«Алаш» — это Парижская коммуна казахов

Рес­пуб­ли­ка Алаш име­ет для Казах­ста­на поли­ти­че­ское зна­че­ние не мень­шее, чем Париж­ская ком­му­на для исто­рии фран­цуз­ской госу­дар­ствен­но­сти ХІХ века. Её, про­су­ще­ство­вав­шую 72 дня, идео­ло­ги марк­сиз­ма-лени­низ­ма пре­воз­нес­ли до уров­ня про­ле­тар­ско­го госу­дар­ства, а совре­мен­ные учё­ные при­зна­ли её пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­кой. Рес­пуб­ли­ка Алаш про­су­ще­ство­ва­ла два года, а бри­тан­ские иссле­до­ва­те­ли из Окс­форд­ско­го уни­вер­си­те­та сопо­ста­ви­ли это собы­тие по сво­ей поли­ти­че­ской зна­чи­мо­сти с теми ради­каль­ны­ми рефор­ма­ми по стро­и­тель­ству ново­го госу­дар­ства, что и Париж­ская коммуна.

Напом­ним, что «Париж­ская ком­му­на» отме­ни­ла все сослов­ные при­ви­ле­гии и про­воз­гла­си­ла демо­кра­тию, рав­но­пра­вие граж­дан и их сво­бо­ды, что обес­пе­чи­ло ее попу­ляр­ность во всем мире и сей­час, спу­стя 150 лет, хотя её юрис­дик­ция была огра­ни­че­на тер­ри­то­ри­ей одно­го горо­да Пари­жа и в этом смыс­ле она в боль­шей сте­пе­ни соот­вет­ство­ва­ла ста­ту­су город­ско­го само­управ­ле­ния. Но тот факт, что она не при­зна­ва­ла над собой ника­кой госу­дар­ствен­ной вла­сти, поз­во­ля­ет счи­тать её суве­рен­ным обра­зо­ва­ни­ем и, сле­до­ва­тель­но, госу­дар­ством, пусть и про­су­ще­ство­вав­шим корот­кий исто­ри­че­ский миг.

В свя­зи с этим вызы­ва­ет огром­ное сожа­ле­ние тот факт, что о госу­дар­стве, учре­ждён­ном обще­ка­зах­ским курул­та­ем под назва­ни­ем Наци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ная авто­но­мия Алаш в декаб­ре 1917 года и совер­шив­шим в Казах­стане рево­лю­ци­он­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, наш народ, как и миро­вое сооб­ще­ство, рас­по­ла­га­ет фраг­мен­тар­ны­ми знаниями.

В чём при­чи­на подоб­но­го пре­не­бре­жи­тель­но­го отно­ше­ния учё­ных-исто­ри­ков и все­го казах­ско­го обще­ства к исто­рии соб­ствен­ной госу­дар­ствен­но­сти? Это зацик­лен­ность отдель­ных учё­ных-исто­ри­ков на совет­ской трак­тов­ке исто­рии Алаш, совет­ских сте­рео­ти­пах и штам­пах, или инер­ция до сих пор не пре­одо­лён­но­го коло­ни­аль­но­го созна­ния пора­бо­щён­но­го наро­да? Может быть это отго­лос­ки воин­ство­вав­шей ещё недав­но лжи­вой ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии? Не исклю­че­но, что все эти при­чи­ны в при­чуд­ли­вом пере­пле­те­нии при­ве­ли к тому, что собы­тия, свя­зан­ные с пери­о­дом Алаш, до сих пор не полу­чи­ли адек­ват­ной оцен­ки ни со сто­ро­ны обще­ства, ни со сто­ро­ны выс­шей поли­ти­че­ской вла­сти государства.

Истоки движения «Алаш»

Идео­ло­ги­че­ские исто­ки дви­же­ния «Алаш», при­вед­шие к про­воз­гла­ше­нию Авто­но­мии Алаш в 1917 году, фор­ми­ро­ва­лись замет­но рань­ше. Идея казах­ской авто­но­мии воз­ник­ла не вдруг и не бла­го­да­ря Фев­раль­ской рево­лю­ции 1917 года. Она роди­лась рань­ше, чем даже пер­вая рус­ская рево­лю­ция 1905–1907 годов. Её исто­ком было обще­ствен­но-поли­ти­че­ское тече­ние Сибир­ское област­ни­че­ство, воз­ник­шее сре­ди сибир­ской интел­ли­ген­ции в сере­дине 60‑х годов ХІХ века. Одним из его идео­ло­гов и осно­ва­те­лей являл­ся Гри­го­рий Пота­нин, рус­ский учё­ный, обще­ствен­ный дея­тель, близ­кий друг и еди­но­мыш­лен­ник двух выда­ю­щих­ся пред­ста­ви­те­лей Вели­кой сте­пи — Чока­на Вали­ха­но­ва и Али­ха­на Букей­ха­на, хотя они отно­си­лись к людям раз­ных поко­ле­ний. В 1865 году Г.Н. Пота­нин был аре­сто­ван по делу «Обще­ства неза­ви­си­мо­сти Сиби­ри» и при­вле­чён к суду по обви­не­нию в стрем­ле­нии отде­лить Сибирь от Рос­сии. В дей­стви­тель­но­сти же, речь шла об авто­но­мии в соста­ве Рос­сии. Рево­лю­ция 1905–1907 годов при­да­ла новое дыха­ние дви­же­нию област­ни­че­ства, но не сре­ди сибир­ской интел­ли­ген­ции, а сре­ди казах­ской эли­ты «Алаш». Об этом сви­де­тель­ству­ет пись­мо А.Н. Букей­ха­на осно­ва­те­лю сибир­ско­го област­ни­че­ства Г.Н. Пота­ни­ну от 11 мая 1905 года. «В вопро­сах феде­ра­тив­но­го (сою­за) устрой­ства рус­ско­го госу­дар­ства, — пиcал А.Н. Букей­хан в пись­ме, — каза­хи пой­дут в рядах край­них област­ни­ков. Я всту­пил в пере­пис­ку с извест­ны­ми вли­я­тель­ны­ми каза­ха­ми и наде­юсь из них орга­ни­зо­вать отде­ле­ние сибир­ско­го сою­заОми­чи (рус­ские) рав­но­душ­ны к вопро­сам област­ни­че­ства и склон­ны думать так, как дума­ет автор «сибир­ских очер­ков» из газе­ты «В[осточ­ноe]O[бозре­ние].». Чем даль­ше идет исто­рия, тем област­ни­че­ство теря­ет свой резон. Один вид оми­чей (рус­ских), слу­ша­ю­щих вас, при раз­го­во­ре об област­ни­че­стве, наво­дит на отча­ян­ный пес­си­мизм».

Из этой цита­ты сле­ду­ет един­ствен­ный логи­че­ский вывод о том, что казах­ское наци­о­наль­ное дви­же­ние «Алаш» изна­чаль­но сфор­ми­ро­ва­лось в 1905 году в виде ново­го тече­ния област­ни­че­ства, а его орга­ни­за­то­ром и лиде­ром был А.Н. Букей­хан. Лиде­ры это­го дви­же­ния рас­смат­ри­ва­ли все воз­мож­ные вари­ан­ты, как пес­си­ми­сти­че­ский и опти­ми­сти­че­ский, в зави­си­мо­сти от раз­ви­тия рево­лю­ци­он­но­го дви­же­ния в Рос­сии. Соглас­но пес­си­ми­сти­че­ско­му сце­на­рию, казах­ский народ может добить­ся авто­но­мии вме­сте с Сиби­рью и в его соста­ве. Этот вари­ант, судя по все­му, был преду­смот­рен на слу­чай, если Рос­сия перей­дёт из само­дер­жа­вия в кон­сти­ту­ци­он­ную монар­хию. Этот сце­на­рий оста­вал­ся акту­аль­ным даже после Фев­раль­ской рево­лю­ции посколь­ку, во-пер­вых, одна из вли­я­тель­ных в 1906–1917 годах Кон­сти­ту­ци­он­но-демо­кра­ти­че­ская пар­тия, чле­ном ЦК кото­рой являл­ся А.Н. Букей­хан, высту­пи­ла про­тив авто­но­мии и феде­ра­ции. В знак про­те­ста А.Н. Букей­хан вышел из её рядов и создал казах­скую наци­о­наль­ную пар­тию «Алаш». Во-вто­рых, ещё сохра­ня­лась неопре­де­лён­ность, каким госу­дар­ством про­воз­гла­сит Рос­сию Все­рос­сий­ское учре­ди­тель­ное собра­ние, созыв кото­ро­го откла­ды­вал­ся с наме­чен­но­го авгу­ста меся­ца 1917 года вплоть до 5 янва­ря 1918-го. Поэто­му А.Н. Букей­хан во гла­ве казах­ской деле­га­ции при­нял уча­стие в рабо­те І‑го Сибир­ско­го област­но­го съез­да, состо­яв­ше­го­ся в Том­ске 8–17 октяб­ря 1917 года. Съезд избрал Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство Сиби­ри, А.Н. Букей­хан стал одним из его мини­стров [5, с. 3]. В сво­ей ста­тье «Жал­пы Сібір сиезі» («Обще­си­бир­ский съезд»), он так объ­яс­нил свою пози­цию: «Итак, в основ­ной закон (кон­сти­ту­цию) Сибир­ской авто­но­мии будет вне­се­на отдель­ная ста­тья о том, что казах­ская нация и дру­гие наро­ды, зани­ма­ю­щие искон­ные тер­ри­то­рии в Сиби­ри, вре­мен­но при­со­еди­нят­ся к Сибир­ской авто­но­мии, сохра­няя при этом пра­во на отде­ле­ние, в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти созда­ния соб­ствен­ной авто­но­мии. [] у нас мало управ­лен­цев, а народ в сво­ей мас­се без­гра­мо­тен. И мы поду­ма­ли: что­бы без­бо­лез­нен­но отде­лить­ся от пут вели­кой дер­жа­вы при помо­щи Сиби­ри, будет разум­но спер­ва при­мкнуть к ней, а затем, доста­точ­но окреп­шись, отде­лить­ся от неё в суве­рен­ное госу­дар­ство».

Но был и опти­ми­сти­че­ский вари­ант, по кото­ро­му Стра­на каза­хов, как суве­рен­ное госу­дар­ство, будет под­дер­жи­вать с Рос­си­ей дру­же­ские отно­ше­ния в ста­ту­се доми­ни­о­на. Об этом утвер­жда­лось в про­ек­те кон­сти­ту­ции под назва­ни­ем «Устав Стра­ны каза­хов», раз­ра­бо­тан­ном вид­ным дея­те­лем «Алаш» Бар­лы­бе­ком Сырт­та­ну­лы в 1911 году в Петер­бур­ге. После Фев­раль­ской рево­лю­ции 1917 года ста­тус доми­ни­о­на стал обре­тать вполне реаль­ные контуры.

Годом ранее, в 1910 году, в сво­ём очер­ке «Кир­ги­зы» («Каза­хи»), А.Н. Букей­хан пере­чис­лил 9 обла­стей и одну губер­нию, кото­рые каза­хи зани­ма­ли испо­кон веков и доми­ни­ро­ва­ли по чис­лен­но­сти над кре­стья­на­ми-пере­се­лен­ца­ми, тем самым чёт­ко обо­зна­чил тер­ри­то­ри­аль­ные пре­де­лы буду­ще­го госу­дар­ства каза­хов. В декаб­ре 1917 года, на ІІ Обще­ка­зах­ском курул­тае эти тер­ри­то­рии, а так­же ряд уез­дов Алтай­ской губер­нии, были объ­яв­ле­ны тер­ри­то­ри­ей Рес­пуб­ли­ки Алаш.

Фев­раль 1917 года дал коло­ни­аль­ным наро­дам надеж­ду на наци­о­наль­ное осво­бож­де­ние и сво­бо­ду выбо­ра сво­е­го исто­ри­че­ско­го пути раз­ви­тия. Так, напри­мер, гла­си­ла теле­грам­ма, отправ­лен­ная груп­пой эли­ты «Алаш» во гла­ве с А.Н. Букей­ха­ном 16 мар­та из Мин­ска во все казах­ские обла­сти (все­го 25 адре­сов):

«Взо­шло солн­це сво­бо­ды, равен­ства и брат­ства для всех наро­дов Рос­сии. Необ­хо­ди­мо каза­хам орга­ни­зо­вать­ся для под­дер­жа­ния ново­го строя и ново­го правительства…

Каза­хи долж­ны под­го­то­вить­ся к учре­ди­тель­но­му собра­нию и наме­тить достой­ных кан­ди­да­тов. При­зы­ва­ем вас бро­сить казах­ские спо­ры и домаш­ние дряз­ги. Лозунг наро­да – еди­не­ние и справедливость!

Спеш­но обсу­ди­те аграр­ный вопрос. Наш лозунг «демо­кра­ти­че­ская рес­пуб­ли­ка» и зем­ля тому, кто извле­ка­ет доход из неё ско­то­вод­ством и зем­ле­де­ли­ем. Не бой­тесь нико­го, кро­ме Бога!..».

Вес­ной и летом 1917 года состо­я­лись област­ные курул­таи (съез­ды) каза­хов Тур­гай­ской, Ураль­ской, Семи­па­ла­тин­ской и дру­гих обла­стей, а так­же два обще­ка­зах­ских съез­да (І‑й состо­ял­ся 2–8 апре­ля 1917 года в Орен­бур­ге с уча­сти­ем деле­га­тов из 6 обла­стей; ІІ‑й – про­шел так­же в Орен­бур­ге под вывес­кой І‑го съез­да 21–28 июля. – Авт.). Пер­вым в повест­ке дня всех курул­та­ев-съез­дов сто­ял вопрос о госу­дар­ствен­ном строе в Рос­сии, по кото­ро­му все област­ные и обще­ка­зах­ский съез­ды при­ня­ли иден­тич­ные поста­нов­ле­ния о про­воз­гла­ше­нии Рос­сии феде­ра­тив­ной рес­пуб­ли­кой. Эти поста­нов­ле­ния под­ра­зу­ме­ва­ли, что казах­ским обла­стям долж­но быть предо­став­ле­но пра­ва само­сто­я­тель­но решать вопро­сы област­но­го зна­че­ния в соста­ве новой Рос­сии в каче­стве рав­но­прав­но­го субъ­ек­та феде­ра­ции. При­ня­тие реше­ния по это­му вопро­су воз­ла­га­лось на Все­рос­сий­ское учре­ди­тель­ное собра­ние, созыв кото­ро­го бес­при­чин­но откладывался.

Но уси­ли­ва­ю­щий­ся поли­ти­че­ский кри­зис в Рос­сии, при­вед­ший к свер­же­нию Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства и захва­ту боль­ше­ви­ка­ми цен­траль­ной вла­сти, выну­дил лиде­ров пар­тии «Алаш» пере­смот­реть наме­чен­ный путь наци­о­наль­но­го осво­бож­де­ния через област­ную само­сто­я­тель­ность в струк­ту­ре госу­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сии на обще­на­ци­о­наль­ную автономию.

На офи­ци­аль­ном уровне эта пози­ция была отра­же­на в про­ек­те Про­грам­мы пар­тии «Алаш» в нояб­ре 1917 года. В ней было отме­че­но, что Рос­сия долж­на стать феде­ра­тив­ной рес­пуб­ли­кой, состо­я­щей из рав­но­прав­ных госу­дарств, выра­жа­ясь совре­мен­ным тер­ми­ном – субъ­ек­тов феде­ра­ции. Одним из этих субъ­ек­тов феде­ра­ции долж­на быть «авто­но­мия кир­гиз» (каза­хов. – Авт.), сла­га­ю­ща­я­ся из казак-кир­гиз­ских обла­стей. Оче­вид­но, что лиде­ры «Алаш» под «авто­но­ми­ей» под­ра­зу­ме­ва­ли госу­дар­ство каза­хов, явля­ще­е­ся по фор­ме прав­ле­ния рес­пуб­ли­кой, но с огра­ни­чен­ны­ми суве­рен­ны­ми пра­ва­ми из-за вхож­де­ния в союз рав­но­прав­ных госу­дарств. При этом нуж­но обра­тить вни­ма­ние на то, что Казах­стан, то есть Авто­но­мия Алаш, не вхо­дит в состав Рос­сии, а вме­сте с ней и дру­ги­ми субъ­ек­та­ми на доб­ро­воль­ной осно­ве обра­зу­ет союз госу­дарств по нагляд­но­му опы­ту США (Наиме­но­ва­ние The United States of America (USA) дослов­но и по смыс­лу пере­во­дит­ся как Союз Госу­дарств Аме­ри­ки, а не как Соеди­нен­ные Шта­ты Аме­ри­ки. – Авт.), то есть феде­ра­цию под назва­ни­ем «Рос­сий­ская феде­ра­тив­ная рес­пуб­ли­ка». Опыт США по ини­ци­а­ти­ве лиде­ров Алаш (А.Н. Букей­хан, Р. Мар­се­ков) подроб­но обсуж­дал­ся на том же І‑м Сибир­ском съез­да в Том­ске, завер­шив­шим­ся за неде­лю до боль­ше­вист­ко­го пут­ча. «Я пред­став­ляю себе нашу Рос­сий­скую рес­пуб­ли­ку в виде толь­ко феде­ра­ции шта­тов, — заявил А.Н. Букей­хан на съез­де, Ведь, для того, что­бы штат суще­ство­вал, нуж­но, ведь, что­бы были или хозяй­ствен­ные общие при­зна­ки губер­нии, кото­рая можетъ быть соеди­не­на в один штат, или этно­гра­фи­че­ские… Поче­му не может соста­вить один штат наша При­бал­тий­ская губер­ния, губер­нии цен­траль­но-про­мыш­лен­но­го рай­о­на, губер­ний Там­бов­ская, Орлов­ская. Вот я и пред­став­ляю, что если наша Рос­сий­ская рес­пуб­ли­ка разо­бьет­ся на отдель­ные шта­ты, от это­го толь­ко полу­чит­ся сча­стье людей, кото­рые живут в Рос­сий­ской рес­пуб­ли­ке».

Авто­ном­ный харак­тер госу­дарств, обра­зу­ю­щих союз, выра­жал­ся в доб­ро­воль­ном огра­ни­че­нии суве­рен­ных прав каж­до­го из них путём учре­жде­ния над­на­ци­о­наль­ных госу­дар­ствен­ных орга­нов в виде пре­зи­ден­та, госу­дар­ствен­ной думы (пар­ла­мен­та) и пра­ви­тель­ства, кото­рые наде­ля­лись бы пра­во­мо­чи­я­ми решать обще­фе­де­раль­ные задачи.

При такой кон­струк­ции феде­ра­тив­но­го госу­дар­ства авто­но­мия наро­дов быв­шей цар­ской импе­рии полу­чи­ла бы, по замыс­лу лиде­ров «Алаш», воз­мож­ность авто­ном­но­го госу­дар­ствен­но­го раз­ви­тия, не раз­ры­вая исто­ри­че­ски сло­жив­ших­ся хозяй­ствен­но-эко­но­ми­че­ских и социо-куль­тур­ных свя­зей с Россией.

Эти замыс­лы эли­ты «Алаш» сви­де­тель­ству­ют, что они изу­чи­ли опыт и прак­ти­ку раз­ви­тых демо­кра­ти­че­ских стран Запа­да: США, Вели­ко­бри­та­нии, Кана­ды, Австра­лии. В сво­ей ста­тье «Тур­ке­стан», опуб­ли­ко­ван­ной в апре­ле 1917 года, А.Н. Букей­хан сно­ва затро­нул тему доми­ни­о­на. Про­ана­ли­зи­ро­вав состав и лич­но­сти каж­до­го из чле­нов Турк­ко­ми­те­та (4 из 9‑и чле­нов явля­лись вид­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми тюр­ко-мусуль­ман Рос­сии, быв­ши­ми депу­та­та­ми Госу­дар­ствен­ной думы І, ІІ и ІІ-созы­вов А. Букей­хан. М. Тыныш­бай­у­лы, С. Мак­су­ди, гене­рал А. Давлет­шин; П. Пре­об­ра­жен­ский и А. Липов­ский – уро­жен­цы Тур­ке­ста­на, В. Елпа­ти­ев­ский и Б. Шкап­ский – иссле­до­ва­те­ли это­го края. – Авт.), он пред­по­ло­жил, что полу­че­ние Тур­ке­ста­ном ста­ту­са доми­ни­о­на вполне реаль­но. Заме­тим, что ста­тус доми­ни­о­на предо­став­лен таким коло­ни­ям Вели­ко­бри­та­нии, как Австра­лия, Кана­да и Оран­же­вая рес­пуб­ли­ка, кото­рые обла­да­ли все­ми атри­бу­та­ми суве­рен­но­го госу­дар­ства. «Судя по-все­му, резю­ми­ро­вал А.Н. Букей­хан свою ста­тью, после Учре­ди­тель­но­го собра­ния Тур­ке­стан ста­нет суве­рен­ным госу­дар­ством».

Меж­ду тем, пред­по­ла­га­е­мую эли­той «Алаш» авто­но­мию необ­хо­ди­мо вос­при­ни­мать в каче­стве авто­ном­но­го госу­дар­ства с рес­пуб­ли­кан­ской (демо­кра­ти­че­ской) фор­мой прав­ле­ния, харак­тер­ны­ми чер­та­ми кото­ро­го явля­ют­ся выбор­ность всех вет­вей госу­дар­ствен­ной вла­сти по вер­ти­ка­ли от выс­ших пред­ста­ви­тель­ной, испол­ни­тель­ной и судеб­ной до мест­но­го само­управ­ле­ния (зем­ства). Посколь­ку в про­ек­те Про­грам­мы пар­тии «Алаш» речь шла об авто­но­мии всех казах­ских обла­стей, то есть обще­на­ци­о­наль­ной авто­но­мии и, с уче­том её места в пред­по­ла­га­е­мой феде­ра­тив­ной рес­пуб­ли­ке, сле­ду­ет её счи­тать — в совре­мен­ной трак­тов­ке — авто­ном­ной республикой.

На созда­ние такой авто­но­мии были наце­ле­ны поста­нов­ле­ния ІІ Все­ка­зах­ско­го курул­тая от 5–13 декаб­ря 1917 года, состо­яв­ше­го­ся в Орен­бур­ге. В его рабо­те участ­во­ва­ли 43 пол­но­мо­чен­ных пред­ста­ви­те­ля, избран­ных во Все­рос­сий­ское учре­ди­тель­ное собра­ние, а так­же по 2 пред­ста­ви­те­ля от област­ных казах­ских коми­те­тов и уез­дов, все­го 81 деле­га­та, пред­став­ляв­ших Буке­ев­скую орду, Ураль­скую, Тур­гай­скую, Акмо­лин­скую, Семи­па­ла­тин­скую, Семи­ре­чен­скую, Сыр­да­рьин­скую обла­сти, казах­ских уез­дов Фер­ган­ской, Самар­канд­ской обла­стей, Аму­да­рьин­ский отдел При­ка­спий­ской обла­сти, смеж­ных Бий­ско­го, Зме­и­но­гор­ско­го и Бар­на­уль­ско­го уез­дов Алтая.

В повест­ке дня курул­тая было 10 вопро­сов, каса­ю­щих­ся буду­щей казах­ской наци­о­наль­ной госу­дар­ствен­но­сти. Все они было посвя­ще­ны таким аспек­там госу­дар­ствен­но­го стро­и­тель­ства, как фор­ма госу­дар­ства, струк­ту­ра его орга­нов вла­сти, вза­и­мо­от­но­ше­ний казах­ской авто­но­мии с дру­ги­ми само­про­воз­гла­шен­ны­ми неза­ви­си­мы­ми субъ­ек­та­ми поли­ти­че­ской вла­сти на тер­ри­то­рии Рос­сии, судеб­ная власть, мест­ное само­управ­ле­ние и т.д.

Курул­тай, объ­ек­тив­но оце­ни­вая теку­щую поли­ти­че­скую ситу­а­цию в Рос­сии после захва­та вла­сти боль­ше­ви­ка­ми в октяб­ре 1917 года, уви­дел явные при­зна­ки угро­зы граж­дан­ской вой­ны на наме­чен­ной тер­ри­то­рии Авто­но­мии Алаш, ока­зав­шей­ся без леги­тим­ной вла­сти после свер­же­ния Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства. Воз­зва­ние боль­ше­ви­ков о пере­хо­де вла­сти в Рос­сии сове­там ещё не озна­ча­ло её фак­ти­че­ско­го рас­про­стра­не­ния на всю преж­нюю тер­ри­то­рию Рос­сий­ской импе­рии. В свя­зи с этим И. Ста­лин, в сво­ём «Обра­ще­нии сове­там Каза­ни, Уфы, Орен­бур­га, Ека­те­рин­бур­га, Сов­нар­ком Тур­ке­стан­ско­го края и дру­гим» в апре­ле 1918 года, отме­чал: «Рево­лю­ция, нача­тая в цен­тре, рас­про­стра­ня­лась на окра­и­нах, осо­бен­но на восточ­ных, с неко­то­рым опоз­да­ни­ем». И … «к нача­лу 1920 года почти вся тер­ри­то­рия Казах­ста­на (за исклю­че­ни­ем части Семи­ре­чья) ока­за­лась под вла­стью Сове­тов».

Обес­ко­ен­ные надви­га­ю­щим­ся хао­сом, анар­хи­ей на сво­ей тер­ри­то­рии, деле­га­ты курул­тая реши­ли учре­дить твёр­дую власть, кото­рую при­зна­ло бы всё казах­ское насе­ле­ние казак-кир­гиз­ских обла­стей. Еди­но­глас­но при­ня­тое поста­нов­ле­ние ІІ Все­ка­зах­ско­го курул­тая гласило:

 «І. Обра­зо­вать тер­ри­то­ри­аль­но-наци­о­наль­ную авто­но­мию обла­стей Буке­ев­ской орды, Ураль­ской, Тур­гай­ской, Акмо­лин­ской, Семи­па­ла­тин­ской, Семи­ре­чен­ской, Сыр-Дарьин­ской, кир­гиз­ских уез­дов Фер­ган­ской, Самар­канд­ской, Аму-Дарьин­ско­го отде­ла Закас­пий­ской (При­ка­спий­ской) обла­стей, смеж­ных казак­ских уез­дов Алтай­ской губер­нии, пред­став­ля­ю­щих сплош­ную тер­ри­то­рию с гос­под­ству­ю­щим насе­ле­ни­ем, Казак-Кир­гиз­ским, еди­но­го про­ис­хож­де­ния, еди­ной куль­ту­ры, исто­рии и еди­но­го языка.

ІІ. Авто­но­мии казак-кир­гиз­ских обла­стей при­сво­ить назва­ние «Алаш».

Это поста­нов­ле­ние име­ет для совре­мен­но­го Казах­ста­на поис­ти­не непре­хо­дя­щее исто­ри­че­ское и кон­сти­ту­ци­он­ное зна­че­ние, так как в его исто­рии впер­вые было исполь­зо­ва­но уни­вер­саль­ное и есте­ствен­ное, то есть неот­чуж­да­е­мое пра­во нации на госу­дар­ствен­ное само­опре­де­ле­ние. Леги­тим­ность его заклю­ча­ет­ся в том, что реше­ние курул­тая яви­лось выра­же­ни­ем исто­ри­че­ской и поли­ти­че­ской воли казах­ской нации и при­ня­то под­лин­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми наро­да, выра­зив­ши­ми его волю в фор­ме кон­сти­ту­ци­он­но­го акта.

Кар­та Степ­но­го и Тур­ке­стан­ско­го кра­ев (гене­рал-губер­на­торств),
кото­рые соста­ви­ли осно­ву тер­ри­то­рий Рес­пуб­ли­ки Алаш в 1917–1920 годах

Этот слу­чай уни­ка­лен и пото­му, что в после­ду­ю­щей исто­рии Казах­ста­на исполь­зо­ва­ние пра­ва нации на само­опре­де­ле­ние было пре­вра­ще­но в цинич­ную фор­маль­ную акцию. Так, напри­мер, учре­ди­тель­ный съезд, про­воз­гла­сив­ший учре­жде­ние Кир(Каз)АССР про­шёл почти пол­то­ра меся­ца спу­стя после её обра­зо­ва­ния выс­ши­ми орга­на­ми вла­сти РСФСР. А транс­фор­ма­ция КазАССР в КазССР было осу­ществ­ле­но Вер­хов­ным Сове­том СССР, види­мо, пола­гая, что каза­хи будут рады ново­му ста­ту­су рес­пуб­ли­ки и поэто­му их леги­тим­ное воле­изъ­яв­ле­ние не име­ет значения.

Автономия с классическими признаками суверенного государства

Сле­ду­ет осо­бо отме­тить, что реше­ние съез­да об учре­жде­нии авто­но­мии начи­на­ет­ся с пунк­та, содер­жа­ще­го пере­чень обла­стей, т.е. тер­ри­то­ри­аль­ных субъ­ек­тов, вхо­дя­щих в её состав. Тем самым опре­де­ле­ны тер­ри­то­ри­аль­ные пре­де­лы авто­ном­ной рес­пуб­ли­ки. Тер­ри­то­рия и её адми­ни­стра­тив­ное деле­ние один из нео­тьем­ли­мых при­зна­ков государства.

Сле­ду­ю­щим клас­си­че­ским при­зна­ком госу­дар­ства явля­ет­ся нали­чие пуб­лич­ной вла­сти, то есть систе­мы орга­нов, осу­ществ­ля­ю­щих управ­лен­че­скую дея­тель­ность в обществе.

Деле­га­ты курул­тая, пола­гая, что более подроб­но вопро­сы орга­ни­за­ции госу­дар­ствен­ной вла­сти долж­ны быть рас­смот­ре­ны на Учре­ди­тель­ном собра­нии при обсуж­де­нии про­ек­та кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Алаш, огра­ни­чи­лись фор­ми­ро­ва­ни­ем Вре­мен­но­го Все­ка­зах­ско­го Сове­та Алаш Орда, пред­се­да­те­лем кото­ро­го на под­лин­но демо­кра­ти­че­ской осно­ве был избран Али­хан Букей­хан. Совет состо­ял из 25 чле­нов, из кото­рых 10 мест над­ле­жа­ло предо­ста­вить пред­ста­ви­те­лям рус­ских и дру­гих наро­дов, про­жи­ва­ю­щих на тер­ри­то­рии, про­воз­гла­шён­ной ІІ Обще­ка­зах­ским курул­та­ем тер­ри­то­ри­ей Алаш. Пред­ста­ви­тель­ство обес­пе­чи­ва­лось тем, что 7 его чле­нов изби­ра­лись поимён­но от обла­стей, а осталь­ные – неза­ви­си­мо от областей.

Алаш Орда долж­на была в бли­жай­шее вре­мя созвать Учре­ди­тель­ное собра­ние Алаш, на кото­ром пред­сто­я­ло обсу­дить раз­ра­бо­тан­ный пра­ви­тель­ством про­ект кон­сти­ту­ции. Как отме­ча­лось выше, про­ект кон­сти­ту­ции был раз­ра­бо­тан ещё в 1911 году в С.-Петербурге.

При этом курул­тай, при­дер­жи­ва­ясь линии обще­на­ци­о­наль­ной авто­но­ми­за­ции, поста­но­вил, что кон­сти­ту­ция под­ле­жит утвер­жде­нию Все­рос­сий­ским учре­ди­тель­ным собра­ни­ем. Вме­сте с тем, при­зна­вая авто­ном­ный ста­тус Алаш, курул­тай уста­но­вил, что тер­ри­то­рия авто­ном­ных обла­стей Алаш со все­ми богат­ства­ми, нахо­дя­щи­ми­ся на поверх­но­сти зем­ли, вода­ми, их богат­ства­ми, а так­же недра­ми зем­ли состав­ля­ют соб­ствен­ность Алаш, что соста­ви­ло бы осно­ву поли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го суве­ре­ни­те­та (само­сто­я­тель­но­сти) воз­рож­дён­но­го казах­ско­го наци­о­наль­но­го государства.

Леги­тим­ным осно­ва­ни­ем госу­дар­ствен­ной дея­тель­но­сти в авто­но­мии ста­ло импе­ра­тив­ное ука­за­ние курул­тая: «Алаш Орда долж­на немед­лен­но взять в свои руки всю испол­ни­тель­ную власть над казак-кир­гиз­ским насе­ле­ни­ем» и «в месяч­ный срок офи­ци­аль­но объ­явить (про­воз­гла­сить) авто­но­мию от име­ни всех осталь­ных казак­ских обла­стей». Но по объ­ек­тив­ным при­чи­нам в месяч­ный срок авто­но­мия не была про­воз­гла­ше­на. При­чи­на отсроч­ки про­воз­гла­ше­ния состо­я­ла в том, что за этот срок было невоз­мож­но выяс­нить мне­ние о при­со­еди­не­нии тур­ке­стан­ских каза­хов к Алаш, как это ука­за­но в про­то­ко­ле ІІ Обще­ка­зах­ско­го курул­тая, а так­же отно­ше­ние рус­ско­го кре­стьян­ства к ней. Дру­гой вес­кой при­чи­ной стал раз­гон боль­ше­ви­ка­ми Все­рос­сий­ско­го учре­ди­тель­но­го собра­ния, на созыв кото­ро­го воз­ла­га­ли надеж­ду как вся рево­лю­ци­он­ная демо­кра­тия Рос­сии, так и лиде­ры пар­тии «Алаш». Но поли­ти­че­ская неопре­де­лён­ность обост­ри­лась, хотя Учре­ди­тель­ное собра­ние, собрав­шись 5 янва­ря 1918 года на свое пер­вое и послед­нее засе­да­ние, успе­ло при­нять ряд важ­ных поста­нов­ле­ний, глав­ное из них было про­воз­гла­ше­ние Рос­сии демо­кра­ти­че­ской республикой.

Вот что заяв­лял А.Н. Букей­хан в сво­их пока­за­ни­ях сле­до­ва­те­лю НКВД в авгу­сте 1937 года: «На нас, избран­ных в Учре­ди­тель­ное собра­ние чле­нов (пар­тии) «Алаш», пада­ла зада­ча добить­ся объ­яв­ле­ния авто­но­мии Казах­ста­на. Дви­же­ния за авто­но­мию име­ло место и в дру­гих наци­о­наль­ных обла­стях. Наша пар­тия «Алаш» бло­ки­ро­ва­лась с дру­ги­ми наци­о­наль­ны­ми пар­ти­я­ми (Татар­ста­на, Баш­ки­рии и др.). Осно­вой этих бло­ков было сов­мест­ное тре­бо­ва­ние от Учре­ди­тель­но­го собра­ния авто­но­мии наци­о­наль­ных обла­стей в соста­ве Рос­си­ий­ско­го […] госу­дар­ства путём дого­ворённо­сти с рос­сий­ски­ми […] пар­ти­я­ми».

Суверенитет Алаш в условиях безвластия в России

Раз­гон учре­ди­тель­но­го собра­ния озна­чал, что 6 янва­ря 1918 года Рос­сия лиши­лась послед­ней леги­тим­ной вла­сти. Без­вла­стие в Рос­сии предо­ста­ви­ло Рес­пуб­ли­ке Алаш пол­ный суве­ре­ни­тет. И Алаш Орда, упол­но­мо­чен­ная курул­та­ем «вести пере­го­во­ры о бло­ках (сою­зах, аль­ян­сах) с дру­ги­ми авто­ном­ны­ми сосе­дя­ми», в тече­ние 1918–1920 годах осу­ществ­ля­ла само­сто­я­тель­ную — суве­рен­ную внеш­нюю поли­ти­ку, ведя пере­го­во­ры в усло­ви­ях граж­дан­ской вой­ны по вопро­сам о вза­им­ном при­зна­нии, воен­но-поли­ти­че­ском сою­зе и сов­мест­ной борь­бе про­тив совет­ской вла­сти. При этом Совет Алаш Орда в сво­ей внеш­ней поли­ти­ке про­яв­лял как твёр­дость в отста­и­ва­нии наци­о­наль­ных инте­ре­сов, так и доста­точ­ную поли­ти­че­скую гиб­кость. Эта пози­ция Алаш Орды осо­бен­но ярко про­яви­лась при пер­вых пере­го­во­рах с Совет­ской вла­стью, кото­рую они не при­зна­ва­ли со дня их захва­та вла­сти в Пет­ро­гра­де. Несмот­ря на это, в усло­ви­ях без­вла­стья в Рос­сии, а так­же с целью защи­ты и сохра­не­ния воз­рож­дён­но­го госу­дар­ства от граж­дан­ской вой­ны, Алаш Орда в мар­те-апре­ле 1918 года всту­пи­ла в пере­го­во­ры с Совет­ской вла­стью, при­чём по ини­ци­а­ти­ве боль­ше­ви­ков. Но, как позд­нее отме­чал А. Бай­тур­сы­ну­лы в сво­ей ста­тье «Рево­лю­ция и кир­ги­зы», «пере­го­во­ры эти были ско­ро пре­рва­ны пол­ным мол­ча­ни­ем в ответ на пред­ло­жен­ный Алаш Ордой про­ект усло­вий согла­ше­ния».

После сры­ва пере­го­во­ров с Совет­ской вла­стью, Алаш Орда ока­за­лась перед слож­ной дилем­мой – во что бы то ни ста­ло воз­об­но­вить пере­го­во­ры с боль­ше­ви­ка­ми и всту­пить с ними в союз, либо най­ти дру­го­го союз­ни­ка и сов­мест­но с ним про­ти­во­сто­ять Совет­ской вла­сти. Ино­го пути не было. Такой союз­ник появил­ся лишь летом 1918 года. 8 июля в Сама­ре был объ­яв­лен Коми­тет чле­нов Учре­ди­тель­но­го собра­ния (КомУч) — пер­вое пре­тен­до­вав­шее на ста­тус все­рос­сий­ско­го анти­боль­ше­вист­ско­го пра­ви­тель­ства в пери­од Граж­дан­ской вой­ны. 24 июня (11 июня по-ста­ро­му) Алаш Орда теле­грам­мой изве­сти­ла все сохра­нив­ши­е­ся област­ные и уезд­ные казах­ские коми­те­ты и упра­вы о том, что с 24 июня 1918 года в гор. Алаш (вре­мен­ный адми­ни­стра­тив­ный центр Рес­пуб­ли­ки Алаш. – Авт.) при­сту­пи­ла к испол­не­нию сво­их обя­зан­но­стей. Эту теле­грам­му сле­ду­ет при­знать офи­ци­аль­ным про­воз­гла­ше­ни­ем Рес­пуб­ли­ки Алаш. В теле­грам­ме так­же сооб­ща­лось о том, что Алаш «нахо­дит­ся в союз­ни­че­ских отно­ше­ни­ях с Сибир­ской и Баш­кир­ской автономиями».

Теле­граф­ное сооб­ще­ние было един­ствен­ным сред­ством ком­му­ни­ка­ции, посред­ством кото­ро­го мог­ли быть обна­ро­до­ва­ны офи­ци­аль­ные сооб­ще­ния. Поэто­му не могут не удив­лять заяв­ле­ния неко­то­рых совре­мен­ных учё­ных, как оте­че­ствен­ных, так и зару­беж­ных о том, что Авто­но­мия Алаш не была офи­ци­аль­но про­воз­гла­ше­на, а сле­до­ва­тель­но, она, яко­бы, не суще­ство­ва­ла, функ­ци­о­ни­ро­ва­ло лишь Пра­ви­тель­ство Алаш Орда. Тогда воз­ни­ка­ет есте­ствен­ный вопрос: чьё же это пра­ви­тель­ство? Ведь, по логи­ке госу­дар­ствен­но­го стро­и­тель­ства любое пра­ви­тель­ство – это выс­ший испол­ни­тель­ный орган суве­рен­но­го госу­дар­ства. При­знав Алаш Орду пра­ви­тель­ством, сле­дуя эле­мен­тар­ной логи­ке, нуж­но назвать госу­дар­ство, чью функ­цию и зада­чи оно исполняет.

Меж­ду тем об исто­ри­че­ском фак­те её созда­ния сви­де­тель­ству­ет состо­яв­ший­ся в декаб­ре 1917 года ІІ Обще­ка­зах­ский курул­тай, кото­рый с точ­ки зре­ния тео­рии госу­дар­ства и пра­ва сле­ду­ет счи­тать не ина­че, как учре­ди­тель­ным, а при­ня­тое им поста­нов­ле­ние об обра­зо­ва­нии Казах­ско­го госу­дар­ства в фор­ме авто­ном­ной рес­пуб­ли­ки — леги­тим­ным. Офи­ци­аль­ное про­воз­гла­ше­ние о его обра­зо­ва­нии, что для ряда исто­ри­ков послу­жи­ло вес­ким осно­ва­ни­ем отри­ца­ния суще­ство­ва­ния госу­дар­ства Алаш, в дей­стви­тель­но­сти же явля­ет­ся лишь инфор­ма­ци­он­ным сопро­вож­де­ни­ем, кото­рое не име­ет и не может иметь ника­кой юри­ди­че­ской силы. Посколь­ку оно не содер­жит и не может содер­жать новых пра­во­вых поло­же­ний, рас­ши­ря­ю­щих или сужа­ю­щих пра­во­вой ста­тус (смысл) при­ня­то­го акта, како­вым явля­ет­ся реше­ние обще­на­ци­о­наль­но­го курултая.

Дея­тель­ность Сове­та Алаш Орда, про­хо­див­шая в усло­ви­ях граж­дан­ской вой­ны, была в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни наце­ле­на на реше­ние воен­но-обо­рон­ных задач. Эле­мен­ты само­сто­я­тель­ной госу­дар­ствен­но­сти нара­щи­ва­лись нерав­но­мер­но. Сре­ди госу­дар­ствен­ных инсти­ту­тов при­о­ри­тет­ным был орган наци­о­наль­ной само­обо­ро­ны (без­опас­но­сти). Созыв Выс­шей зако­но­да­тель­ной вет­ви вла­сти (наци­о­наль­ный пар­ла­мент), для фор­ми­ро­ва­ния кото­рой потре­бо­ва­лось бы про­ве­сти все­об­щие выбо­ры, даже тео­ре­ти­че­ски был невоз­мо­жен в усло­ви­ях вой­ны. Пра­во­вое регу­ли­ро­ва­ние осу­ществ­ля­лось частич­но соб­ствен­ны­ми поста­нов­ле­ни­я­ми Алаш Орды, частич­но зако­на­ми и декла­ра­ци­я­ми сверг­ну­то­го Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства Рос­сии. Напри­мер, из поста­нов­ле­ний Алаш Орды, регу­ли­ру­ю­щих пра­во­вые аспек­ты авто­но­мии от 24 июня 1918 года, мож­но при­ве­сти сле­ду­ю­щие. Пер­вое поста­нов­ле­ние «Об отно­ше­нии к зако­но­да­тель­ству Совет­ской вла­сти» гла­си­ло: «Все декре­ты, издан­ные Совет­ской вла­стью на тер­ри­то­рии авто­ном­ной Алаш, при­знать недей­стви­тель­ны­ми». Сле­ду­ю­щим поста­нов­ле­ни­ем было зало­же­на осно­ва нор­ма­тив­но-пра­во­вой базы самой Алаш­ской Рес­пуб­ли­ки, уста­нов­ле­ны чёт­кие рам­ки пол­но­мо­чий и функ­ци­о­наль­ных обя­зан­но­стей цен­траль­но­го Сове­та Алаш Орда, его област­ных и уезд­ных отде­лов, мест­ных орга­нов само­управ­ле­ния (земств), а так­же была созда­на систе­ма нало­го­об­ла­же­ния, учре­жде­ны спе­ци­аль­ный казах­ский суд и след­ствен­ная комис­сия для раз­бо­ра дел казах­ских боль­ше­ви­ков, назна­че­ны чле­ны суда и след­ствен­ной комис­сии. Сбор нало­гов, уста­нов­лен­ных обще­ка­зах­ским курул­та­ем от 5–13 декаб­ря 1917 года в г. Орен­бур­ге, а так­же дру­гих нало­гов, кото­рые могут быть уста­нов­ле­ны Алаш-Ордой, были воз­ло­же­ны на област­ные сове­ты Алаш Орды.

Поста­нов­ле­ни­ем от 22 октяб­ря был учре­ждён и немед­лен­но вве­дён в дей­ствие в обла­стях казах­ский суд. Соглас­но пунк­ту 5 поста­нов­ле­ния, Алаш Орда «впредь до изда­ния новых зако­нов при­зна­ла дей­ству­ю­щи­ми на тер­ри­то­рии Авто­но­мии Алаш зако­ны и декла­ра­ции свер­жен­но­го Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства о сво­бо­дах сове­сти, сло­ва, печа­ти, собра­ний, сою­зов и непри­кос­но­вен­но­сти лич­но­сти». Эти нор­мы яркое сви­де­тель­ство того фак­та, что Рес­пуб­ли­ка Алаш явля­лась демо­кра­ти­че­ским государством.

Гра­ни­цы авто­но­мии были чёт­ко обо­зна­че­ны пере­чис­лен­ны­ми выше 9‑ю обла­стя­ми, одной губер­ни­ей и казах­ски­ми уез­да­ми, суще­ство­вав­ши­ми ещё до рево­лю­ции, но не сфор­ми­ро­вал­ся еди­ный госу­дар­ствен­ный аппа­рат, при­зван­ный обес­пе­чить диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное управ­ле­ние в раз­лич­ных сфе­рах обще­ствен­ной жиз­ни (про­из­вод­ство, куль­ту­ра, здра­во­охра­не­ние и мн. др.). В то же вре­мя нача­лось фор­ми­ро­ва­ние отдель­ных госор­га­нов. Напри­мер, ІІ Обще­ка­зах­ский курул­тай ещё до Авто­но­мии избрал комис­сию по обра­зо­ва­нию и нау­ке из пяти чело­век во гла­ве с Ахме­том Бай­тур­сы­ну­лы. Она не вхо­ди­ла в струк­ту­ру Сове­та Алаш Орды, но на неё были воз­ло­же­ны мини­стер­ские пол­но­мо­чия и предо­став­ле­на пол­ная сво­бо­да дей­ствий, что гово­рит о том, какое важ­ное зна­че­ние при­да­ва­ли лиде­ры Алаш делу все­об­ще­го про­све­ще­ния и науки.

Даже в усло­ви­ях вой­ны, все­об­ще­го хао­са и раз­ру­хи, Алаш Орда пред­при­ни­ма­ла необ­хо­ди­мые меры по раз­ви­тию народ­но­го хозяй­ства и наци­о­наль­ной эко­но­ми­ки в целом. «В Ала­шор­де (гор. Алаш. — Авт.), — сооб­ща­ла газе­та “Сибир­ская жизнь в янва­ре 1919 года, — Семи­па­ла­тин­ской обла­сти, сор­га­ни­зо­вал­ся и открыл свои дей­ствия алаш­ский союз раз­ви­тия наци­о­наль­на­го хозяй­ства и фаб­рич­но-завод­ской про­мыш­лен­но­сти. Цель сою­за: а) спо­соб­ство­ва­ние выгод­ней­ше­му сбы­ту пред­ме­тов ско­то­вод­че­ско­го хозяй­ства их про­из­во­ди­те­ля­ми, с одной сто­ро­ны, и полу­че­ние ими пред­ме­тов потреб­ле­ния и сель­ско­го хозяй­ства с дру­гой, по воз­мож­но­сти из пер­вых источ­ни­ков; б) раз­ви­тие ско­то­вод­че­ско­го хозяй­ства путём улуч­ше­ния поро­ды ско­та и куль­ти­ви­ро­ва­ния трав; в) раз­ви­тие фаб­рич­но-завод­ской про­мыш­лен­но­сти и г) про­из­вод­ство пра­виль­но­го това­ро-обме­на и устра­не­ния в этом деле посред­ни­че­ства спе­ку­лян­тов».

Ещё один при­мер. Поста­нов­ле­ни­ем от 24 июня 1918 года в соста­ве Алаш Орды был обра­зо­ван «Воен­ный совет из трёх лиц» с воз­ло­же­ни­ем на него функ­ции воен­но­го мини­стер­ства и предо­став­ле­ни­ем ему откры­вать област­ные и уезд­ные воен­ные сове­ты при област­ных и уезд­ных отде­лах Алаш-Орды. Отме­тим, что пер­вые бое­вые части армии Алаш были сфор­ми­ро­ва­ны, обу­че­ны и гото­вы к защи­те ещё до обра­зо­ва­ния Воен­но­го сове­та. Об этом сви­де­тель­ству­ет газе­та «Сво­бод­ная речь»: «18 июня (1918 г.) в пол­день в Алаш при­был вновь сфор­ми­ро­ван­ный в сте­пи отряд кир­гиз­ской кон­ни­цы в 500 чело­век с офи­це­ра­ми-инструк­то­ра­ми. Отряд был встре­чен всем насе­ле­ни­ем Ала­ша, при­чём пред­ста­ви­тель зем­ства при­вет­ство­вал при­быв­ших речью. С кир­ги­за­ми при­был пред­се­да­тель Сове­та Алаш-Орды А.Н. Букей­ха­нов. Отряд обу­чен воен­но­му искус­ство­му и воору­жён».

Алаш суверенное государство де-факто и де-юре

Таким обра­зом, при­зна­ки, харак­тер­ные для состо­яв­ше­го­ся госу­дар­ства, в Рес­пуб­ли­ке Алаш были пред­став­ле­ны в началь­ной ста­дии (фор­ме), име­ю­щей потен­ци­ал для транс­фор­ма­ции в пол­но­цен­ное суве­рен­ное госу­дар­ство. Алаш Орда в каче­стве пра­ви­тель­ства, т.е. выс­шей испол­ни­тель­ной вет­ви госу­дар­ствен­ной вла­сти, суме­ла под­нять­ся до уров­ня само­сто­я­тель­но­го поли­ти­че­ско­го инсти­ту­та на тер­ри­то­рии Рос­сии наравне с дру­ги­ми само­про­воз­гла­шён­ны­ми все­рос­сий­ски­ми (Комуч, Уфим­ская дирек­то­рия, Вре­мен­ное все­рос­сий­ское пра­ви­тель­ство А. Кол­ча­ка), наци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ны­ми (Укра­и­ны, Азер­бай­джа­на, Баш­ки­рии и др.), област­ны­ми (Сиби­ри) пра­ви­тель­ства­ми, не при­зна­вав­ши­ми над собой вер­хов­ной вла­сти. Тем самым она явля­лась носи­те­лем суве­ре­ни­те­та неза­ви­си­мо­го Казах­ско­го государства.

По сте­че­нию исто­ри­че­ских обсто­я­тельств Рес­пуб­ли­ка Алаш как суве­рен­ное госу­дар­ство про­су­ще­ство­ва­ла исто­ри­че­ский миг – чуть более двух лет. Но это не при­ни­жа­ет её непре­хо­дя­щую исто­ри­че­скую роль и зна­че­ние. В лице Алаш было вос­ста­нов­ле­но еди­ное казах­ское госу­дар­ство и оно ста­ло фор­ми­ро­вать­ся не в виде авто­но­мии, как это отра­же­но в тру­дах оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных учё­ных, так как авто­ном­ное госу­дар­ство пред­по­ла­га­ет феде­ра­цию, субъ­ек­том кото­рой оно явля­ет­ся. Рос­сия ещё не была федерацией.

Более того, к кон­цу 1917 года, когда была обра­зо­ва­на Рес­пуб­ли­ка Алаш, на тер­ри­то­рии Рос­сии уже отсут­ство­ва­ла еди­ная леги­тим­ная госу­дар­ствен­ная власть. Рос­сия сохра­ни­лась как стра­на, но утра­ти­ла уни­тар­ность. Кро­ме того, что важ­но осо­бо под­черк­нуть, из ново­об­ра­зо­ван­ных авто­но­мий лишь Алаш пред­по­ла­га­ла в обо­зри­мом буду­щем отде­лить­ся от Рос­сии в неза­ви­си­мое наци­о­наль­ное госу­дар­ство. Об этом сви­де­тель­ству­ет ста­тья, опуб­ли­ко­ван­ная в пери­од граж­дан­ской вой­ны, в кото­рой А.Н. Букей­хан выска­зал­ся пре­дель­но откры­то: «Если высто­им, впе­ре­ди нас ждёт вели­чай­ший празд­ник. Если не сей­час, то в неда­лё­ком буду­щем сын Алаш создаст суве­рен­ное неза­ви­си­мое госу­дар­ство».

Поэто­му сле­ду­ет одно­знач­но при­знать, что лиде­ры «Алаш» ста­ви­ли сво­ей целью спер­ва создать авто­но­мию в соста­ве пред­по­ла­га­е­мой демо­кра­ти­че­ской феде­ра­тив­ной рес­пуб­ли­ки Рос­сии, но по воле поли­ти­че­ских обсто­я­тельств, де-факто вышли за пре­де­лы идеи авто­но­мии и зани­ма­лись фор­ми­ро­ва­ни­ем основ суве­рен­но­го казах­ско­го наци­о­наль­но­го госу­дар­ства. Была опре­де­ле­на тер­ри­то­рия её юрис­дик­ции и адми­ни­стра­тив­ная власть на местах, взы­ма­лись нало­ги, изда­ва­лись пра­во­вые акты. Как вер­но отме­тил иссле­до­ва­тель исто­рии Алаш К. Кудай­бер­ге­нов, «Авто­но­мия Алаш име­ла опре­де­лён­ный суве­ре­ни­тет, кото­рый в новых изме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях в реги­оне нахо­дил­ся в состо­я­нии посто­ян­ной транс­фор­ма­ции».

В заклю­че­ние сле­ду­ет ещё раз отме­тить, что все атри­бу­ты суве­рен­но­го госу­дар­ства в Рес­пуб­ли­ке Алаш были пред­став­ле­ны в началь­ной ста­дии ста­нов­ле­ния. Но они состав­ля­ли осно­ву, на базе кото­рой при более бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях мог­ло быть постро­е­но вели­че­ствен­ное зда­ние под­лин­но демо­кра­ти­че­ско­го госу­дар­ства Вели­кой степи.

Еркеш Нур­пе­и­сов, Сул­тан Хан Аккулы

Источ­ник: https://www.exclusive.kz/

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает