Унижение, с которым столкнулись местные сотрудники казахстанских нефтяных компаний, проявляется не только в оплате труда, но даже в устройстве быта сотрудников казахстанских нефтяных компаний. Столовые, бани и другие общественные места на предприятии «Каражанбас» для казахстанских рабочих, по их словам, разительно отличаются от тех, что предназначены для иностранцев.
Представитель «Профсоюза работников Каражанбас» Игорь Стобва рассказал корреспонденту «Республики», что, например, меню в столовой «для наших» в несколько раз короче, чем в той столовой, где обедают граждане КНР.
- Никакого выбора толком нет, — добавил он. — Также отличаются и другие общие места для нас и для иностранцев. Все раздельно.
- Это же апартеид, — невольно воскликнул случайный свидетель беседы.
Кроме того, по словам Стобвы, зарплаты местных работников меньше, чем у иностранных сотрудников в десятки раз.
- Можно было бы понять, если сравнивать с зарубежным ИТРовским составом, с людьми, имеющими высшее образование. Но пусть работяги получают хотя бы половину их денег, — призвал нефтяник.
По идее, жизнь и работа в условиях дискриминации в собственной стране уже могли послужить поводом для протестов. Но забастовку, по словам представителей бастующих, спровоцировал набор других, еще более возмутительных несправедливостей.
- Наши требования искажают, пытаясь убедить всех, что мы требуем
Напомним, что конфликт в нефтяной компании «Каражанбасмунай» начался еще в прошлом году и изначально был сосредоточен вокруг условий труда и его оплаты. Официальный профком и местные власти сразу встали на сторону работодателя. К протестующим «Каражанбасмунай» стали присоединяться работники других компаний.
Был сформирован настоящий профсоюзный комитет, который потребовал ликвидировать несправедливость в отношении местных рабочих. И как только речь зашла о справедливости, администрации компаний сразу разрешили конфликт наилучшим для себя образом: уволили разом недовольных.
- Согласно Трудовому кодексу во время акции протеста работодатель не имеет права увольнять или принимать на работу людей. На «Озенмунайгаз» уволили 300 человек сразу. А еще есть люди с «Каражанбасмунай», «Ерсай». Уволенные пополняют ряды забастовщиков, — рассказал Максат Досмагамбетов из «Озенмунайгаза».
Конфликт набирал силу, а власти продолжали решать его с помощью привычных способов.
- Прослушивают, угрожают, избивают людей, — перечислил властные методы разрешения трудового спора Жусипбаев.
Лидеры протестов подвергаются настоящим репрессиям. Так, юрист профсоюза работников Каражанбаса Наталья Соколова арестована по обвинению в «разжигании социальной розни» и организации «несанкционированных» акций протеста. 5 июня в Актау была жестоко разогнана мирная демонстрация 500 бастующих и голодающих нефтяников и членов их семей, рассказали российским журналистам казахстанские нефтяники.
Предпринимаются и более изощренные попытки сломить сопротивление нефтяников: агитаторы ходят по домам несогласных и пытаются воздействовать на тех через ближайших родственников. Они говорят, что якобы хотят восстановить на работе бастующего, если семья уговорит того отказаться от протестов. Специально обученным для произнесения таких речей людям мало кто верит. Но эффект от их слов все же есть. Если в самом начале борьбы было много пострадавших, то после таких визитов появились жертвы.
- Есть погибшие. Например, пришли к женщине и рассказали, что ее сына уволили, представили все неприятно. Бабушка скончалась от сердечного приступа, — рассказал «Республике» Досмагамбетов.
При этом
Впрочем, местные власти уже довели ситуацию до того, что некоторые забастовщики начинают выдвигать и яркие политические требования, например, о ренационализации нефтяных компаний под контролем работников.
Цель визита в Москву протестующие объяснили тем, что в Казахстане сложно заявить о себе не то что на весь мир, а даже на одну область.
- Мы хотим, чтобы весь народ знал, что происходит. У нас, например, могут показать только директора ПФ «Озенмунайгаз» Ишманова, который говорит, что мы незаконно здесь стоим и хотим большую зарплату, — сказал Досмагамбетов.
Удалось ли протестующим достучаться до властей республики через Москву — пока неясно, но до российских и других иностранных журналистов информацию они донесли.
- Меня шокировало, что все работники в Казахстане имеют как в высшей степени экстремальные условия жизни, так и низкую зарплату, — признался «Республике» после встречи с нефтяниками главный редактор The Moscow News Тим Уолл. Он добавил, что это особенно странно для крупных компаний, занимающихся нефтью, которая сейчас в большой цене.
Участники движения намерены продолжать забастовку и добиваться полного выполнения требований.
- Назад дороги у нас нет, — сказал один из казахстанских профсоюзных деятелей.
Он уверен, что в итоге в ситуацию «вмешается
Read More:
Бастующие нефтяники дошли до Москвы