в Омск, генерал — губернатору западной Сибири, князю Горчакову. А в 1849 году череп был переправлен из Омска в Петербург. Последний раз ее видели Кунсткамере. В Петербурге следы головы «степного бунтаря» обрываются.
- И вы считаете, что ее необходимо найти? Почему?
- Я считаю, что голову хана Кене найти крайне важно, ведь для казахов это не просто историческая личность — это национальная реликвия. Олицетворение успешной борьбы за независимость нашего народа. К тому же, если верить пророчеству, после захоронения последнего хана казахов со всеми почестями в святых землях Туркестана, его бунтарский дух обретет покой, а у народа откроется второе дыхание, люди сплотятся, и Казахстан начнет процветать.
- А кому принадлежит это пророчество?
- Это пророчество сделала в 1988 году Ванга.
- Кто и почему поднял тему Кенесары и начал искать его голову?
- Когда я приехала в Петербург, то у меня не было еще цели разыскать голову хана. Я знала его историю, как и любой другой казах знает о Кенесары, о его трагической судьбе. Эта история известна не только на просторах Казахстана, она уже стала в определенном смысле культовой. Но я даже представить себе не могла, что она найдет отклик в России.
Моменты съемок документального фильма в Санкт-Петербурге
Все вышло случайно. Я рассказала о Кенесары своим друзьям — питерским кинематографистам, его история их весьма удивила и даже воодушевила. Так появилась идея создания общественного движения в Санкт-Петербурге и документального фильма- расследования о том, кто и где прячет от народа голову хана, посмевшего взбунтовать народ против царской России.
Затем мы связались с Нурланом Амрекуловым — общественным деятелем, организатором общественного движения в Алмате «Вернем хана Кене», и с ученым, преподавателем Евразийского Национального Университета им. Л.Н Гумилева Султаном Ханом Жусупом в Астане. Он изучал тему Кенесары и имеет множество сведений о том, что голова находилась в музеях Омска, а затем в Кунсткамере в Петербурге.
Вообще, нашу идею многие поддержали как в Казахстане, так и в России.
- Например?
- Вышла статья в газете «Экспресс‑К», например. Но несмотря на все наши старания и обращения, представители власти так и не оказали нам никакой поддержки.
- Вы считаете, что власти России или Казахстана мешают вам найти голову хана Кенесары? Почему?
- Причин может быть множество. Мы обращались к главе землячества, руководителю казахского сообщества в Питере Куспанову Сарсенгали Аккуловичу, но он нас так и не принял, сказал, чтобы мы записались к нему на прием через месяц. Мы писали письма в Консульство Казахстана, но там тоже тишина. Складывается такое ощущение, что власти не заинтересованы в возвращении головы хана Кенесары, что им это не нужно или невыгодно.
Кадры из будущего фильма
- Почему? Опасаются возникновения межнационального конфликта?
- Вопрос не стоит в том, чтобы обвинить России в чем-то или вызвать конфликт на национальной почве. Задача общественного движения просветительская. Даже сам Кенесары не раз говорил, что он не собирался воевать с царской Россией, а лишь отстаивал право на независимость своего народа и целостность казахских земель.
- Как далеко вы продвинулись в поисках его головы? Что удалось узнать?
- По одной из версий, голова находится в Гохране в Москве, по другой — в частной коллекции в Петербурге. У нас также есть сведения музейного работника о том, что голову видели в Кунсткамере еще в конце 90‑х. И его сотрудникам предлагали вынести ее за отдельную плату люди, якобы, от Назарбаева. Работник отказался, ведь за такое могли не только уволить, но и завезти уголовное дело. Дальнейшая судьба головы хана Кене этому свидетелю неизвестна.
- Как далеко продвинулись съемки документального фильма? Какие трудности есть?
- Сейчас разрабатывается сценарий фильма. Недавно запустили сайт на основе краудфандинга (http://www.kenes-khan.ru/kz). Но пока активность людей весьма низкая. Правда, мы еще не обращались за помощью масштабно. Стараемся обходиться своими силами, но понимаем, что для того чтобы полноценно запустить проект, нужна поддержка народа.
- А как вы ее себе представляете — поддержку народа?
- Очень хотелось бы, чтобы многие люди смогли поучаствовать в нашем проекте, стать его частью. Никто не остался бы без внимания.
- Когда планируете завершить фильм? Что для этого необходимо?
- Все будет зависеть от финансирования и поддержки проекта в информационном пространстве. Не хотелось бы растягивать на год, два или откладывать фильм в долгий ящик. Пока есть желание и энтузиазм, нужно обязательно реализовать проект и рассказать об этой истории как можно большему количеству людей. Ведь когда еще будет такая прекрасная возможность вернуть хана Кене домой.