Сегодня ночью вернулись в южную столицу театральный режиссер Болат Атабаев, арестованный по делу о разжигании социальной розни и доставленный для допроса в Актау, и кинорежиссер Ермек Турсунов, ездивший к нему на встречу в Мангистаускую область.
Автор: Вадим БОРЕЙКО
Вчера, 3 июля, около десяти часов вечера была распространена сенсационная информация о том, что сегодня, в среду, в 15.00 в Национальном пресс-клубе в Алматы состоится пресс-конференция с участием Атабаева и Турсунова.
Я немедленно набрал номер Ермека. Его сотка ответила короткими гудками: как выяснилось позже, в это время он летел в самолете. Тогда отправил ему SMS с просьбой связаться со мной. Примерно в полтретьего ночи мы созвонились. Он сообщил, что находится в алматинском аэропорту вместе с Атабаевым: только прибыли из Актау. Я попросил о короткой встрече. Он извинился: не спал две ночи. Договорились: все вопросы — утром. В девять я его разбудил.
- Сначала вопросы, которые волнуют всех. Как выглядит Болат Манашевич? Как он себя чувствует? Нормально ли перенес полет?
- В общем, нормально. Учитывая его возраст, болезнь и 18 суток ареста, включая трехдневный этап в Актау и пребывание в СИЗО. А СИЗО — не санаторий. К тому же все время у него с собой были лекарства.
- Вы летели с сопровождением?
- Нет, вдвоем.
- Вас кто-то встречал в аэропорту?
- Да, мои друзья на машине. Мы сначала завезли Болата домой, затем меня.
- С Атабаева сняли обвинения?
- Я присутствовал при всех его допросах. Ни морального, ни физического давления на него не оказывали. Все было в рамках закона. Ему грозили очень серьезные статьи — за возбуждение социальной розни и призывы к свержению конституционного строя. А это не меньше 10 лет. В конце концов, он написал заявление с просьбой применить к нему ст. 65 УК РК. Это заявление удовлетворили.
- Эта статья означает деятельное раскаяние.
- Я же не юрист и тонкостей не знаю. Главное — он на свободе.
- То есть против режиссера дело закрыли, и его перевели из обвиняемых в свидетели?
- Это лучше спросить у его адвоката. Я с ним на эту тему не говорил.
- Не означает ли «деятельное раскаяние» то, что Атабаев дал показания против Козлова и Сапаргали?
- Повторяю: я присутствовал на всех допросах, и никакого торга на этот счет не было. Знаю, что в прессе в первые дни, когда я находился в Мангистауской области, звучали совершенно идиотские домыслы, будто он получил свободу в обмен на свидетельства против этих обвиняемых. Я же сначала поехал в Жанаозен, где получил возможность ознакомиться с отдельными материалами дела, понять, в чем именно его обвиняют, составить для себя картину произошедшего. Если хочешь знать мое мнение, то я считаю, что Болата просто использовали.
- Кто?
- Эти оппозиционные партии. А он искренне верил им, фигурально говоря, махал флагами на баррикадах. После Жанаозена я получил первое свидание с Болатом. Мы проговорили четыре часа. Причем, мягко говоря, на повышенных тонах, доходило до матов. Потом, конечно, извинились друг перед другом.
- Что тебе известно о судьбе Жанболата Мамая?
- Я не знаком с ним. И вообще не знал, кто это такой.
- Ты там не виделся с ним?
- Нет.
- Пока ты был в Актау, многие окрестили тебя «переговорщиком» между властями и Атабаевым. Что скажешь по этому поводу?
- Мне все равно, как меня называют. Главное для меня было — вытащить друга, который попал в беду.
Кстати, пока Ермек находился в Актау, Союз журналистов Казахстана наградил его своей премией в номинации «Политическое обозрение», с формулировкой «за полемические статьи о путях развития гражданского общества и воспитании подрастающего поколения». Действительно, фильм Турсунова «Шал» стал в этом году знаменит, был объявлен кинокритиками шедевром еще до широкого проката, и редкое издание обошло вниманием этот факт. Однако самые свои громкие, можно даже сказать, скандальные интервью — «В Казахстане ложь — форма жизни» и «В хоре петь не получается» — Ермек Каримжанович дал газете и порталу «Республика».
ОТ РЕДАКЦИИ: По нашей информации, освобождение Болата Атабаева проходило далеко не так безоблачно, как описал господин Турсунов. Торг на самом деле был жестким, «торгующиеся» доходили до матов. И не случайно первая информация об освобождении появилась еще в конце прошлой недели, а выпустили режиссера только вчера поздно вечером. Но, как говорится, каждый имеет право на свое видение ситуации.
Read More:
Атабаев и Турсунов прилетели в Алматы