Столичный предприниматель Александр Маслий, еще не потерял надежды пробиться на прием к главе Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Рашиду Тусупбекову. Хотя поводов для оптимизма у него почти не осталось.
Автор: Камиль АЯНОВ
Как уже писала наша газета, столичный бизнесмен пострадал от действий госструктур, в результате которых его предприятие лишилось недвижимости. Маслий несколько раз обращался с жалобами в финпол и был на приеме у первых руководителей, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. А последний визит закончился вообще грустно — предпринимателю просто отказали в приеме, не только не разрешив его проблему, но даже, не выслушав жалобу.
В списках не значились
Предприниматель решил добиться встречи с чиновником через суд. С большим трудом, (опять-таки путем судебной тяжбы), бизнесмену удалось добиться приема искового заявления. Однако суд первой инстанции никаких нарушений в действиях чиновников, (руководителя аппарата ведомства Серика Темирболатова и оперативного дежурного Нурлана Кубинова, лично решивших, что просителям не о чем говорить с Тусупбековым) как обычно не нашел. Бизнесмен, (как бы абсурдно это не звучало), оказался виноват в том, что работники канцелярии не внесли его в список лиц, допущенных на прием к руководству. Причем председательствующий на процессе судья Ермеков сослался на весьма странный нормативно-правовой акт, «Правила приема граждан в органах финансовой полиции»… утративший силу, причем еще несколько лет назад.
Сейчас дело рассматривает следующая инстанция. В ходе процесса истцы заявили ряд отводов участникам процесса: представителю прокуратуры, находящемуся в прямом подчинении городского прокурора, с которым предприниматель ведет параллельную тяжбу, и соответственно, лицу заинтересованному, а так же представителю ответчика, представляющего интересы Агентства, а не частных лиц, на которых истцы подали в суд.
- В течение полугода прокуратура города не видит нарушения Конституции со стороны финансовой полиции при приеме граждан! — возмущался Маслий. — Любой надзор со стороны прокуратуры это насмешка, то есть даже не насмешка — это просто издевательство над нами!
Судья Каирбеков, ведущий процесс, как нетрудно догадаться, никого отводить не стал. Тогда истцы потребовали отвода самого судьи, впрочем, тоже безрезультатно.
Опережая время
Представитель истца, адвокат Антон Фабрый в своей речи на суде заявил, что сотрудники госорганов, отказывая в приеме граждан, грубо нарушают свои прямые обязанности.
- Как указано в отзыве самого представителя Агентства, — отметил Фабрый. — его председатель принимает лишь избранных лиц, по специально составленным спискам. Этим дискриминируется право гражданина быть принятым должностным лицом любого ранга. В советском лексиконе для этого явлении и для списка избранных было меткое слово «блат»!
Адвокат напомнил, что отстаивая правоту ответчика, судьи ссылались на несуществующий, по сути, документ. И заявил, что после письменного отказа в регистрации на прием, бессмысленно рассчитывать, что кто-то будет заполнять «отказнику» регистрационную карточку.
- Мы указали в иске, что нам заранее и принципиально отказали в приеме ВООБЩЕ, — констатировал Фабрый. — Поэтому говорить о том, что мы не обращались на прием заранее, за три дня, просто глупость. Так же глупо говорить о наличии карточки учета приема, не составленной должностным лицом. Ведь мы фактически это же и оспаривали — невыполнение ответчиками всех принятых у них процедур при приеме граждан. В том числе составление карточки приема. И при этом, неисполнение должностными лицами своих обязанностей нам в вину и поставили!
Впрочем, как показала практика, это еще не самая странная претензия со стороны суда первой инстанции — истцы так же оказались виноваты… в отсутствии учетной записи по результатам приема.
- Карточка учета приема составляется как результат приема! — взывал адвокат к здравому смыслу служителей Фемиды. — А если приема не было, то карточки учета не может быть по определению! Невозможно причиной какого-либо события поставить факт, который по времени может произойти только после самого этого события! Алматинский районный суд претендует на переворот в физике течения времени! Если ему дадут Нобелевскую премию, за этот переворот, тогда можно будет и согласиться с его доводами!
В финале своего выступления Фабрый напомнил, что право гражданам Казахстана на прием у высокопоставленных чиновников дает Конституция. Что это абсолютное право, для возникновения которого достаточно только желанием граждан на этот прием прийти.
- Да, статья 39 конституции РК допускает ограничение этого права, — уточнил он, — Но лишь ЗАКОНАМИ! И лишь в той мере, в какой это необходимо «в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Какую угрозу для всего перечисленного представляли мы, два человека, когда пришли на прием к Тусупбекову?
Нельзя сказать, что выступления адвоката прошло гладко. Судья регулярно прерывал представителя истца и требовал выступать по существу. В конце концов, адвокат возмутился.
- Я по существу говорю, я ни насколько не ушел от темы! — заявил он. — Просто это смешно и видимо, не всем приятно слушать!
Приказ на отказ
А вот к представителю ответчика, г‑ну Есиркепову, судья Каирбеков был намного более либерален. Не перебивал, задавал наводящие вопросы.… Впрочем, как показала практика, и это не помогло.
- Нормативное обоснование есть? На что вы ссылаетесь, когда отказываете в приеме?- тактично вопрошал судья. Представитель ответчика в качестве нормативного акта называл… письмо заместителя председателя Агентства Андрея Лукина, отказывающего Маслию в приеме. С большим трудом Каирбекову удалось выяснить, каким документом регламентирован порядок приема должностных лиц.
- У нас имеется инструкция. Инструкция утверждена приказом Агентства, — припомнил, наконец, Есиркепов. — По данной инструкции мы обратились в министерство юстиции, с вопросом, подлежит ли она регистрации. Нам пришел ответ, что данная инструкция регистрации не подлежит.
В общем, получается, что Агентство само для себя решило, каких граждан пускать на прием, каких — нет. И никакая Конституция им не указ.
В качестве аргумента, представитель ответчика так же попробовал сослаться на «Закон о порядке рассмотрения обращений граждан».
- Надо разобраться с вопросом, на каком основании прекращено (рассмотрение обращения — авт.), — заявил он. — Статья 9 указывает прямо — возможно прекращение рассмотрения обращения. А прием граждан, это тоже одна из форм рассмотрений обращений граждан. Человек попадает на прием, тоже предлагает свой вопрос и тоже он рассматривается. Это тоже рассмотрение обращений граждан.
Грубо говоря, гражданина пришедшего встретиться с чиновником, приравняли к подаваемой им бумажке. Хотя в том же законе, на который ссылался представитель ответчика, прием граждан недвусмысленно определен отдельной статьей. А в ней вполне однозначно указано, что «руководители государственных органов, органов местного самоуправления и их заместители обязаны проводить личный прием граждан и представителей юридических лиц…» И про отказ гражданину в приеме вообще нет ни слова.
Судебное заседание закончилось тем, что истцы вновь потребовали отвода судьи, обвинив того в небеспристрастности. Им вновь отказали. В знак протеста Маслий и его представитель отказались участвовать в следующем заседании. В четверг судья Каирбеков вынес решение, согласно которому, действия должностных лиц признали правомерными. Истцы намерены добиваться правды дальше.
Оригинал статьи: