Турецкая армия торжественно и грозно объявила о начале боевых действий против исламских террористов из ИГИЛ. Эти боевые действия выразились в предоставлении военных баз американцам и в нападении… на курдов, которые, в свою очередь, воюют все с тем же ИГИЛ. Турки перепутали или у них свои представления о том, кто кому террорист?
Турецкие боевые самолеты гордо реют над Сирией, турецкие военные полицейские «перетряхивают» возможные схроны террористов из «Исламского государства» по всей стране, турецкое правительство, после многолетнего бездействия, выказывает решимость бороться с ИГИЛ, как говорится, «на суше и на море». В самом деле, боевые действия турецкой армии против исламистов вроде бы начались, только вот под основной удар почему-то попали не они, а их основные противники — иракские курды.
Эрдоган в помощь
Сообщения, поступившие в конце июля из Турции — словно бальзам на души противников террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Турция решила вмешаться в эту войну и оказать тем, кто борется против исламских фанатиков, давно уже не ожидаемую помощь.
В четверг, 23 июля, официальная Анкара дала «добро» американцам на неограниченное использование авиабазы Инчирлик. США давным-давно уже просили своих турецких партнеров по НАТО об этом разрешении, но до сих пор правительство Турции не соглашалось. Отные американские боевые самолеты имеют возможность гораздо быстрее и эффективнее атаковать самозванных «воинов Аллаха» на севере Сирии: до сих пор они базировались в Иордании, в Ираке и на авианосцах в Персидском заливе, и им приходилось пересекать, по сути, всю сирийскую территорию, чтобы добраться до места «работы». База Инчирлик находится на самой сирийско-турецкой границе, так что подлетное время для бомбардировщиков и штурмовиков ВВС США сокращается теперь до нескольких минут.
Утром в пятницу, 24 июля, турецкие Военно-воздушные силы сами включились в войну с ИГИЛ. Три боевых самолета поднялись с авиабазы Диарбакыр, расположенной на юго-востоке Турции, пересекли сирийскую границу и нанесли ракетно-бомбовые удары по двум командным пунктам и одному сборному пункту террористов. Параллельно турецкая полиция провела широкомасштабные облавы в 13 турецких провинциях, разыскивая укрывища исламистов, а также заодно и курдов из запрещенной в Турции Курдской рабочей партии.
Предполагается, что «последней каплей», переполнившей чашу терпения турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, стал теракт, осуществленный ИГИЛ против молодых курдских активистов в южном городе Сурук. От взрыва бомбы погибли 32 человека, и Турция поднялась. Премьер-министр страны Ахмет Давутоглу заявил: «Кто вредит нам — тот заплатит вдесятеро!».
А уж средствами для войны Турция располагает весьма впечатляющими. С военной точки зрения турки вполне в состоянии нанести «Исламскому государству» более чем мощный удар. По данным лондонского Института стратегических исследований в данный момент в турецкой армии «под ружьем» находится более полумиллиона прошедших полное обучение солдат. В случае необходимости, к ним лишь в первую волну мобилизации могут присоединиться чуть меньше 400 тысяч резервистом. Основной атакующей силой турецкой армии являются танковые соединения, вооруженные американской и немецкой техникой — в их числе, в частности, более 300 немецких танков «Леопард 2А4» — несколько устаревших, по европейским меркам, однако продолжающих оставаться одними из лучших танков своего класса.
Впрочем, до сих пор, кроме одного авианалета и нескольких грозных заявлений, турки больше ничего не сделали против исламистов. Широкомасштабная (и, вполне возможно, несущая немалые потери) общевойсковая операция против ИГИЛ не началась. Участие турецких ВВС в налетах на позиции исламистов, как бы грозно и устрашающе ни выглядело звено турецких F‑16 в небе, по сравнению с возможностями и действиями тех же американцев смотрится, скорее, как символический жест.
Впрочем, по большому счету, чтобы нанести вред ИГИЛ, турецкому руководству вовсе не нужно отдавать приказ о прямых боевых действиях — действиях, чей успех вовсе не гарантирован. Анкара может создать исламистам кучу неприятностей и без этого. Юг Турции давно уже превратился в один большой «схрон» для террористов — именно туда отправляются на лечение раненые «воины Аллаха». Кроме того, через Турцию в Сирию и Северный Ирак тянутся маршруты, по которым исламисты получают пополнение из других стран, в основном из Центральной Азии, Афганистана и Пакистана. Особенно известен «исламистской логистикой» пограничный пункт Акча-Кале, который давным-давно пытаются взять курдские бойцы-пешмерга. Оттуда начинается прямая дорога в Ракку — город, служащий «халифату» штаб-квартирой.
В июне курдским бойцам удалось при поддержке американских ВВС пробить «коридор» длиной в 150 км. вдоль северной границы Сирии и перерезать важный маршрут снабжения ИГИЛ, ведущий из Турции, однако полностью прервать «просачивание» им не удалось. Если бы турецкая армия просто усилила контроль за собственной границей в этом регионе, это уже в немалой степени ударило бы по исламистам.
Бей своих, чтоб чужие боялись
Однако вместо усиления границы турецкие самолеты, грозно полетав над позициями боевиков ИГИЛ, вдруг взяли новый курс и нанесли мощнейший удар по лагерям Курдской Рабочей партии, расположенным в Северном Ираке. В этом налете участвовали уже не три боевых самолета — против курдов «работал» полнокровный полк.
Одновременно выяснилось, что турецкие полицейские, отправившиеся по упомянутым уже 13 провинциям на охоту за исламистами, наловили полные руки курдов (было арестовано около 600 человек), а вот с исламистами, устроившими теракт, как-то не сложилось. Курды, никак не ожидавшие подобной «помощи», немедленно объявили о том, что они разрывают соглашение о перемирии, принятое два года назад.
Следует признать, что до появления «общего врага» курдские пешмерга и сами немало преуспели на террористическом поприще: война с ними на юго-востоке Турции длится уже десятки лет. Однако вот уже два года, как она была практически прекращена: и курдам, и туркам хватало мороки с суннитами из «Исламского государства». При этом союзниками друг другу турки с курдами не стали: пока пешмерга истекали кровью, шаг за шагом отступая под ударами ИГИЛ из Северной Сирии к турецким границам, турецкие солдаты с невозмутимостью удавов разглядывали в полевые бинокли, как один за другим гибнут курдские бойцы. А вот теперь, когда с помощью американцев курды вновь перешли в наступление и погнали «воинов Аллаха» обратно — Анкара «проснулась», заявила исламистам что-то вроде «вот ща как дам больно!» и… «дала больно» курдам.
Последствия оказались ожидаемыми. Уже в суботу-воскресенье по всему югу Турции прокатилась волна терактов против турецких служб безопасности. В частности, в провинции Диарбакыр взрывом автобомбы были убиты два турецких солдата и четверо получили ранения. В ряде городов прошли демонстрации, плавно перешедшие в столкновения с полицией, в результате которых пострадали десятки полицейских. В Анкаре около 1000 манифестантов устроили драку с полицией — их разгоняли водометами и слезоточивым газом. В Стамбуле «марш мира» попросту запретили, нагнав десятки тысяч полицейских.
Похоже, что под «соусом» борьбы с ИГИЛ турецкое правительство решило разобраться с их противниками, курдами. Почему вдруг? Ответ на этот вопрос дал немецкий политик, член партии «зеленых» и этнический турок Омид Нурипур. Он открыто обвинил турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана в том, что тот «использовал борьбу с ИГИЛ в качестве предлога, чтобы напасть на курдов, которые нанесли ему чувствительное поражение на последних выборах». По его мнению, Эрдоган «даже готов развязать в Турции гражданскую войну».
Сопредседатель партии «зеленых» Германии, также турок Чем Ёздемир, оказался более дипломатичным: он подчеркнул, что «воевать с ИГИЛ путем нанесения ударов по его противникам просто бесполезно». Пожалуй, он не прав. Польза есть. Просто польза эта для Эрдогана лично, а не для войны с ИГИЛ. От исламистов, по мнению турецкого президента, его избавят американцы, а вот от курдов он решил избавиться самостоятельно.