Арон Атабек. Монолог из карцера

БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ

Часть I

«Герой Шаны­ра­ка» о собы­ти­ях 14 июля 2006 года, их при­чи­нах, послед­стви­ях и «ген­ном архетипе»
Это пер­вое его интер­вью за девять лет – с лета 2006 года. Шесть из них поэт-воин нахо­дит­ся в оди­ноч­ной каме­ре (сей­час в кар­це­ре), отку­да он и отве­чал на наши вопро­сы. Отве­чал обсто­я­тель­но и мно­го – на 26 стра­ни­цах. Полу­чил­ся моно­лог с ответв­ле­ни­я­ми, выра­же­ни­ем эмо­ций и сме­ха (в виде шут­ли­во­го «ха-ха-ха»), и сего­дня мы пред­став­ля­ем первую часть заоч­ной бесе­ды с Аро­ном Ата­бе­ком (Еди­ге­е­вым). С неко­то­ры­ми сокра­ще­ни­я­ми, но сохра­няя сти­ли­сти­ку авто­ра, «откор­рек­ти­ро­ван­ную» обсто­я­тель­ства­ми напи­са­ния письма.

Гены сра­бо­та­ли

ADAM: Арон, про­шло девять лет после «шаны­рак­ско­го про­ти­во­сто­я­ния». Мы были там вме­сте и все виде­ли соб­ствен­ны­ми гла­за­ми. Конеч­но, изме­нить про­шлое нель­зя, но если бы это было в ваших силах, что бы вы изме­ни­ли? Может быть, посту­пи­ли по-другому?

АТАБЕК: В пси­хо­ло­гии есть такое поня­тие – «ген­ный архе­тип». То есть како­вы гены, тако­вы поступ­ки. Осо­бен­но это про­яв­ля­ет­ся в экс­тре­маль­ных ситу­а­ци­ях – когда нет вре­ме­ни на обду­мы­ва­ние и все про­ис­хо­дит на уровне рефлек­са. У каза­хов – гены (древ­не­го пери­о­да) баты­ров и бун­та­рей. На этой гене­ти­ке и была постро­е­на вся систе­ма так назы­ва­е­мой «воен­но-коче­вой демо­кра­тии». Каган (хан) имел авто­ри­тет, преж­де все­го мораль­ный! Любая попыт­ка силой скло­нить пле­ме­на к пови­но­ве­нию при­во­ди­ла к затяж­ной меж­до­усо­би­це. Ибо каж­дый казах­ский род пред­став­лял собой само­сто­я­тель­ную армию, прак­ти­че­ски госу­дар­ство в госу­дар­стве. В этих усло­ви­ях каган (хан) дол­жен быть кри­сталь­но чист, бес­ко­ры­стен, быть при­знан­ным геро­ем, храб­ре­цом и муд­ре­цом, вели­ким дипло­ма­том! Что­бы любой казах мог ска­зать (при слу­чае) ему в лицо:

Хан емес­сің, қысқырсың
Қос алба­сты бысқырсың!
(Ты не хан, выро­док волчий,
Ты дву­гла­вый гад ползучий!)

Эти сло­ва поэт-воин Махам­бет ска­зал хану Жан­ги­ру в XIX веке.

И в Шаны­ра­ке, в день «взя­тия Басти­лии» (14 июля 2006 года) – мы ска­за­ли свое, «ген­но­му архе­ти­пу» соот­вет­ству­ю­щее СЛОВО! Под­кре­пи­ли ДЕЛОМ! В Шаны­ра­ке-2006 про­яви­лось столь ред­кое для нынеш­них каза­хов ЕДИНСТВО сло­ва и дела. И если бы ситу­а­ция повто­ри­лась – я бы сде­лал то же самое. Впро­чем, с одной оговоркой.
«Экс­т­рим!»

АТАБЕК: Тогда в режи­ме экс­т­ри­ма я поду­мал, что доста­точ­но одно­го. Ибо, как нас учи­ли в шко­ле – жизнь чело­ве­че­ская БЕСЦЕННА! И я был уве­рен, что вой­ска оста­но­вят­ся! Ибо даже по инструк­ции МВД РК (ее нам уже на суде зачи­ты­ва­ли) «при появ­ле­нии залож­ни­ка все бое­вые дей­ствия ПРЕКРАЩАЮТСЯ и начи­на­ют­ся ПЕРЕГОВОРЫ»! Но я не учел (экс­т­рим), что все они, отда­ю­щие и выпол­ня­ю­щие при­каз – это НЕ люди! Это – зом­би, при­вык­шие гра­бить и уби­вать без­на­ка­зан­но (ибо нико­гда никто не ока­зы­вал им сило­во­го сопро­тив­ле­ния). Что для них жизнь чело­ве­ка? Да плю­нуть и рас­те­реть! За жули­ка-аки­ма, кото­рый про­дал (!) зем­лю Шаны­ра­ка (на кото­рой люди к 2006 году жили уже 16 лет и полу­чи­ли ее по реше­нию гор­ис­пол­ко­ма при Нур­ка­ди­ло­ве, ныне покой­ном) и теперь, исполь­зуя вой­ска МВД РК, осу­ществ­ля­ет гено­цид про­тив граж­дан РК… И этот час «жерт­во­при­но­ше­ния», «час Х», насту­пил для стар­ше­го лей­те­нан­та Асе­та Бей­се­но­ва 14 июля 2006 года.
Как это было? Как толь­ко залож­ни­ка выве­ли на пло­щадь, я побе­жал в мент-штаб и ска­зал: «Все, это послед­ний шанс! Отве­ди­те вой­ска, ина­че мент будет сожжен заживо!»

Пол­ков­ник Сама­ли­хов (руко­во­ди­тель опе­ра­ции) тут же свя­зал­ся с МВД в Астане. На про­во­де – зам­ми­ни­стра Шпек­ба­ев. Гром­кая связь. Сама­ли­хов докла­ды­ва­ет: «Залож­ни­ка выве­ли, при­вя­за­ли к стол­бу, обли­ли бен­зи­ном. Ата­бек при­бе­жал, уве­ря­ет – это послед­ний шанс, ина­че поли­цей­ский сго­рит зажи­во! Про­сит отве­сти вой­ска». Шпек­ба­ев: «Я докла­ды­ваю мини­стру!», не отклю­чая гром­кой свя­зи. Голо­са нераз­бор­чи­во. Через мину­ту вновь Шпек­ба­ев: «При­каз мини­стра – ата­ко­вать и отбить заложника!»
Ха-ха-ха! Я, как капи­тан запа­са СА и выпуск­ник воен­ной кафед­ры Каз­ГУ, ужас­нул­ся! Ибо даже граж­дан­ско­му лицу ясно, если пол­дня идет бит­ва (этот тер­мин точ­но харак­те­ри­зу­ет собы­тие Шаны­рак-2006) и 5 тысяч мен­тов (поло­ви­на – спец­наз) раз­бе­га­ет­ся (!) от 2 тысяч жите­лей Шаны­ра­ка, защи­ща­ю­щих свои дома (един­ствен­ное жилье), как Роди­ну от фашист­ских захват­чи­ков! С кам­ня­ми и «кок­тей­ля­ми Моло­то­ва» в руках! И муж­чи­ны, и жен­щи­ны! И ста­ри­ки, и ста­ру­хи! И даже дети (казах­ские гав­ро­ши!). То как «отбить»? Ведь доста­точ­но секун­ды, что­бы чирк­нуть спич­кой – и чело­век (пусть даже мент, при­шед­ший раз­ру­шать дома) сго­рит зажи­во! А с ним навер­ня­ка еще и жен­щи­ны, и дети! Ибо жен­щи­ны и дети тоже обли­ли себя и детей бен­зи­ном! Мас­со­вая исте­рия! На гра­ни мас­со­во­го суи­ци­да! И этот ГЕНОЦИД тво­рит сама власть! И холе­ный под­лец министр из дале­кой Аста­ны отда­ет рав­но­душ­ный при­каз: «Ата­ко­вать и отбить залож­ни­ка!» Ха-ха-ха!

Но тем не менее я ино­гда думаю, что если бы выве­ли сразу
4‑х залож­ни­ков, воз­мож­но, министр МВД не решил­ся бы отдать заве­до­мо пре­ступ­ный при­каз в режи­ме онлайн. Воз­мож­но, при­шлось бы свя­зать­ся и с гла­вой Адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та, и с сек­ре­та­рем Сов­беза, и с дру­ги­ми чина­ми. Воз­мож­но, воз­ник­ла бы пау­за, и за это вре­мя мож­но было бы что-то решить. Но, увы, увы – слу­чи­лось то, что слу­чи­лось. А ведь на воен­ной кафед­ре Каз­ГУ, а потом в армии и на офи­цер­ских сбо­рах нас учи­ли, что появ­ле­ние залож­ни­ка – это конец штур­ма и нача­ло переговоров.

Увы, увы… думаю, министр Муха­меджа­нов не слу­жил в армии, на офи­цер­ские сбо­ры не ездил и надел мун­дир гене­ра­ла лишь после того, как пере­сел из крес­ла мини­стра юсти­ции в крес­ло мини­стра МВД. И, думаю, даже ту самую инструк­цию МВД он не удо­су­жил­ся про­чи­тать. Ха-ха-ха! Вот уж воис­ти­ну: «Беда, коль пиро­ги нач­нет печи сапож­ник, а сапо­ги тачать пирож­ник» (Кры­лов, если кто забыл). А в РК на всех долж­но­стях одни «сапож­ни­ки»!.. В общем, сплош­ное кино с эле­мен­та­ми ужа­са, абсур­да и порнухи.

«Пас­ту­хи пастухов»

ADAM: Сей­час, к сожа­ле­нию, память о собы­ти­ях в Шаны­ра­ке стер­лась. Как вы счи­та­е­те, что нуж­но сде­лать, что­бы такое не забы­лось и не пре­вра­ти­лось в деко­ра­цию без поли­ти­че­ско­го реше­ния как Жел­ток­сан 1986 года?

АТАБЕК: Увы, в этом я тоже вижу все тот же наци­о­наль­ный «ген­ный архе­тип». Но с ого­вор­кой: уже не древ­них каза­хов-тен­гри­ан­цев (ари­ев, саков, гун­нов, тюр­ков, тата­ро-мон­го­лов и т. д.), а коло­ни­аль­ных, исла­ми­зи­ро­ван­ных каза­хов. Ибо пре­да­тель­ство (!) рели­гии (души наро­да), искон­но­го тен­гри­ан­ства, не может прой­ти бес­след­но для нации. После ука­за Ека­те­ри­ны II об исла­ми­за­ции кир­гиз-кай­са­ков и мас­штаб­ной при­ну­ди­тель­ной гос­кам­па­нии у каза­хов пол­но­стью про­пал дух брат­ско­го воин­ства и воин­ско­го братства.

Ару­а­хи, духи Вели­ких пред­ков, оскорб­лен­ные этим пре­да­тель­ством, отвер­ну­лись от каза­хов, лишив их, гово­ря науч­ным язы­ком, пси­хо­энер­ге­ти­че­ской под­пит­ки. Арий­ские, искон­но казах­ские гене­ти­ко-кар­ми­че­ские про­грам­мы были сло­ма­ны, искон­но арий­ские казах­ские ДНК – раз­ру­ше­ны. Неко­гда гор­дые нома­ды, вла­сти­те­ли Вели­кой сте­пи и поко­ри­те­ли Ойку­ме­ны в одно­ча­сье (став осед­лы­ми и «исла­ми­зи­ро­ван­ны­ми») пре­вра­ти­лись в роб­ких и тупых пас­ту­хов. В скот, пасу­щий скот («мал айдаған мал»)! Ха-ха-ха! В ман­кур­тов, не пом­ня­щих пред­ков! Кош­мар! И эти ман­кур­ты-каза­хи сами же пре­да­ли и Махам­бе­та, и Кене­са­ры, и сами же отру­би­ли им голо­вы (в пер­вом слу­чае при помо­щи рус­ских, а во вто­ром – кир­ги­зов). И НИКТО в Вели­кой сте­пи не шелох­нул­ся. Никто не под­нял вос­ста­ние с целью отмще­ния за геро­ев нации. Уже не было вели­ких нома­дов-тен­гри­ан­цев, а были покор­ные трус­ли­вые пас­ту­хи-мусуль­мане (напом­ню, «муслим» по-араб­ски – «покор­ный»).

А нынеш­ние каза­хи отда­ли в жерт­ву режи­му и Жел­ток­сан, и Шаны­рак, и Жана­о­зен. И никто не шелох­нул­ся! В том чис­ле и дву­лич­ная оппо­зи­ция, до сих пор убе­га­ю­щая от дико­го Арма­на, шым­кент­ско­го урки (на эта­пе с ним пере­се­ка­лись). И все эти пон­то­ре­зы нац­пат­ри­о­ты, ску­ля­щие о казах­ском язы­ке, когда сама нация гиб­нет физи­че­ски. И эти лице­ме­ры-исла­ми­сты, лежа­щие попой вверх в мече­ти (кста­ти, в Шаны­ра­ке мечеть нахо­ди­лась в квар­та­ле от поля бит­вы). А ведь про­ти­во­сто­я­ние здесь дли­лось 5 меся­цев, а в Жана­о­зене – 8 месяцев!

Кста­ти, для хох­мы. Позво­нил мне как-то Сабы­р­жан Мах­ме­тов, тот самый чем­пи­он по мор­до-ного-руко-бою и по сов­ме­сти­тель­ству пред­се­да­тель обще­ства «Халық даб­ы­лы», и при­гла­ша­ет на кон­фе­рен­цию объ­еди­нен­ных нац­па­тов и исла­ми­стов. По его сло­вам, это новая поли­ти­че­ская сила, но у меня скеп­сис, да и лежу я дома с поло­ман­ной ногой, в гип­се, после боев в Бакае (май 2006 года). Но Сабыр уме­ет убеж­дать: «Народ хочет тебя видеть и слы­шать». Коро­че, прусь я на косты­лях в Союз писа­те­лей, где про­хо­дит кон­фе­рен­ция. Ох, какие быты­ры-храб­ре­цы есть, ока­зы­ва­ет­ся, в казах­ском наро­де! В экс­та­зе крас­но­ре­чия рвут чапан на гру­ди, кри­чат «Казах­стан без рус­ских!», «Новый халифат!».

Ох, храб­ре­цы!

Когда мне дали сло­во, я им ска­зал, что не явля­юсь мусуль­ма­ни­ном и даже наци­о­нал-пат­ри­о­том, я – наци­о­нал-ради­кал-соци­а­лист. Поэто­му и воюю за Бакай и Шаны­рак. Коро­че, я им пред­ло­жил оста­вить ислам – ара­бам, рус­ский язык – всем казах­стан­цам, а самим рвать чапа­ны на гру­ди и кри­чать «Аллах акбар!» в Шаны­ра­ке… перед спец­на­зом… Но там они так и не появи­лись. Неко­гда. Надо же оче­ред­ную кон­фе­рен­цию гото­вить, «круг­лые сто­лы про­во­дить», на ТВ тусо­вать­ся и интер­вью газе­там давать.

Кто вино­ват и что делать?

АТАБЕК: Коро­че, все ясно. Ни одно­го круп­но­го рес­пуб­ли­кан­ско­го мас­шта­ба дви­же­ния – серии митин­гов, акций граж­дан­ско­го непо­ви­но­ве­ния, заба­сто­вок, демон­стра­ций не было, не счи­тая мел­ких и раз­роз­нен­ных пике­тов. И это явно мину­со­вый тренд. А ведь еще в усло­ви­ях тота­ли­та­риз­ма, в 1989 году, мы (дви­же­ние «Жеруй­ык», буду­щая пар­тия «Алаш») про­ве­ли несколь­ко митин­гов с тре­бо­ва­ни­ем: «Сво­бо­ду – Жел­ток­са­ну, Неза­ви­си­мость – Казахстану!».

Дей­стви­тель­но, сей­час геро­и­че­ский бренд «Шаны­рак» был при­ва­ти­зи­ро­ван для того, что­бы люди забы­ли о собы­ти­ях 2006 года. Кого-то купи­ли, кого-то запу­га­ли, а сами шаны­рак­цы сей­час живут в спа­сен­ных нами домах и уже бла­го­по­луч­но забы­ли о сво­их защит­ни­ках. И при­мер­но то же самое с Жана­о­зе­ном. Тем более что власть не дрем­лет. Десят­ки, сот­ни «кожах­ме­то­вых», заслан­ных казач­ков в стан оппо­зи­ции, оку­чи­ва­ют ниву пост-шаны­ра­ка и пост-жана­о­зе­на, не забы­вая полу­чать меж­ду­на­род­ные гран­ты и казах­стан­ские субсидии.
Кто вино­ват? Преж­де все­го, казах­ская интел­ли­ген­ция. Трус­ли­вая и про­даж­ная. Ибо народ по опре­де­ле­нию само­сто­я­тель­но не может, увы, орга­ни­зо­вать­ся и под­нять­ся на про­тест. Даже осо­знать, что такое вос­ста­ние в Шаны­ра­ке или Жана­о­зене, что про­ис­хо­дит в стране, этот народ, увы, не в состоянии.

А орга­ни­за­то­ра­ми могут быть толь­ко интел­ли­ген­ты. Ведь у наро­да низ­кая поли­ти­че­ская куль­ту­ра, а точ­нее – пол­ное отсут­ствие тако­вой. То же самое с поли­ти­че­ским само­со­зна­ни­ем. Но потен­ци­аль­ных «орга­ни­за­то­ров» власть тех­нич­но бло­ки­ру­ет – запу­ги­ва­ет, под­ку­па­ет. За квар­ти­ру, за спец­ль­го­ты, за долж­ность дирек­то­ра музея… Пото­му каза­хам как воз­дух нуж­ны интел­ли­ген­ты – пассионарии.

«Титу­ло­ван­ный»

ADAM: Арон счи­та­ет­ся сим­во­лом «шаны­рак­ских собы­тий» и глав­ным его геро­ем (в смыс­ле қаһар­мы­ны). Как вам такие титу­лы? Что и кто, по ваше­му мне­нию, явля­ют­ся сим­во­лом и геро­я­ми Шанырака?

АТАБЕК: Ха-ха-ха! «Титу­ла­ту­ра» впе­чат­ля­ет! Но не скрою, я гор­жусь эти­ми «титу­ла­ми» (неофи­ци­аль­ны­ми, истин­но народ­ны­ми, и поэто­му более цен­ны­ми). Но если без при­ко­ла, то сим­во­лом и геро­ем Шаны­ра­ка явля­ет­ся сам народ. Ибо, как я уже гово­рил, в 2006 году у наро­да про­яви­лось столь ред­кое для нынеш­них каза­хов ЕДИНСТВО! Про­явил­ся ген сво­бод­но­го нома­да, а не ген осед­лых-жата­ков и пре­да­те­лей нации. И это, без­услов­но, самый важ­ный урок Шаны­ра­ка 2006-го… И власть при­зна­ла свое поражение…

Каза­хи гово­рят: «Елу жыл­да ел жаңа» («Через каж­дые 50 лет – новый народ»). Это основ­ной посту­лат тен­гри­ан­ства. То есть через какие-то пол­ве­ка зано­во родят­ся каза­хи-арии. И это долж­но все­лять в нас, каза­хов пери­о­да вели­ко­го раз­ло­ма, опре­де­лен­ный исто­ри­че­ский опти­мизм. Ха-ха-ха…

Загра­ни­ца не поможет

ADAM: Ста­ло ли за послед­ние пару лет боль­ше вни­ма­ния на вашу лич­ность обра­щать меж­ду­на­род­ное сообщество?

АТАБЕК: Да, это так. Пер­вые 7 лет я был про­сто «поте­рян» не толь­ко для меж­ду­на­род­но­го, но даже для казах­стан­ско­го обще­ства, вклю­чая и оппо­зи­цию, и пра­во­за­щит­ни­ков из КМБПЧ, и так далее. Все изме­ни­лось после того, как в дело вме­шал­ся аль­янс «Тірек» и Бахыт­жан Торе­го­жи­на. Аль­янс про­вел мой 60-лений юби­лей в Алма­ты, и при под­держ­ке ряда извест­ных дея­те­лей (име­на навскид­ку: Татья­на Чер­но­биль, Болат Ата­ба­ев, Бали Мажец, Гуль­жан Ерга­ли­е­ва, Зауреш Бат­та­ло­ва, Роз­ла­на Тау­ки­на и дру­гие) заста­ви­ли меж­ду­на­род­ное сооб­ще­ство пере­смот­реть свою пози­цию к это­му наци­о­нал-ради­ка­лу Ата­бе­ку… Даже «Меж­ду­на­род­ная амни­стия» при­зна­ла меня имен­но поли­ти­че­ским заклю­чен­ным. А до это­го я для мно­гих был про­сто уркой…
Коро­че, через 7 лет при­зна­ли как полит­зе­ка. Ста­ли посту­пать пись­ма-открыт­ки от «миро­вой бур­жу­а­зии», из Социн­тер­на, из PEN-клу­ба и дру­гих меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций, а так­же от част­ных лиц. И даже Мух­тар Абля­зов, в упор не желав­ший меня видеть в тече­ние всех 30 лет мое­го дис­си­дент­ства, вдруг при­слал мне поздра­ви­тель­ную теле­грам­му на 60-летие. Меж­ду­на­род­ную теле­грам­му из 200 (!) слов. Бди­тель­ные опе­ра при­ка­лы­ва­ют­ся: «Ох, ува­жа­ет тебя оли­гарх – тыся­чу бак­сов на меж­ду­на­род­ную теле­грам­му из 200 слов не пожалел!»

Но я не верю, что «загра­ни­ца нам помо­жет». У них там в «Гей­ро­пах» вез­де «двой­ные стан­дар­ты»… От «бур­жу­ев» помощь может быть толь­ко мораль­ная, чисто чело­ве­че­ская. Вот пишет мне семья из Кана­ды – Клэр, Крэйт и их дети Карл, Томас и Лей­ла (от 3 до 10 лет), выра­жа­ют теп­ло­ту, забо­ту, шлют дет­ские рисун­ки, фото­гра­фии. При этом кра­са­ви­ца Клэр меч­та­ет о ночи Люб­ви со мной и даже родить от меня хочет! Ну я, конеч­но, нико­гда пре­крас­ным жен­щи­нам не отка­зы­ваю, как и мои вели­кие аташ­ки… Толь­ко вна­ча­ле надо офор­мить наш брак через ООН по меж­ду­на­род­но­му зако­но­да­тель­ству. А то здесь в РК про­кля­тый ХУИС («хурул­тай УИС», не поду­май­те чего пло­хо­го), этот КУИС не даст офор­мить брак… И тогда Клэр допу­стят ко мне – в СИ-14, на «кичу», в каме­ру 38. А то и в РК мно­го пре­крас­ных каза­шек хотят вый­ти замуж за меня. Это и Али­ю­ша из Алма­ты, кото­рая на «мер­се» лихо гоня­ет, и Айгу­ля – «мисс Техас» (без пяти минут президентвумен)…

Про­дол­же­ние следует

Вопро­сы зада­вал Мирас Нурмуханбетов
ADAM №23 (23) от 21 авгу­ста 2015 г.

Жур­нал ADAM’s photo.
Жур­нал ADAM
БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ

Статьи по теме

Қазақстанның үкіметтік емес ұйымдары басшыларының,журналистер мен Қазақстанның электронды БАҚ жетекшілерінің,экономистер, саясаттанушылар және Қазақ елінің азамат белсенділердің Қазақстан Республикасы  Мәжілісінің  және Сенат депутаттарына

Кулибаевым заинтересовались в Комитете по возврату активов – депутат

Шал уже не лидер. Миллиарды на свержение власти. Царица медиа-горы и мининформации