Напомним, Верховный суд Южной Осетии во вторник признал недействительными результаты второго тура президентских выборов, согласно которым кандидат от оппозиции Алла Джиоева с разницей в 4,5 тысячи голосов победила Анатолия Бибилова, которого считают ставленником Кремля. Такое решение суд принял по итогам рассмотрения иска партии «Единство» на действия сторонников кандидата в президенты РЮО Аллы Джиоевой (см. подробнее материал «В Южной Осетии идет борьба за власть»).
А вчера Алла Джиоева провозгласила себя главой республики и сформировала Госсовет, в который вошли десять человек из ее штаба. Таким образом, Джиоева проигнорировала вердикт Верховного суда Южной Осетии о признании недействительными результаты выборов. В свою очередь Генпрокуратура Южной Осетии обвинила Аллу Джиоеву в подготовке цветной революции и пообещала принять меры. А на улицы Цхинвали тем временем вышел народ, возмущенный действиями властей и России, руку которой увидели за неожиданным и сомнительным поведением ЦИК Южной Осетии.
Страсти закипели. Во многих СМИ появилась даже информация о возможности начала гражданской войны в Южной Осетии. К чему на самом деле может привести скандал в этой маленькой республике, вызванный отменой результатов выборов, мы попытались выяснить у российских политологов.
Президент Института национальной стратегии, политолог Станислав Белковский назвал происходящее сейчас в Южной Осетии откровенным беспределом, который, в первую очередь, наносит имиджевый ущерб России: «Нанести имиджевый ущерб Эдуарду Кокойты или Бибилову уже невозможно, в отличие от России. Более того, то, что Россия поддерживает откровенный беспредел, наносит ей большой урон на всем Южном Кавказе».
Скандал на выборах уже привел к нестабильности в Южной Осетии. Сторонники Аллы Джиоевой — свыше тысячи человек — собрались на митинг у здания правительства в Цхинвали, в котором располагается ЦИК. Некоторые из них попытались прорваться в здание, но правоохранителям удалось отбиться, открыв стрельбу в воздух. Люди возмущены, что грубо нарушаются их права на свободный выбор. Так, согласно озвученным, но неопубликованным данным ЦИК, Джиоева набрала во втором туре более 56% голосов избирателей, тогда как Бибилов — около 40%.
«Очевидно, что Алла Джиоева и ее основные союзники (среди которых есть такие люди, как Дамбалат Тадеев, человек весьма влиятельный, в том числе и в силовом плане, полковник Баранкевич) просто так сдаться не могут, — уверен Станислав Белковский. — Это будет крайне унизительно. К тому же то, что произошло, — это прямое попирание закона». Аналитик уверен, что после вмешательства в дело Верховного суда на сторону Джиоевой встало еще больше осетин, даже тех, которые за нее не голосовали.
Конечно, конфликт не нужен никому, но ни Эдуард Кокойты, ни Кремль ни в коем случае не захотят смириться с поражением, считает Белковский: «Причем исключительно по глупости. Потому что ясно, что Алла Джиоева не является антироссийским кандидатом при той степени зависимости от России, которая сохранится в любом случае. Для политики и экономики Южной Осетии любой президент был приемлем».
А по мнению научного сотрудника Института Кавказа Гранта Микаеляна, то, что происходит в Южной Осетии, во многом это внутренняя борьба, и Кремль поступил бы правильно, если бы дистанцировался от этого. «Те, кто находится у власти, не хотят эту власть упускать, — считает Грант Микаелян. — Они и раньше демонстрировали, что не собираются с этой властью просто так расставаться. Поэтому не дали возможности зарегистрироваться некоторым альтернативным кандидатам, теперь и Джиоеву снимают с гонки. Они не готовы отдать власть. Это общая проблема на всем постсоветском пространстве. Особенно на Кавказе, где за 20 лет не было ни одного случая мирной передачи власти оппозиции. Так, чтобы проигравший признал свое поражение и поздравил победителя».
Однако до гражданской войны в Южной Осетии дело не дойдет. Исключил эксперт и возможное участие в конфликте внешних сил. Правда, определенное участие в ситуации могут принять осетины из Северной Осетии, где живет много выходцев из Южной Осетии, они тоже участвуют в политических процессах. Но власть Северной Осетии прямо, скорее всего, в этом участвовать не будет.
Руководитель кавказской программы правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов видит два варианта развития событий. «Либо люди смирятся с этим решением суда, а это очень плохо, так как означает отсутствие перспективы иметь своего представителя во власти, отсутствие перспективы развития своей родины, а значит, начнут уезжать те, кто еще на
То есть в том числе и на нынешней российской власти, потому как за этими событиями в Южной Осетии почти все эксперты увидели руку Москвы. «Кремль прозевал ситуацию, — считает, например, доктор исторических наук, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — Он был слишком уверен в своих силах и в том, что достаточно одного взгляда или письма, и все будет решено. Россия просто не понимала, что происходит в Южной Осетии, пребывая в полной уверенности в том, что эта маленькая республика
По мнению аналитика, народ выступил достаточно неожиданно для Кремля, но отнюдь не неожиданно для тех, кто следил за ситуацией. «Кремль, я считаю, ведет себя бездарно, — заявил Малашенко. — Российские власти создают хронически нестабильный регион. Пусть и маленький, но,
Однако и он уверен, что «до войны дело в Южной Осетии не дойдет». Но ситуация, если вдруг начнется жесткая борьба за власть, будет крайне тяжелая для России. А потому не исключено, что Кремль опять вспомнит о почти забытом «пугале» для россиян — «происках империалистов» и Саакашвили. Как обычно…
Continued here:
Южноосетинская оплеуха России