Братство совка — 2

Автор: Сер­гей ДУВАНОВ
Фото: http://aljansas.livejournal.com/

Пора­зи­тель­но, но сов­ки ста­ли оби­жать­ся, когда их назы­ва­ют ват­ни­ка­ми. С чего бы это? Еще совсем недав­но гор­ди­лись этим, а неко­то­рые вооб­ще откры­то писа­ли: «Ват­ник – это зву­чит гор­до». А сего­дня каж­дый вто­рой — в обид­ки. Види­мо, что-то сдви­ну­лось в сознании.

Види­мо, нача­ло дохо­дить, что быть ват­ни­ком не так уж и почет­но. Хотя с точ­ки зре­ния само­го тер­ми­на оби­жать­ся-то не на что — «ват­ник» это образ­ное обо­зна­че­ние поня­тия «импе­рец»,   то есть чело­век импер­ских взглядов.

Ват­ник он же тело­грей­ка  это бренд совет­ской  импер­ской эпо­хи, как нель­зя луч­ше отра­жа­ю­щий суть людей, его носив­ших, — про­стой, удоб­ный, надеж­ный, непри­хот­ли­вый, согре­ва­ю­щий душу сво­ей похо­же­стью на себе подобных.

Дру­гой столь же брен­до­вой вещью этой эпо­хи были пор­тян­ки. Но пор­тян­ка­ми назы­вать быв­ших сов­ков язык не пово­ра­чи­ва­ет­ся — это уж точ­но обид­но. Пор­тян­ки — это тер­мин ско­рее под­хо­дя­щий нынеш­ним крем­лев­ским жур­на­ли­стам и про­чим рупо­рам импер­ско­го мра­ко­бе­сия. Вот уж точ­но пор­тян­ки! И по фор­ме, и по спо­со­бу упо­треб­ле­ния, а глав­ное по запаху.

Но вер­нем­ся к «ват­ни­кам». Мне кажет­ся, не все пра­виль­но пони­ма­ют смысл это­го тер­ми­на. На мой взгляд, “ват­ник” это такое состо­я­ние души, когда чело­ве­ку кажет­ся, что весь мир сошел с ума, а он и все те, кто под­дер­жи­ва­ет поли­ти­ку Пути­на, един­ствен­ные зна­ю­щие, что такое хоро­шо и что такое плохо.

Ват­ник — это совре­мен­ная моди­фи­ка­ция сов­ка. Ват­ник — это совок, кото­рый так и не понял, что в СССР он был рабом, и по про­ше­ствии двух десят­ков лет тре­бу­ет реван­ша — вос­ста­нов­ле­ния сво­е­го ста­ту­са “граж­да­ни­на вели­кой дер­жа­вы”. Путин уло­вил эту носталь­гию у быв­ших homo sovetikus и сумел из это­го создать наци­о­нал-пат­ри­о­ти­че­ский про­ект под назва­ни­ем «Вста­ва­ние с колен».

Сам по себе реванш — дело не пло­хое, так как пред­по­ла­га­ет, что про­иг­рав­шая стра­на соби­ра­ет­ся с новы­ми сила­ми и вос­ста­нав­ли­ва­ет свои преж­ние дости­же­ния, побеж­дая сво­их быв­ших вра­гов. Но с реван­шем Рос­си­ей все не так про­сто. Кому про­иг­ра­ла вой­ну Рос­сия? Поче­му она ока­за­лась на коле­нях? И вооб­ще была ли война?

Вой­ной на самом деле было так назы­ва­е­мое «сорев­но­ва­ние систем» — в лице лаге­ря соци­а­лиз­ма во гла­ве с СССР и капи­та­лиз­ма в лице Евро­пы и США. Хотя, стро­го гово­ря, и сорев­но­ва­ние-то было толь­ко со сто­ро­ны СССР. На самом деле никто с СССР и не сорев­но­вал­ся  и уж тем более не соби­рал­ся вое­вать — мир жил сво­ей жиз­нью, с опас­кой погля­ды­вая на Импе­рию, про­по­ве­ду­ю­щую тор­же­ство соци­а­лиз­ма во всем мире. Сорев­но­ва­ние с капи­та­лиз­мом при­ду­ма­ли в СССР, обо­зва­ли это «холод­ной вой­ной» и игра­ли в эту вой­нуш­ку без мало­го 60 лет, пока не про­ду­ли ее по всем фрон­там: от эко­но­ми­ки и идео­ло­гии до шмо­ток и Интернета.

По боль­шо­му сче­ту это про­ти­во­сто­я­ние с моби­ли­за­ци­ей насе­ле­ния и всех ресур­сов нуж­но было ком­му­ни­стам для оправ­да­ния сво­ей несо­сто­я­тель­но­сти накор­мить и одеть стра­ну. Нужен был образ вра­га, ради про­ти­во­сто­я­ния с кото­рым мож­но было пожерт­во­вать лич­ным бла­го­со­сто­я­ни­ем, поли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской сво­бо­дой, пра­ва­ми чело­ве­ка. Какие там пра­ва чело­ве­ка, если Оте­че­ство в опас­но­сти и кру­гом вра­ги, кото­рые спят и видят, как бы напасть, захва­тить и пора­бо­тить. Все годы Совет­ской вла­сти про­шли в состо­я­нии пер­ма­нент­ной вой­ны с вра­га­ми, при­ду­ман­ны­ми и куль­ти­ви­ру­е­мы­ми в созна­нии людей.

Вот это и было той вой­ной,  кото­рую Совет­ский Союз в кон­це кон­цов и про­иг­рал. Но это была вой­на с самим собой, то есть вой­на на само­уни­что­же­ние!  Убий­ствен­ная по сво­е­му воз­дей­ствию на эко­но­ми­ку стра­ны, на обще­ство, на идео­ло­гию. Мало того что она при­ве­ла к соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­му кол­лап­су на 1/6 части суши, она еще сфор­ми­ро­ва­ла урод­ли­вый тип чело­ве­ка — сов­ка. И имен­но гене­ти­че­ская задан­ность сов­ков на идео­ло­гию само­быт­но­сти, их неже­ла­ние  жить как все, обу­сло­ви­ло то,  что даже через 25 лет после завер­ше­ния ком­му­ни­сти­че­ско­го экс­пе­ри­мен­та Рос­сия так и не смог­ла под­нять­ся с колен, на кото­рые ее поста­вил совок.

Помни­те сло­ва-откро­ве­ния из пес­ни Гре­бен­щи­ко­ва: «По послед­ним дан­ным раз­вед­ки мы вое­ва­ли сами с собой». В них вся соль исто­рии Рос­сии послед­них ста лет. Люди сами себе созда­ли идео­ло­ги­че­ский стан­дарт, кото­рый по опре­де­ле­нию не пред­по­ла­га­ет иной позы как на коле­нях. Это исход­ная и конеч­ная поза любо­го эга­ли­та­риз­ма. Вся­кая попыт­ка урав­нять людей (рос­сий­ская модель соци­а­лиз­ма) в конеч­ном ито­ге при­во­дит к тому, что стра­на, обще­ство, госу­дар­ство ока­зы­ва­ют­ся на коле­нях. Это дока­за­но опы­том двух десят­ков стран. Послед­ние из них Куба и Север­ная Корея — нагляд­ное тому под­твер­жде­ние. И вот теперь в лице Рос­сии мы име­ем попыт­ку реани­ма­ции сов­ка в его модер­ни­зи­ро­ван­ном импер­ском варианте.

По сути, нынеш­ний реван­шизм Пути­на направ­лен про­тив самой же Рос­сии. Вду­май­тесь в суть про­ис­хо­дя­ще­го: Рос­сия хочет взять реванш за пора­же­ние… в войне с собой. Понят­но, что даже в слу­чае удач­но­го реван­ша  побеж­де­на будет Рос­сия, кото­рая полу­чит опять ту же вой­ну с самой собой. Это самый глав­ный пара­докс Рос­сии. И этим пара­док­сом живет сего­дняш­няя Рос­сия, вою­ю­щая с самой собой.  Это дикая, не под­да­ю­ща­я­ся ника­ко­му логи­че­ско­му объ­яс­не­нию  реаль­ность: вме­сто того, что­бы изме­нить пара­диг­му сво­е­го исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия и стать на маги­страль­ный путь раз­ви­тия циви­ли­за­ции, путин­ская Рос­сия в оче­ред­ной раз пыта­ет­ся загнать себя в про­кру­сто­во ложе «осо­бо­го пути развития».

«Мы осо­бен­ные! — слы­шит­ся опять над про­сто­ра­ми Рос­сии. — Мы не такие как все, мы вели­кие!» У нас бога­тей­шая исто­рия, мы роди­на Пуш­ки­на и Досто­ев­ско­го, мы пер­вы­ми вышли в кос­мос, мы побе­ди­ли фашизм, у нас есть ядер­ное ору­жие, у нас иная духов­ность. И из это­го дела­ет­ся откро­вен­но мараз­ма­ти­че­ский вывод: поэто­му мы не хотим жить как все.

С тем, что Рос­сия один из стол­пов циви­ли­за­ции и бога­тей­ший пласт куль­ту­ры, никто не спо­рит. Есть чем гор­дить­ся, есть на что опе­реть­ся. Но жизнь не сто­ит на месте. Вели­кая стра­на не может оста­вать­ся вели­кой и при этом про­из­во­дить 3% от миро­во­го про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства. Не могут вели­кие иметь допо­топ­ные само­ле­ты и кораб­ли, ездить на чужих маши­нах и поль­зо­вать­ся дости­же­ни­я­ми чужой науч­ной мыс­ли. Не может стра­на счи­тать­ся вели­кой, если ее граж­дане по мере воз­мож­но­сти стре­мят­ся из нее уехать на ПМЖ в дру­гие более бла­го­по­луч­ные стра­ны, а все, кто может поз­во­лить, учат сво­их детей за гра­ни­цей и сами лечат­ся в зару­беж­ных клиниках.

Вели­чие стра­ны пред­по­ла­га­ет обрат­ное — когда весь мир хочет и стре­мит­ся жить в этой стране. Но нет это­го в Рос­сии! Где же вели­чие? И если его нет, то как его мож­но достичь, когда стра­на погряз­ла в тоталь­ной кор­руп­ции, где все поку­па­ет­ся и про­да­ет­ся, если пра­ва чело­ве­ка и зако­ны вто­рич­ны, а в жиз­ни гос­под­ству­ет культ силы и тол­сто­го кошель­ка? Как вооб­ще мож­но со всем этим «джен­тель­мен­ским набо­ром» авто­кра­тии под­нять­ся с колен? Это нон­сенс! Да нико­гда! В луч­шем слу­чае  на карач­ки. Но это еще более непри­гляд­ная и неустой­чи­вая поза.

Мно­гое из того, что гово­рит­ся о Рос­сии, мож­но отне­сти и к Казах­ста­ну. Алго­ритм тот же. Здесь так­же пери­о­ди­че­ски пыта­ют­ся «при­под­нять­ся» и соци­аль­но, и эко­но­ми­че­ски, и поли­ти­че­ски. При­ни­ма­ют­ся раз­лич­ные про­грам­мы инно­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия, про­во­дят­ся раз­лич­ные рефор­мы, струк­тур­ные пре­об­ра­зо­ва­ния. Но прин­ци­пи­аль­ных подви­жек нет — как была стра­на без про­из­во­дя­щей эко­но­ми­ки, так и оста­лась. Как про­цве­та­ла кор­руп­ция, так и про­цве­та­ет. Как жила с рас­про­да­жи при­род­ных наци­о­наль­ных богатств, так и живет. Как не было пер­спек­тив вый­ти на новый уро­вень раз­ви­тия, так и нет их.

Одно важ­ное отли­чие Казах­ста­на от Рос­сии — нет пре­тен­зий на вели­чие, непо­вто­ри­мость и на чужие тер­ри­то­рии. И как след­ствие, Казах­стан нико­му ниче­го не навя­зы­ва­ет. Так ска­зать, наш авто­ри­та­ризм без пре­тен­зий. Путин­ская Рос­сия это совер­шен­но дру­гое. Здесь и амби­ции, и пре­тен­зии на геге­мо­нию, и мощ­ный дух про­ти­во­сто­я­ния все­му чужо­му. Импер­ское здесь так и лезет изо всех щелей.

«Фаши­сты», «чур­ки», «чер­но­ма­зые», «узко­гла­зые», «пин­до­сы», «жиды», «гей­ро­па» — это то, что в рам­ках нор­ма­тив­ной лек­си­ки. Осталь­ное — сплош­ной мат. Ощу­ще­ние, что они нена­ви­дят и пре­зи­ра­ют абсо­лют­но всех, кто не с ними. Вот это и есть объ­яс­не­ние тер­ми­на «ват­ник». Чего уж тут оби­жать­ся? Что есть, то есть. Хочешь быть импе­ри­ей — наде­вай ват­ник.  Это как раз­но­вид­ность импер­ско­го мун­ди­ра. Какие уж тут оби­ды — «по Сень­ке и шапка»!

И не нуж­но путать под­не­воль­ных «сов­ков» с доб­ро­воль­ца­ми «ват­ни­ка­ми». «Совок» — это тот, кого обма­ну­ли, и он не знал об этом, свя­то веря, что он самый счаст­ли­вый и сво­бод­ный чело­век. «Ват­ник» — это тот, кото­рый зна­ет об обмане, но ему ком­форт­но в этой лжи, а пото­му он тре­бу­ет про­дол­же­ния импер­ско­го бан­ке­та. Хотя по сути ниче­го ново­го — про­сто сле­ду­ю­щая ста­дия раз­ви­тия ста­ро­го зам­ше­ло­го совет­ско­го деби­лиз­ма. А все вме­сте — брат­ство совка.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма