Заявления о необходимости «перестройки госуправления», серия «поручений» и высказанные «сомнения». На расширенном заседании правительства 10 июля президент Касым-Жомарт Токаев обрушился с новой порцией критики в адрес подчиненных на фоне усугубляющегося коронавирусного кризиса.
Вечером в среду, выступая в эфире республиканских каналов, Касым-Жомарт Токаев возложил вину за вспышку коронавируса на бывшее руководство Минздрава и «нерасторопных» акимов. Через два дня объектом его критики стали и другие его подчиненные. Президент Казахстана заявил в пятницу, что правительство допустило «грубые ошибки», не проконтролировало работу акимов. Поиск виновных, вероятно, на этом не закончится: Токаев сказал, что «упущения» чиновников будет выявлять специальная комиссия, которая «должна провести ревизию» и дать ему «рекомендации».
Счетному комитету «поручено» провести проверку расходования выделенных на борьбу с коронавирусом средств и сделать «заключительные выводы относительно каждого министра и акима».
КОРОНАВИРУСНЫЙ КРИЗИС: В ПОИСКАХ ВИНОВНЫХ
Заявление Токаева прозвучало на фоне многочисленных жалоб казахстанцев на нехватку койко-мест в больницах во время вспышки коронавируса и существенного роста госпитализаций с пневмонией (тесты пациентов с воспалением легких на COVID-19 дают отрицательный результат, но медики считают, что не типичный для летнего сезона всплеск заболеваемости связан с распространением коронавируса). Тысячи казахстанцев жалуются также на недоступность тестирования на коронавирус, отсутствие лекарств в аптеках, нехватку медицинского персонала и критикуют власти за то, что в течение двух весенних месяцев режима чрезвычайного положения они не подготовились к пандемии.
«Нужно провести расследование, всех виновных в возникших трудностях привлечь к ответственности. Руководителей Фонда обязательного медицинского страхования и “СК Фармация” (дистрибьютор, ответственный за поставки лекарственных препаратов. — Ред.) уволить или, [если] есть необходимость, провести следствие. Желающих получить выгоду таким способом во время эпидемии, необходимо привлечь к строгой ответственности», — заявил Токаев.
Прямой видеотрансляции заседания не велось. СМИ сообщили, что с отчетами выступили премьер-министр Аскар Мамин, председатель Нацбанка Ерболат Досаев, министр здравоохранения Алексей Цой и акимы нескольких регионов. Twitter-аккаунт пресс-службы президента выдал серией коротких сообщений лишь фрагменты выступления Токаева.
«Мы постоянно меняем способы работы. Бывшее руководство внезапно решило, что следует разделить больных на “симптомных” и “бессимптомных”. Сейчас мы отказались от этой методики. Вот такие действия вызывают сомнения среди населения. Несмотря на то, что было достаточно времени, прежнее руководство Минздрава не смогло на должном уровне подготовиться к борьбе с эпидемией. По количеству больных и другим показателям все их прогнозы были ошибочными», — обрушился Токаев на экс-министра Елжана Биртанова, которого отправили в отставку в конце июня, когда тот находился на больничном, заразившись COVID-19.
На фоне роста заболеваемости COVID-19 — по официальным данным, в стране уже более 54 с половиной тысяч заразившихся, но Минздрав не исключает, что их может быть больше, — власти ввели новые карантинные ограничения, во второй раз с начала года. В Казахстане приостановлена работа ряда предприятий сферы услуг, запрещены автобусные перевозки между городами и регионами, ограничен выход на улицу людям старше 65 лет.
Правительство предполагает, что ограничительные меры смогут сдержать распространение инфекции. В последние недели в стране регистрируется в среднем около полутора тысяч новых случаев заражения, антирекорд был установлен 8 июля, когда за сутки выявили 1 962 случая. Введенный 5 июля карантин, как заявлено, рассчитан на 14 дней.
«Надеюсь, что сложившаяся ситуация улучшится через две недели. В противном случае в целом возникнет вопрос о возможности работы правительства в этом составе. Деньги на борьбу с кризисом есть, необходимые законодательные решения приняты. Поэтому снижение объёмов производства обрабатывающей промышленности, строительных работ и инвестиций считаю неоправданным. Правительству нужно исправлять ситуацию. В первую очередь, следует обеспечить эффективную реализацию уже принятых антикризисных решений», — заявил Токаев, добавив, что новые ограничения могут «ещё более усложнить ситуацию в экономике».
Токаев говорил также о вопросах экологии, образования, технологий. Он сказал, что у него есть «сомнения» по поводу готовности школ к новому учебному году, который стартует в сентябре. Определенности с тем, будет ли обучение дистанционным — как в четвертой четверти минувшего учебного года, — пока нет.
ПРОГНОЗ: «КРИЗИС БУДЕТ ОБОСТРЯТЬСЯ»
Карантин и падение цен на нефть — котировки в апреле упали до минимумов из-за замедления глобальной деловой активности, связанного с коронавирусом, — «привели к резкому сокращению доходов бюджета», сказал Токаев. Потери республиканского бюджета на текущий год, по его словам, оцениваются в 1,7 триллиона тенге (более четырех миллиардов долларов). «Устойчивость бюджета достигается за счет трансфертов из Национального фонда», — цитирует Токаева его пресс-служба. В этом году размер трансферта из Нацфонда увеличен до 4,7 триллиона тенге (более 11 миллиардов долларов). Почти треть расходов республиканского бюджета приходит на трансферт из фонда, который создавался 20 лет назад как фонд будущих поколений (активы Нацфонда за первое полугодие 2020 года снизились на четыре миллиарда долларов).
В условиях коронавирусного кризиса Казахстан ищет средства у международных институтов. В апреле министерство финансов сообщило о планах занять на внешних рынках три миллиарда долларов, но затем власти заявили об отказе от этой идеи. Однако в конце июня Азиатский банк развития объявил об одобрении выделения Казахстану миллиарда долларов для смягчения социальных и экономических последствий пандемии, а также ее воздействия на сектор здравоохранения.
С начала года экономика Казахстана продемонстрировала снижение на 1,8 процента, пандемия ударила по сектору услуг, который сократился на 5,6 процента, — такие цифры озвучили на заседании правительства. Годовая инфляция по итогам июня достигла 7 процентов, власти не исключают, что в этом году она будет двузначной и дойдет до 11 процентов.
Токаев заявил, что «кризис будет только обостряться». Он предупредил, чтобы члены правительства и сотрудники его администрации не рассчитывали на летние отпуска. «Мы находимся на войне», — сказал он.
«Настало время структурных реформ с целью повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Особого внимания заслуживают здравоохранение, образование, низкоуглеродные технологии, экология. Другими словами, мы должны повернуть экономику лицом к народу. Кризис показал социальные диспропорции в нашем обществе, скепсис и недоверие граждан к местным и центральным властям. Нужна перестройка госуправления», — заявил Токаев.
Под занавес заседания он вновь раскритиковал правительство, призвав его членов «задуматься», соответствуют ли они критериям «образованных, решительных, инициативных, деловых и честных исполнителей».
Какой была реакция министров — неизвестно. Сайт правительства опубликовал во второй половине дня только сухой текст выступления премьер-министра Аскара Мамина.
54-летний Мамин занимает пост главы правительства с февраля 2019 года. Его назначили на должность еще при предшественнике Токаева Нурсултане Назарбаеве, который, как считают, несмотря на отставку в прошлом году, продолжает влиять на государственный аппарат и контролирует нынешнего президента. Назарбаев в бытность президентом на расширенных заседаниях правительства тоже обрушивался с критикой на министров. Они в ответ просто молчали.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»