Говорят, что вышел на свободу экс-глава «Казмунайгаза» Серик Буркитбаев. Причем произошло это еще до Нового года. Правда, никто из наших собеседников его пока не видел.
Автор: Редакция
Серик Буркитбаев — один из самых загадочных «ВИП-сидельцев» последних лет. Он был арестован осенью 2008 года, а приговорен к 6 годам заключения с конфискацией имущества весной 2009 года. Но дело его было столь секретным, что, по сути, до сих пор точно неизвестно, в чем провинился перед законом этот высокопоставленный и, кстати, очень опытный управленец.
Официально военный суд Акмолинского гарнизона, рассматривавший дело нефтяника за закрытыми дверями, признал Серика Минаваровича виновным по статье 176 УК РК (хищение и растрата чужого вверенного имущества). Прессе постфактум сообщили лишь, что речь якобы шла о хищении бюджетных денежных средств на общую сумму 2,4 млрд тенге. По данным финпола, руководство Казахского института нефти и газа (а именно Буркитбаев) якобы фиктивно заказывало инжиниринговые услуги у пяти проектно-исследовательских институтов, но при этом использовало в своих работах архивные документы. Какие услуги могли стоить таких денег, финполицейские не уточнили, но прокурор просил для «злодея» аж 10 лет тюрьмы.
Других официальных подробностей о делах Серика Буркитбаева в прессу не просачивалось (тем более что делом потом стал заниматься КНБ, а не финпол). Зато сразу после его ареста появилась версия, из-за чего же силовики взялись за госменеджера, который никогда не лез в политику. Суть ее в том, что Буркитбаев в бытность президентом «Казахтелекома» оказался якобы причастным к прослушиванию телефонных разговоров, которыми занимался Рахат Алиев.
Последний, правда, позже объяснил, что спецоборудование действительно проходило через Буркитбаева, но тот имел к нему чисто формальное отношение. Дело в том, что Рахат Алиев, придя на службу в КНБ, предложил Нурсултану Назарбаеву построить в системе органов специальную техническую службу по типу российского ФАПСИ (Федерального агентство правительственной связи и информации). Так появилась СИС (Специальная информационная служба), а «Казахтелеком» лишь выделил для КНБ специальный канал связи. К слову, именно Рахат Алиев первым сообщил об аресте Серика Буркитбаева.
Уже в 2010 году благодаря Мухтару Аблязову стала известна еще одна история, которая, скорее всего, и послужила истиной причиной «посадки» Серика Мунаваровича. Оказывается, летом 2008 года тогдашний первый руководитель национальной компании «Казмунайгаз» Серик Буркитбаев договорился с конечным владельцем «Мангистаумунайгаза» Рашидом Сарсеновым о покупке 51% акций этого акционерного общества. И поскольку «Мангистаумунайгазу» принадлежали 58% акций Павлодарского нефтехимического завода, то соответствующая 51-процентная доля от этого пакета — 29,6% — была оценена в $344 миллиона. Нехитрые расчеты показывают: все 58% акций ПНХЗ стоили $674 миллиона. А заплатили за них $1,2 миллиарда — госсредств, между прочим.
Объяснять, кто именно из топ-менеджеров нефтянки играючи выкинул на ветер полмиллиарда долларов, думаем, смысла нет — вот как вся эта история описана в заявлении Мухтара Аблязова: «Сумма в 1,2 миллиарда долларов за 58% акций ПНХЗ в августе 2009 года была заплачена национальной компанией «КазМунайГаз» не прямо, а через дочернее АО «Торговый дом «КазМунайГаз» и ее оффшорную структуру и оформлена как платеж за 100-процентную долю участия в товариществе с ограниченной ответственностью Refinary Company RT, в котором Кулибаев Т.А. являлся крупным участником».
Далее в заявлении сообщается, что: «ТОО Refinary Company RT было создано в октябре 2008 года специально с целью передачи на его баланс 58% акций ПНХЗ, которые до этого принадлежали АО «Мангистаумунайгаз». За 58% акций ПНХЗ ТОО Refinary Company RT в октябре 2008 года заплатило АО «Мангистаумунайгаз» 12474157976 тенге (приблизительно 104 миллиона долларов), включая НДС». Юридически сделка была осуществлена как уступка 100% долевого участия в ТОО Refinary Company RT оффшорной дочерней компании АО «Торговый дом «КазМунайГаз», зарегистрированной на Нидерландских Антильских островах, и состоялась 4 августа 2009 года.
Отметим лишь, что договорился Серик Миноварович с Сарсеновым летом 2008 года, уже в августе Серик Буркитбаев подал в отставку, а в сентябре был арестован. Скажете, совпадение?
Добавим так же, что Серик Буркитбаев еще в 2011 году получил право на условно-досрочное освобождение и наверняка не преминул им воспользоваться. Так что слухи о том, что «секретный арестант» уже на свободе, вполне могут оказаться правдой. Тихо сел — тихо вышел.