Вернуть казахского хана Кенесары домой

В Санкт-Петер­бур­ге энту­зи­а­сты ищут голо­ву послед­не­го хана Казах­ско­го хан­ства Кене­са­ры и пыта­ют­ся снять доку­мен­таль­ный фильм — рас­сле­до­ва­ние о том, кто и поче­му спря­тал от наро­да часть остан­ков послед­не­го «степ­но­го бун­та­ря», осме­лив­ше­го­ся пове­сти людей на борь­бу за независимость.

О том, как про­дви­га­ет­ся рабо­та над этим про­ек­том, нам рас­ска­за­ла жур­на­лист Айжан Кенес, одна из ини­ци­а­то­ров про­ек­та по поис­ку голо­вы хана Кенесары.

- Айжа­на, рас­ска­жи­те немно­го нашим чита­те­лям о хане Кенесары. 

- Кене­са­ры — два­дца­тый и послед­ний хан Казах­ско­го хан­ства, чин­ги­зид, внук Абы­лай хана. С 1841 года — хан всех трех казах­ских жузов, сумев­ший объ­еди­нить раз­роз­нен­ные пле­ме­на и воз­гла­вить наци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­ное дви­же­ние за неза­ви­си­мость от цар­ской импе­рии, что ста­ло самым про­дол­жи­тель­ным (с 1837—1847 года) и круп­ным в XIX веке наци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­ном вос­ста­ни­ем в Казах­стане. В сен­тяб­ре 1841 года на съез­де пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных казах­ских родов реши­ли воз­ро­дить Казах­ское хан­ство и по тра­ди­ци­он­но­му обря­ду Кене­са­ры был под­нят на белой каш­ме и про­воз­гла­шен ханом.

При­чин у наци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния, кото­рое воз­гла­вил Кене­са­ры, было нема­ло. Но глав­ная, как мне кажет­ся, в том, что Рос­сия не пони­ма­ла обра­за жиз­ни Сте­пи. Цар­ское пра­ви­тель­ство пыта­лось при­учить каза­хов к осед­ло­му обра­зу жиз­ни, строя кре­по­сти на их коче­вьях — так было лег­че управ­лять. Одна­ко построй­ка воен­ных укреп­ле­ний на тер­ри­то­рии Казах­ско­го хан­ства при­ве­ла к вол­не­ни­ям в наро­де, так как эти укреп­ле­ния сокра­ща­ли паст­би­ща, что вело к гибе­ли ско­та и ухуд­ше­нию соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской обстановки.

После деся­ти лет изну­рен­ной борь­бы хан Кене­са­ры, хоть и добил­ся опре­де­лен­ных успе­хов, вынуж­ден был отсту­пить и обос­но­вать­ся на тер­ри­то­рии Стар­ше­го жуза. В 1845—1846 годах он начал вой­ну с Кокан­дом. После взя­тия кре­по­сти Мер­ке Кене­са­ры напра­вил­ся к Пишпе­ку, но был пре­дан и каз­нен. Это про­изо­шло в 1847 году. Его голо­ва была отде­ле­на от тела и пере­да­на в каче­стве воен­но­го тро­фея в Омск, гене­рал — губер­на­то­ру запад­ной Сиби­ри, кня­зю Гор­ча­ко­ву. А в 1849 году череп был пере­прав­лен из Омска в Петер­бург. Послед­ний раз ее виде­ли Кунст­ка­ме­ре. В Петер­бур­ге сле­ды голо­вы «степ­но­го бун­та­ря» обрываются.

- И вы счи­та­е­те, что ее необ­хо­ди­мо най­ти? Почему?

- Я счи­таю, что голо­ву хана Кене най­ти крайне важ­но, ведь для каза­хов это не про­сто исто­ри­че­ская лич­ность — это наци­о­наль­ная релик­вия. Оли­це­тво­ре­ние успеш­ной борь­бы за неза­ви­си­мость наше­го наро­да. К тому же, если верить про­ро­че­ству, после захо­ро­не­ния послед­не­го хана каза­хов со все­ми поче­стя­ми в свя­тых зем­лях Тур­ке­ста­на, его бун­тар­ский дух обре­тет покой, а у наро­да откро­ет­ся вто­рое дыха­ние, люди спло­тят­ся, и Казах­стан нач­нет процветать.

- А кому при­над­ле­жит это пророчество?

- Это про­ро­че­ство сде­ла­ла в 1988 году Ванга.

- Кто и поче­му под­нял тему Кене­са­ры и начал искать его голову? 

- Когда я при­е­ха­ла в Петер­бург, то у меня не было еще цели разыс­кать голо­ву хана. Я зна­ла его исто­рию, как и любой дру­гой казах зна­ет о Кене­са­ры, о его тра­ги­че­ской судь­бе. Эта исто­рия извест­на не толь­ко на про­сто­рах Казах­ста­на, она уже ста­ла в опре­де­лен­ном смыс­ле куль­то­вой. Но я даже пред­ста­вить себе не мог­ла, что она най­дет отклик в России.

Момен­ты съе­мок доку­мен­таль­но­го филь­ма в Санкт-Петербурге

Все вышло слу­чай­но. Я рас­ска­за­ла о Кене­са­ры сво­им дру­зьям — питер­ским кине­ма­то­гра­фи­стам, его исто­рия их весь­ма уди­ви­ла и даже вооду­ше­ви­ла. Так появи­лась идея созда­ния обще­ствен­но­го дви­же­ния в Санкт-Петер­бур­ге и доку­мен­таль­но­го филь­ма- рас­сле­до­ва­ния о том, кто и где пря­чет от наро­да голо­ву хана, посмев­ше­го взбун­то­вать народ про­тив цар­ской России.

Затем мы свя­за­лись с Нур­ла­ном Амре­ку­ло­вым — обще­ствен­ным дея­те­лем, орга­ни­за­то­ром обще­ствен­но­го дви­же­ния в Алма­те «Вер­нем хана Кене», и с уче­ным, пре­по­да­ва­те­лем Евразий­ско­го Наци­о­наль­но­го Уни­вер­си­те­та им. Л.Н Гуми­ле­ва Сул­та­ном Ханом Жусу­пом в Астане. Он изу­чал тему Кене­са­ры и име­ет мно­же­ство све­де­ний о том, что голо­ва нахо­ди­лась в музе­ях Омска, а затем в Кунст­ка­ме­ре в Петербурге.

Вооб­ще, нашу идею мно­гие под­дер­жа­ли как в Казах­стане, так и в России.

- Напри­мер?

- Вышла ста­тья в газе­те «Экспресс‑К», напри­мер. Но несмот­ря на все наши ста­ра­ния и обра­ще­ния, пред­ста­ви­те­ли вла­сти так и не ока­за­ли нам ника­кой поддержки.

- Вы счи­та­е­те, что вла­сти Рос­сии или Казах­ста­на меша­ют вам най­ти голо­ву хана Кене­са­ры? Почему? 

- При­чин может быть мно­же­ство. Мы обра­ща­лись к гла­ве зем­ля­че­ства, руко­во­ди­те­лю казах­ско­го сооб­ще­ства в Пите­ре Куспа­но­ву Сар­сен­га­ли Акку­ло­ви­чу, но он нас так и не при­нял, ска­зал, что­бы мы запи­са­лись к нему на при­ем через месяц. Мы писа­ли пись­ма в Кон­суль­ство Казах­ста­на, но там тоже тиши­на. Скла­ды­ва­ет­ся такое ощу­ще­ние, что вла­сти не заин­те­ре­со­ва­ны в воз­вра­ще­нии голо­вы хана Кене­са­ры, что им это не нуж­но или невыгодно.

Кад­ры из буду­ще­го фильма

- Поче­му? Опа­са­ют­ся воз­ник­но­ве­ния меж­на­ци­о­наль­но­го конфликта?

- Вопрос не сто­ит в том, что­бы обви­нить Рос­сии в чем-то или вызвать кон­фликт на наци­о­наль­ной поч­ве. Зада­ча обще­ствен­но­го дви­же­ния про­све­ти­тель­ская. Даже сам Кене­са­ры не раз гово­рил, что он не соби­рал­ся вое­вать с цар­ской Рос­си­ей, а лишь отста­и­вал пра­во на неза­ви­си­мость сво­е­го наро­да и целост­ность казах­ских земель.

- Как дале­ко вы про­дви­ну­лись в поис­ках его голо­вы? Что уда­лось узнать? 

- По одной из вер­сий, голо­ва нахо­дит­ся в Гохране в Москве, по дру­гой — в част­ной кол­лек­ции в Петер­бур­ге. У нас так­же есть све­де­ния музей­но­го работ­ни­ка о том, что голо­ву виде­ли в Кунст­ка­ме­ре еще в кон­це 90‑х. И его сотруд­ни­кам пред­ла­га­ли выне­сти ее за отдель­ную пла­ту люди, яко­бы, от Назар­ба­е­ва. Работ­ник отка­зал­ся, ведь за такое мог­ли не толь­ко уво­лить, но и завез­ти уго­лов­ное дело. Даль­ней­шая судь­ба голо­вы хана Кене это­му сви­де­те­лю неизвестна.

- Как дале­ко про­дви­ну­лись съем­ки доку­мен­таль­но­го филь­ма? Какие труд­но­сти есть? 

- Сей­час раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся сце­на­рий филь­ма. Недав­но запу­сти­ли сайт на осно­ве кра­уд­фандин­га (http://www.kenes-khan.ru/kz). Но пока актив­ность людей весь­ма низ­кая. Прав­да, мы еще не обра­ща­лись за помо­щью мас­штаб­но. Ста­ра­ем­ся обхо­дить­ся сво­и­ми сила­ми, но пони­ма­ем, что для того что­бы пол­но­цен­но запу­стить про­ект, нуж­на под­держ­ка народа.

- А как вы ее себе пред­став­ля­е­те — под­держ­ку народа?

-  Очень хоте­лось бы, что­бы мно­гие люди смог­ли поучаст­во­вать в нашем про­ек­те, стать его частью. Никто не остал­ся бы без внимания.

- Когда пла­ни­ру­е­те завер­шить фильм? Что для это­го необходимо?

- Все будет зави­сеть от финан­си­ро­ва­ния и под­держ­ки про­ек­та в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве. Не хоте­лось бы рас­тя­ги­вать на год, два или откла­ды­вать фильм в дол­гий ящик. Пока есть жела­ние и энту­зи­азм, нуж­но обя­за­тель­но реа­ли­зо­вать про­ект и рас­ска­зать об этой исто­рии как мож­но боль­ше­му коли­че­ству людей. Ведь когда еще будет такая пре­крас­ная воз­мож­ность вер­нуть хана Кене домой.

 

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма