Мэтью Велла
После того, как Комиссар полиции оказался не в состоянии расследовать обвинения, касавшиеся пыток, выдвигаемые в отношении Рахата Алиева, казахского мультимиллионера в изгнании, адвокаты передали дело в суд
Высокопоставленные мальтийские следователи отказались принять к рассмотрению четыре конкретных ходатайства о проведении расследования в отношении мультимиллионера и бывшего казахского дипломата Рахата Алиева, которого обвиняют в пытках и преступлениях против человечности, совершенных в 2000 году, то есть те времена, когда он еще был заместителем руководителя секретной полиции Казахстана. Издание Мальтатодей узнало, что мальтийские и немецкие адвокаты четырежды получали отказ на ходатайства о проведении расследования того, что, согласно имеющимся данным, Алиев, проживающий на Мальте в добровольной ссылке, пытал телохранителей Сатжана Ибраева и Петра Афанасенко, выбивая из них показания о якобы имевших место правонарушениях премьер министра Казахстана Акежана Кажегельдина.
Многочисленные ходатайства, направленные Комиссару полиции Джону Риццо и его помощнику Эндрю Сейшеллу, в которых содержалась просьба заняться Алиевым, в отношении которого ведется уголовное расследование в Австрии и Германии, на данный момент оказались на рассмотрении мальтийских судов.
В суд обратился не кто иной, как Лотар де Мезьер, бывший в 1990 году после падения берлинской стены единственным демократически избранным премьер-министром Восточной Германии
“Считаю, что это скандал и вопиющая несправедливость: чтобы избежать наказания в Евросоюзе достаточно, как получается, просто переехать их одной страны в другую”, – заявил Лотар де Мезьер.
“Полицейские отказываются расследовать преступления Алиева только потому, что он якобы не находится на их острове. Но ведь всем прекрасно известно, что и сам Алиев, и его семья живут на Мальте. Он вложил гигантские суммы в недвижимость и создал холдинг для управления активами в различных странах Европы”.
“Ну а куда свои стопы Алиев направит в последующем: в Англию, в Грецию, в Румынию? И что, те, кого я представляю, т.е. его жертвы, подвергшиеся пыткам и незаконным задержаниям, так вот и будут ездить за ним, требуя восстановления справедливости?
Не Европол, ни Евроюст не предпринимают попыток поиска Алиева по той причине, что нет запроса или ходатайства из национальных правоохранительных органов. Если бы речь шла о каком-нибудь жулике, который подделывает денежные знаки, то в этом случае вся мощь европейской системы была бы направлена на розыск этого преступника. А вот преступления против человечности, совершенные в далеком Казахстане, никого не волнуют”.
“Я убежден, что суд на Мальте примет решение, которое обяжет полицию заняться расследованием дела Сатжана Ибраева и всех тех, кто пострадал вместе с ним от рук Рахата Алиева”.
Лотар де Мезьер и мальтийские адвокаты, представляют бывшего премьер-министра Казахстана Кажегельдина и двух его телохранителей. Оба телохранителя утверждают, что в ходе следствия и содержания под стражей в 2000 году их пытали с целью выбивания признания, что Кажегельдин занимался подготовкой государственного переворота с целью свержения Президента страны Нурсултана Назарбаева, тогдашнего тестя Алиева.
Адвокаты жертв утверждают, что Комиссар полиции Джон Риццо и его помощник Эндрю Сейшелл не приняли должным образом в производство ходатайство о проведении расследования по подозрению в пытках.
Кажегельдин ушел с поста премьер-министра в 1997 году и, являясь руководителем созданной им оппозиционной партии, намеревался бросить вызов Назарбаеву в борьбе за президентский пост в 1999 году Кажегельдин завяляет, что Алиев, будучи в то время заместителем Председателя Национального Комитета Безопасности, был автором всех выдвинутых в отношении него обвинений, т.е. продумал историю о том, что Кажегельдин якобы готовил переворот. Алиев, видимо, опасался, что под вопрос может быть поставлена его роль престолонаследника Назарбаева.
В конце концов, их оставляют под стражей и по истечении четырех месяцев в апреле 2000 года приговаривают к трем с половиной годам тюрьмы за незаконное владение оружием. Один из телохранителей, а именно Сатжан Ибраев, утверждает, что в заключении он систематически подергался всяческим мучениям, находясь в камере, решетка которой была покрыта хлорированным клеем, и что он постоянно опасался за свою жизнь, поскольку ему сообщили, что на него охотится наемный убийца.
Решение полиции опротестовано по суду
Лотар де Мезьер и мальтийские адвокаты направили в суд официальный протест на действия полиции и потребовали, чтобы судья Антонио Мицци вынес решение о даче указаний Комиссару полиции незамедлительно начать расследование выдвинутых обвинений.
Адвокаты, которые были убеждены, что представленные ими свидетельства и показания жертв, данные ими под присягой, подробно описывают систематические издевательства, в июле 2012 года поучили от полиции Мальты уведомление, что утверждения “не содержат правовых элементов, которые являлись бы свидетельствами преступлений против человечности” согласно Уголовному кодексу.
“При всем уважении к Комиссару полиции, его точка зрения неубедительна, ведь те доказательства, которые были представлены нами, являются достаточными и вескими свидетельствами того, что действия Алиева можно рассматривать как преступление против человечности”, – такова позиция, высказанная адвокатами судье.
“Жертвы выразили готовность дать показания на Мальте и лично Комиссару полиции”.
Есть еще одно обстоятельство, которое озадачило команду юристов вокруг Лотара де Мезьера: полиция, как представляется, перепутала преступления, которые, согласно ходатайству, она должна была расследовать. В письме, датированном мартом 2012 года, помощник Комиссара Эндрю Сейшелл пишет, что показания жертв “не являются описанием преступлений, где требуется вмешательство мальтийских властей. Описанные обстоятельства не являются военным преступлением, а сам Алиев не является лицом с постоянным местом жительства в стране…”.
Адвокаты сообщили судье, что в ходатайствах на имя Комиссара полиции они никогда не вели речь о “военных преступлениях”, они всегда писали о том, что речь идет о преступлениях против человечности согласно статье 54‑С Уголовного кодекса страны. “Очевидно, что Комиссар не придал значения важности ходатайства о расследовании всех обстоятельств дела и не обратил внимание на то, что речь идет о преступлении против человечности, а не о военных преступлениях”.
Еще большее удивление вызывает утверждение полиции, что Алиев якобы не имеет статуса лица с постоянным местом жительства на Мальте. Даже элементарное наведение справок, о чем уже писало наше издание, позволило получить подтверждение тому факту, что Алиев проживает на Мальте, будучи супругом гражданки Австрии Эльнары Шоразовой. Можно было даже установить, что на острове он проживает под именем Рахат Шораз.
Все это позволило Алиеву беспрепятственно перемещаться по Евросоюзу после того как он покинул Австрию в апреле 2010 года, где он занимал должность посла Казахстана до тех пор, пока тесть ни лишил его дипломатического иммунитета.
“Постоянное место жительства Алиев получил по Закону об иммиграции…, что было подтверждено в Парламенте страны Министром иностранных дел Тонио Боргом в ответе на запрос члена Парламента Оуэна Бонничи”, – такова аргументация адвокатов, представленная судье.
“Трудно понять, почему полиция утверждает, что она неправомочна заниматься лицом, которому вменяются в вину преступления по статье 54 Уголовного кодекса и которое имеет постоянный вид на жительство на Мальте”.
Судебное дело на 2,4 млн. евро
В августе этого года наше издание уже сообщало, что в рамках гражданского судопроизводства бывший адвокат семьи Алиевых Пио Валлетта сообщил, что Алиев получил или, по крайней мере, пытался получить “постоянное место жительства” в 2010 году со ссылкой на положения о налоговой эмиграции иностранных граждан, которые приобретают недвижимость стоимостью не менее 116,000 евро.
Эндрю Сейшелл, помощник Комиссара полиции, Министр иностранных дел Тонио Борг и его спикер Меливн Мифсуд, а также бывший Министр внутренних дел Карм Мифсуд Бониччи были вызваны для дачи показаний по иску Пио Валлетты против Алиева и его супруги.
Вначале Эльнара Шоразова подала в суд на самого Валлетту по делу о 2,4 млн. евро. Он должен был позаботиться о банковском переводе этой суммы из Австрии на счет банка Валлетты. Алиевы опротестовали требование Валлетты на выплату гонорара в 1,5 млн. евро.
В своем встречном иске Валлетта заявил, что австрийские адвокаты Шоразовой просили его помочь им в получении для Алиева вида на жительство “в связи с проблемами, связанными с его политическим прошлым”.
Подробности дела, раскрытые Валлеттой, свидетельствуют о том, что дело это было непростое: ходатайство о виде на жительство для Алиева столкнулось с трудностями, поскольку полиция установила, что бывший дипломат находится в списках Интерпола. Валлетта, перечисляя все те услуги, которые он оказал семейной чете, потребовал 150 тысяч евро, которые он отнес на “трудности” при решении им вопроса получения постоянного вида на жительство, поскольку ходатайство “не было принято полицейскими органами” по причине записи Интерпола.
Запись в списках Интерпола с тех пор была еще раз подтверждена.
Другие расследования в отношении Алиева
Алиев, бывший зять казахского диктатора Нурсултана Назарбаева, проживает в избранном им самим изгнании на Мальте после того, как его лишили поста и иммунитета в Австрии в 2007 году. Суд в Казахстане заочно приговорил его к 20 годам лишения свободы по обвинению в похищении банкиров Жолдаса Темиралиева и Айбара Хасенова.
Алиев отвергает все обвинения и утверждает, что стал жертвой политических репрессий государства, которым руководят олигархи из узкого круга клана Назарбаева.
Прокуратура Вены, отклонив ходатайство об экстрадиции Алиева в 2007 году, проводила уголовное расследование по подозрению в отмывании денег и похищении людей. В апреле 2012 года Беттина Валльнер, австрийский прокурор, целых три дня допрашивала Алиева в мальтийских судах по делу об убийстве банкиров.
Комиссар ЕС по вопросам юстиции Вивьян Рединг попросила Евроюст ознакомиться с расследованием в отношении Алиева и помочь следователям в решении межгосударственных различий в интересах эффективности следственных действий. “Комиссия отдает себе отчет в озабоченности жертв преступлений, которые, как утверждается, совершил Рахат Алиев”, – это ее слова, сказанные члену Парламента Германии Клаусу Хайнеру Лене в феврале 2012 года.
Австрийские адвокаты, представляющие вдов убитых банкиров, со своей передали мальтийским следователям из Центра анализа финансовой информации, занимающегося вопросами отмывания денег, сведения о бывшей деятельности Алиева. “Мы проинформировали этот Центр на Мальте, поскольку считаем, что имеются весьма серьезные свидетельства того, что Алиев руководит своей коммерческой деятельностью из Мальты”, – заявил нашему изданию Габриэль Лански из адвокатского бюро “Лански, Ганцгер и Партнеры”.
Еще одним доказательством того, что дело Алиева всполошило правительство Мальты, стал факт обсуждения этого вопроса с Министром иностранных дел Тонио Бергом на встрече мальтийско – германской парламентской группы возглавляемой немецким парламентарием Эрнстом-Райнхардом Беком.
“Бек включил вопрос Алиева в повестку дня переговоров парламентариев двух стран, поскольку хотел услышать, что преследование случаев нарушения прав человека будет поддержано Мальтой “, сообщили нашему изданию осведомлённые источники.
Борг со своей стороны сказал нашему изданию, что правительство будет руководствоваться европейским ордером на арест, выданным австрийскими следователями и “повторно рассмотрит” вопрос постоянного места жительства Алиева, “если возникнут какие-либо новые несоответствия”, помимо тех, которыми занимаются австрийские следователи.
See more here:
maltatoday (07.10.2012 стр. 14, 15) Жертвы просят судью начать расследование в отношении Рахата…