На правительственном часе мажилисмены вопрошали, как защитить граждан от необузданных аппетитов коммунальщиков, а глава АРЕМ недоумевал, зачем. По его словам, проблему способна решить всего лишь установка счетчиков.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Правительственный час в мажилисе был посвящен одной из самых злободневных тем — «Защита прав потребителей — приоритет государственной политики». На «ковер» к депутатам пришел председатель Агентства по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов. Диалог с ним состоялся весьма неожиданный.
Глава АРЕМ доказывал депутатам: рост тарифов на коммунальные услуги — тот, который уже состоялся, — обоснован по всем параметрам, и Агентство его утвердило. Предельные тарифы и нормы потребления, установленные для граждан, просчитаны «от и до». И казахстанцы, понявшие, что необходимо экономить, остаются исключительно в плюсе. Ну а не желающие выключать за собой свет и воду, естественно, в минусе.
Для того чтобы народ в полной мере почувствовал всю прелесть установленных тарифов и ужаснулся масштабам своего потребления коммунальных благ, нужны приборы учета. Однако темпы оснащения ими хромают. Сегодня общедомовыми счетчиками тепла оборудованы порядка 40% жилых помещений в стране, индивидуальными приборами учета воды — в среднем 85%. Между тем выгода от установки счетчиков для граждан очевидна — по крайней мере главе АРЕМ.
- Внедрена дифференциация тарифов по объемам потребления и по наличию или отсутствию прибора учета, — объяснял г‑н Оспанов. — Если взять, например, одного человека, проживающего в квартире, то первый уровень будет составлять 2 кубометра воды, а он, допустим, использует 4. Тогда за 2 кубометра потребитель заплатит по первому уровню, а там рост небольшой, примерно 30 тенге, по второму уровню — только сверх того, что он взял с первого уровня. То есть за 2 кубометра воды он заплатит по другой цене, а не по всем 4 кубометрам. Таким образом, мы говорим о том, что для тех, кто экономит, социально уязвимых слоев, у кого есть приборы учета, такого роста не будет.
Мажилисмены решили подойти к вопросу с другой стороны: установленные нормы потребления, возможно, и не так критичны. Но почему-то они совершенно разные для регионов страны. К примеру, объем потребления воды в Алматы составляет 1,7 кубического метра, в Павлодаре — 3 куба, в Усть-Каменогорске — 1,8. Получается, что алматинец должен почти в два раза реже мыться и делать влажную уборку дома, чем павлодарец? Глава АРЕМ объяснил эти нюансы разницей подачи горячего и холодного водоснабжения.
- В Алматы или Усть-Каменогорске нормы расхода маленькие, потому что при использовании воды человек, кроме холодной, добавляет еще горячую, которая потребляется без нормы. Поэтому, если обобщить объемы холодной и горячей воды, то получается, что больше 1,7 кубометра расходуется, около 3 кубометров. За холодную воду потребитель платит водоканалу, а за горячую — теплоснабжающей организации, так как она покупает воду у водоканала, ее подогревает и таким образом предоставляет потребителю, — объяснял г‑н Оспанов. — Другое дело там, где норма для одного человека составляет 3 кубометра. Так, в Павлодаре и Астане учитывается, что водоканал поставляет воду и холодную, и горячую совместно. Отдельно за подогрев воды потребитель будет платить теплоснабжающей организации. Таким образом, можно сказать, что нормы разные, но в потреблении воды получается небольшая разница в разрезе регионов.
Попытались депутаты прояснить и ситуацию с установкой общедомовых приборов учета — слишком уж дорого они обходятся для населения. И напомнили главе АРЕМ, что уже неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы общедомовые счетчики ставили за свой счет монополисты. Г‑н Оспанов с таким подходом не согласен.
- Потребители обязаны иметь приборы учета, это в законе прописано, — напомнил он. — Если прибор учета установят в доме и сами потребители не будут за него ответственность нести в лице КСК, то тогда у монополиста не будет возможности его сохранности и правильной эксплуатации. Например, два года назад в Петропавловске или Павлодаре, уже не помню, были дома, где норма тепла очень маленькая. Если устанавливать приборы учета, то им придется платить больше, чем по норме. Таким образом, самими жильцами выводят приборы из строя, чтобы не платить.
По словам председателя АРЕМ, с прошлого года казахстанцев стимулируют устанавливать тепло- и водомеры.
- Потребители, не имеющие приборов учета, платят за услуги на 20 процентов больше, — сказал он. — Мы идем к тому, чтобы в Казахстане было, как в западных странах, 100-процентная оснащенность приборами учета. В связи с этим те, у кого приборы уже стоят, платят до 50 процентов меньше среднего.
Глава АРЕМ напомнил — общедомовые счетчики можно устанавливать в рассрочку. Кроме того, «баснословных цен» на них уже нет — поскольку цену на прибор и длительность выплаты монополист согласовывает с АРЕМ.
Сами же коммунальщики, если верить г‑ну Оспанову, свою работу после перехода на новые тарифы значительно улучшили. И даже начали решать одну из главных проблем — потери. По его данным, в 2012 году экономия от снижения свехнормативных потерь составила около 1,7 миллиарда тенге. Ликвидировать же их планируется до конца текущего года. При этом сокращаются и нормативные технические потери: из 552 заявок субъектов 200 утверждены со снижением и только 18 с повышением в связи со строительством новых сетей, а также передачей на баланс субъектов бесхозных сетей. Экономия же от снижения нормативных потерь в 2012 году составляет около 713 миллионов тенге.
Оригинал статьи: