Очередной раунд переговоров между Тегераном и «шестеркой» (страны — постоянные члены Совета безопасности ООН и Германия), проведение которого в Алматы было анонсировано на прошедшей недавно Мюнхенской конференции по безопасности, еще не начавшись, оказался под угрозой неудачи.
Автор: Вальдемар КРАУС
Причина тому — официальная делегация инспекторов МАГАТЭ обнаружила в Иране более полутора сотен килограмм готового к применению оружейного урана — хоть завтра бери и делай из него ядерные бомбы.
Строили-строили и, наконец, построили?
Доклад инспекционной группы Международного агентства по атомной энергии, правда, не предназначался для широкой публики — о своих находках инспекторы сообщили, как говорится, под грифом «секретно». Тем не менее о содержащихся в нем сведениях общественность все же узнала — об этом позаботились репортеры информационного агентства Reuters, невесть какими путями «раскопавшие» этот документ.
В нем, в частности, указывается, что на обогатительном заводе в Натанзе была отмечена установка 180 новых газовых центрифуг типа IR-2m — это системы, позволяющие обогащать уран до оружейного уровня, то есть как минимум до 20%.
Примечательно, что ни для чего другого обогащенный подобным образом уран попросту не годится — так что иранскому руководству вряд ли удастся объяснить все эти приготовления исследовательскими, энергетическими или медицинскими целями.
Более того, по сведениям, представленным в докладе МАГАТЭ, у Ирана уже сейчас имеется 167 кг этого самого двадцатипроцентного урана. Для создания одной боеголовки или бомбы его требуется порядка 220—250 кг — это значит, что в данный момент в распоряжении Тегерана атомной бомбы еще нет, но установка новых центрифуг, по оценкам специалистов, дает возможность ускорить накопление необходимой массы урана в четыре-пять раз.
Сами эти агрегаты, скорее всего, были закуплены в Пакистане, который пользуется ими уже много лет — именно с их помощью была создана первая «исламская бомба».
Война все ближе
Увы, но политикам придется признать, что экономические санкции, принятые Западом, лишь замедлили иранскую ядерную программу, но не смогли ее остановить. Иран успешно использовал тактику проволочек и дипломатического маневрирования, добиваясь единственной цели: пока мир грозил Тегерану пальчиком, он разгонял работу по получению бомбы. А заверения в миролюбии и в том, что «мы не видим мудрости в приобретении атомной бомбы», — лишь уловка.
Но тогда зачем Ирану понадобилась очередная говорильня, на этот раз — в Алматы? Скорее всего, для очередной проволочки, чтобы выиграть время. Ведь кто мог предположить, что на свет появится секретный доклад МАГАТЭ?
Однако же нынче возникает и иной вопрос: а как теперь отреагируют США и Израиль на уже явное стремление Ирана заполучить бомбу? Со стороны американцев уже послышались весьма раздраженные комментарии. К примеру, спикер Госдепартамента Виктория Нуланд заявила: «Это провокационный шаг, направленный на прямое нарушение резолюций ООН. Установка новых центрифуг означает новый виток эскалации».
Впрочем, особенно удивленной госпожа Нуланд не выглядит. «Подобные всплески иранской активности мы видели и накануне многих предыдущих раундов переговоров», — подчеркнула она. По ее словам, все это лишь затрудняет переговорный процесс и ставит под сомнение саму возможность достижения позитивных результатов.
При этом еще один неявный участник переговоров, а именно — Израиль, настроен куда более решительно. В марте Иерусалим должен посетить президент США Барак Обама и можно быть уверенным в том, что ему придется выслушать немало горьких слов от Биньямина Нетаньяху.
Последний весьма четко определил «красную черту», которую не должен перейти Иран, если хочет избежать военных действий. Если Иран завладеет более чем 90% необходимого для создания атомной бомбы урана (а в случае с обнаруженным специалистами МАГАТЭ материалом это означает более 240 кг 20-процентного урана), Израиль нанесет удар с Америкой или без нее. Потому что иначе до бомбы останется один шаг, и сделать этот шаг Тегерану не позволит Израиль.
Кто и чем рискует
С чем же в самом деле подошли стороны к очередному раунду переговоров, который должен начаться уже завтра в Алматы? Что привезут они в Казахстан? По мнению аналитиков, Иран преследует двойную стратегию. Образно говоря, одной ногой он давит на газ, а другой — на тормоз. Устанавливает новые центрифуги, но при этом не вводит их в действие. Преобразует уже обогащенный до оружейного состояния уран опять в «неоружейный» — в уран, годный для использования в реакторах атомной электростанции.
То есть он постоянно поддерживает напряжение у партнеров по переговорам и одновременно оттягивает получение «критической массы» — пресловутых 240 кг, после которых израильтяне готовы начать войну.
Таким образом, Тегеран теоретически оставляет для себя возможность решения проблемы дипломатическим путем. И вполне возможно, что в Алматы будет предпринята новая попытка договориться.
Но представитель Белого дома Джей Керни уже предостерег Иран от того, чтобы «рисковать усилением давления и международной изоляцией, если требования международного сообщества не будут выполнены». А в Конгрессе США группа законодателей разрабатывает дополнительный пакет санкций, направленный на то, чтобы не дать Ирану использовать оставшийся у него валютный резерв на покупку ядерных материалов и технологий.
Оригинал статьи: