ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ШОВИНИСТОМ И МАНКУРТОМ?

Жаса­рал КУАНЫШАЛИН,
Поли­то­лог

НЕ ПОЗДНО ЛИ УЖЕ НАДЕЯТЬСЯ НА ТО, ЧТО ДЛЯ КАЗАХОВ СВОИК ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ «ЧУЖОИКОМ», А СУЛЕЙМЕНОВ – «АЛЖАСОМ»?..

Состо­ял­ся оче­ред­ной съезд рус­ских, каза­чьих и сла­вян­ских орга­ни­за­ций Казах­ста­на. Пред­став­ляв­ший собой, как и сле­до­ва­ло ожи­дать, все­лен­ский плач «дис­кри­ми­ну­е­мых и ущем­ля­е­мых в сво­их наци­о­наль­ных пра­вах рус­ско­языч­ных граж­дан Казах­ста­на». А глав­ны­ми их адво­ка­та­ми, как обыч­но, высту­пи­ли небезыз­вест­ный Петр СВОИК, кан­ди­дат в депу­та­ты мажи­ли­са от ОСДП, и широ­ко извест­ный Олжас СУЛЕЙМЕНОВ. В этой свя­зи сам собой напра­ши­ва­ет­ся вопрос: что из себя пред­став­ля­ют эти дея­те­ли, кото­рые, будучи во мно­гом совер­шен­но раз­ны­ми людь­ми, все­гда еди­ны в одном, а имен­но в горя­чем, мож­но даже ска­зать – с пеной у рта, отста­и­ва­нии инте­ре­сов т.н. русскоязычных?

ПЕТР СВОИК

Наде­юсь, не все граж­дане Казах­ста­на успе­ли еще поза­быть об ураль­ских собы­ти­ях в сен­тяб­ре 1991 года, когда Граж­дан­ское дви­же­ние Казах­ста­на «Азат» и создан­ный при нем штаб «Атта­най­ы­қАқ­жай­ы­ққа!» («Отпра­вим­ся на Акжа­ик!») суме­ли, путем про­ве­де­ния Все­рес­пуб­ли­кан­ской мир­ной акции про­те­ста с уча­сти­ем более 300 аза­тов­цев из 12 обла­стей рес­пуб­ли­ки и свы­ше деся­ти тысяч мест­ных каза­хов, предот­вра­тить «празд­но­ва­ние» в г.Уральске импер­ско-коло­ни­за­тор­ско­го по сво­ей сути «400-лет­не­го юби­лея слу­же­ния ураль­ско­го каза­че­ства Рос­сий­ской импе­рии». За иде­ей это­го «празд­ни­ка» скры­вал­ся сепа­ра­тист­ский план Крем­ля по созда­нию «При­ураль­ской Каза­чьей Рес­пуб­ли­ки» на тер­ри­то­рии тогдаш­них Ураль­ской и Гурьев­ской обла­стей – неф­те­га­зо­вой кла­до­вой нашей стра­ны – с даль­ней­шим при­со­еди­не­ни­ем их к Рос­сии. Образ­цом для этой «опе­ра­ции» дол­жен был послу­жить сце­на­рий отде­ле­ния от Мол­до­вы «При­дне­стров­ской Рес­пуб­ли­ки». А одним из глав­ных идео­ло­гов, орга­ни­за­то­ров и руко­во­ди­те­лей этой про­во­ка­ци­он­ной акции, едва не обер­нув­шей­ся для нашей рес­пуб­ли­ки кро­ва­вой тра­ге­ди­ей, являл­ся… Петр СВОИК.

На про­тя­же­нии минув­ших с тех пор чет­вер­ти века этот мах­ро­во-вели­ко­рус­ский шови­нист то и дело напо­ми­на­ет о себе, опять-таки неиз­мен­но анти­ка­зах­ски­ми демаршами.
К при­ме­ру, опуб­ли­ко­вал 20.03.1998 г. в газе­те «Кара­ван» обшир­ную ста­тью с харак­тер­ным назва­ни­ем «Казах­стан и Рос­сия: быть ли им в новом Сою­зе?», пред­став­ляв­шую собой свое­об­раз­ное про­дол­же­ние нашу­мев­ше­го в свое вре­мя шови­ни­сти­че­ско­го «эссе» его учи­те­ля Алек­сандра СОЛЖЕНИЦЫНА «Как нам обу­стро­ить Рос­сию» (18.09.1990 г., «Ком­со­моль­ская прав­да» и «Лите­ра­тур­ная газе­та»). В свя­зи с чем я вынуж­ден был напи­сать и опуб­ли­ко­вать тогда же на рус­ском и казах­ском язы­ках в газе­тах «Казах­ская прав­да», «ХХІ век», «Еге­менҚа­за­қстан» и «Ақтө­бе» ответ­ную ста­тью «СВОИК – зер­ка­ло рус­ско­го фашиз­ма» и подать на него иск в суд за раз­жи­га­ние меж­на­ци­о­наль­ной роз­ни. По это­му иску гене­раль­ный про­ку­рор РК Ю.А. ХИТРИН взбу­дил 30.04.1998 г. уго­лов­ное дело №69006684, я был офи­ци­аль­но при­знан пред­ста­ви­те­лем казах­ско­го наро­да, руко­во­ди­те­лем след­ствен­ной груп­пы явля­лась под­пол­ков­ник мили­ции П.Ю. ТЕПСАЕВА.

И все шло к тому, что Петр СВОИК дол­жен был сесть в тюрь­му. Извест­ный жур­на­лист Эрик НУРШИН (иман­ды­бол­сын!), кото­рый брал у него интер­вью, гово­рил мне: «Петя нахо­дит­ся в состо­я­нии ужас­ной пани­ки и живот­но­го стра­ха. Он готов уже сдать всех сво­их подель­ни­ков». Вско­ре после это­го раз­го­во­ра в газе­те «Казах­ская прав­да» (№10, 1998 г.) вышла неболь­шая его замет­ка «Сен­са­ци­он­ное при­зна­ние Пет­ра СВОИКА. Он не берет всей вины на себя», в кото­рой при­вел сле­ду­ю­щие сло­ва это­го «героя» (из дик­то­фон­ной запи­си): «Я вот в этой пуб­ли­ка­ции отнюдь не явля­юсь ини­ци­и­ру­ю­щим зве­ном. То есть эта пуб­ли­ка­ция появи­лась не по моей ини­ци­а­ти­ве. И я в этом смыс­ле ника­ких средств мас­со­вой инфор­ма­ции не исполь­зо­вал. Ско­рее, они мой ана­ли­ти­че­ский мате­ри­ал, не пред­на­зна­чен­ный для исполь­зо­ва­ния в печа­ти, пре­да­ли оглас­ке. Мне все рав­но при­дет­ся давать пока­за­ния, и я дол­жен буду пред­ва­ри­тель­но пере­го­во­рить с несколь­ки­ми людь­ми – участ­ни­ка­ми этих собы­тий и про­сто им сооб­щить, что я, ребя­та, вооб­ще-то соби­ра­юсь вот это вот все рас­ска­зать сле­до­ва­те­лям, пото­му что это в моих инте­ре­сах. И если уж раз­би­рать­ся с этим делом, то отнюдь не толь­ко со мной».
Одна­ко через неко­то­рое вре­мя Эрик сооб­щил мне, что «Петя нашел кры­шу в адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та, и, судя по все­му, дело закро­ют». Что, к сожа­ле­нию, и случилось.

И после это­го сей поли­ти­кан, «оппо­зи­ци­он­ность» кото­ро­го заклю­ча­ет­ся преж­де все­го в его каза­хо­фо­бии, неод­но­крат­но про­яв­лял свою шови­ни­сти­че­скую сущ­ность раз­лич­ны­ми анти­ка­зах­ски­ми выска­зы­ва­ни­я­ми. Послед­ний раз – на упо­мя­ну­том выше съез­де, где он ничто­же сум­ня­ше­ся заявил: «В плане язы­ков госу­дар­ство обя­за­но обес­пе­чи­вать граж­да­нам поль­зо­ва­ние и казах­ским, и рус­ским, а вот со сто­ро­ны граж­дан это ника­кая не обя­зан­ность, а пра­во. Пра­во поль­зо­ва­ния род­ным язы­ком и пра­во овла­де­вать дру­ги­ми — по сво­е­му желанию».

Ина­че гово­ря, лука­во обхо­дя тер­мин «госу­дар­ствен­ный язык», кото­рый в дан­ном кон­тек­сте попро­сту невоз­мож­но обой­ти, сей умник при­рав­нял казах­ский язык ко всем язы­кам вооб­ще, в то вре­мя как он в каче­стве ГОСУДАРСТВЕННОГО язы­ка, как это при­ня­то во всем мире и не каза­ха­ми при­ду­ма­но, зако­но­да­тель­но обя­за­те­лен для всех граж­дан госу­дар­ства (пото­му он и назы­ва­ет­ся госу­дар­ствен­ным). И таким обра­зом с лов­ко­стью фокус­ни­ка или про­сто­той «чай­ни­ка» пре­вра­тил его в язык… для люби­те­лей! «Запа­мя­то­вав» при этом, что, к при­ме­ру, на его исто­ри­че­ской родине – в совре­мен­ной Рос­сии – госу­дар­ствен­ный рус­ский язык зако­но­да­тель­но обя­за­те­лен для всех ее граж­дан, вклю­чая даже двор­ни­ков, посу­до­мо­ек, охран­ни­ков и т.д. Уж не пото­му ли, что для СВОИКА рус­ский язык, как и преж­де, в коло­ни­аль­ные вре­ме­на, про­дол­жа­ет оста­вать­ся в Казах­стане язы­ком «стар­ше­го бра­та», кото­ро­му необя­за­тель­но знать казах­ский – язык «млад­ше­го брата»?

Таков, вкрат­це, Петр СВОИК – дав­ний и стой­кий раде­тель сте­риль­ной чисто­ты сво­их «рус­ско­языч­ных» соро­ди­чей от вся­ко­го каза­хо­язы­чия, даже если эти соро­ди­чи роди­лись и всю жизнь про­ве­ли в Стране казахов!

ОЛЖАС СУЛЕЙМЕНОВ

Надо заме­тить, что до 90‑х годов про­шло­го века я отно­сил­ся к это­му чело­ве­ку с сим­па­ти­ей. Был даже одним из тех, кто напи­сал вос­тор­жен­ную рецен­зию на его «Аз и Я». Прав­да, ее, увы, не опуб­ли­ко­ва­ли в силу того, что к это­му вре­ме­ни дан­ная кни­га вме­сте со сво­им авто­ром попа­ла в опа­лу Кремля.
Впер­вые я высту­пил с кри­ти­кой СУЛЕЙМЕНОВА в свя­зи с тем, что он в сво­ем интер­вью «Казах­стан­ской прав­де» (29.10.1992 г.) «Мы долж­ны жить бога­че. И дока­жем это себе, миру, если сохра­ним мир у себя» вме­сто того, что­бы осу­дить Моск­ву за чудо­вищ­ный гено­цид над каза­ха­ми в 30‑х годах про­шло­го века, понес какую-то кощун­ствен­ную бели­бер­ду о том, что, дескать, каза­хи сами навлек­ли на себя беду из-за сво­ей… при­вер­жен­но­сти-де полу­ко­че­во­му экс­тен­сив­но­му живот­но­вод­ству (!), а так­же о том, что есте­ствен­ное стрем­ле­ние каза­хов к наци­о­наль­но­му воз­рож­де­нию в сво­ем Оте­че­стве после обре­те­ния неза­ви­си­мо­сти рав­но­силь­но-де… «хож­де­нию с факе­лом в поро­хо­вом погребе»!

Я напи­сал ста­тью «Коса гено­ци­да коси­ла не толь­ко экс­тен­сив­ных…» и отнес ее главре­ду «Каз­прав­ды» В. СРЫБНЫХ, одна­ко он отверг ее под пред­ло­гом того, что газе­та… не зака­зы­ва­ла такую ста­тью! Поэто­му она была опуб­ли­ко­ва­на в №1 за 1993 г. «Казах­ской прав­ды» Алда­на АИМБЕТОВА (иман­ды­бол­сын!). Для ясно­сти при­ве­ду отры­вок из сво­их воз­ра­же­ний в той ста­тье: «А как вы объ­яс­ни­те гибель от голо­да в те же годы мил­ли­о­нов корен­ных жите­лей Укра­и­ны, где зем­ле­де­лие было раз­ви­то даже луч­ше, чем в Рос­сии? “Бес­печ­но­стью” укра­ин­цев или еще какой-то “под­хо­дя­щей” при­чи­ной? Нет, ува­жа­е­мый пред­се­да­тель ПНКК, голод 30‑х годов, погу­бив­ший огром­ную мас­су людей, и преж­де все­го каза­хов и укра­ин­цев, был резуль­та­том не “спо­со­бов про­из­вод­ства”, а исклю­чи­тель­но целе­на­прав­лен­но­го акта госу­дар­ствен­но­го гено­ци­да под при­кры­ти­ем бла­го­вид­ных лозун­гов “соци­а­ли­сти­че­ско­го пере­устрой­ства обще­ства” и “при­об­ще­ния к циви­ли­за­ции отста­лых кочев­ни­ков”. Самые мно­го­чис­лен­ные в сво­их реги­о­нах и воль­но­лю­би­вые каза­хи и укра­ин­цы сто­я­ли попе­рек гор­ла импе­рии. И коса гено­ци­да коси­ла их, не раз­би­рая, кото­рый “экс­тен­си­вен”, а кото­рый “интен­си­вен”. И вы, ува­жа­е­мый Олжа­сО­ма­ро­вич, не мог­ли не знать (не име­е­те на это пра­ва) столь бес­спор­но­го факта!»

В даль­ней­шем мне при­хо­ди­лось еще не раз давать отпор абсурд­ным «раз­мыш­лиз­мам» Олжа­са, уже окон­ча­тель­но пре­вра­тив­ше­го­ся в при­двор­но­го поэта НАЗАРБАЕВА и каза­хо­фо­ба, о наци­о­наль­ных и меж­на­ци­о­наль­ных отно­ше­ни­ях. В част­но­сти, опуб­ли­ко­вал 19.02.2010 г. в газе­те «Жасқа­зақ» (пере­пе­ча­та­но пор­та­лом Abai.kz) ста­тью «Олжас СҮЛЕЙМЕНОВ әде­міқар­та­яал­ма­ды…» («Олжас СУЛЕЙМЕНОВ не смог кра­си­во соста­рить­ся…»), в кото­рой опро­верг насквозь лжи­вые и пол­ные наци­о­наль­но­го ниги­лиз­ма выска­зы­ва­ния в одной из его пуб­ли­ка­ций по пово­ду «моно­на­ци­о­наль­но­го госу­дар­ства», «госу­дар­ство­об­ра­зу­ю­щей нации», «стрем­ле­ния уско­рить побе­ду казах­ско­го язы­ка над рус­ским язы­ком», «необ­хо­ди­мо­сти Ассам­блеи наро­дов Казах­ста­на», «про­грес­сив­но­сти госу­дар­ствен­ной про­грам­мы три­я­зы­чия», «труд­но­про­из­но­си­мо­сти и небла­го­зву­чия для “рус­ско­языч­ных” людей казах­ских назва­ний горо­дов», «мало­чис­лен­но­сти каза­хов для того, что­бы Казах­стан стал наци­о­наль­ным и неза­ви­си­мым госу­дар­ством» и про­чей ахинеи.

И вот теперь, на съез­де рус­ских, каза­чьих и сла­вян­ских орга­ни­за­ций, (цити­рую) «Олжас­СУ­ЛЕЙ­МЕ­НОВ пообе­щал, что дове­дет до гла­вы госу­дар­ства вопро­сы, под­ни­ма­е­мые на съез­де. Он так­же под­черк­нул, что “те мел­кие чинов­ни­ки, неза­ви­си­мо от ран­гов, мел­кие поли­ти­ки, кото­рые нару­ша­ют закон о язы­ках, высту­па­ют про­тив Казах­ста­на, про­тив нашей неза­ви­си­мо­сти, про­тив наше­го буду­ще­го. А это зна­чит, что боль­шая мина зало­же­на под Казах­ста­ном и часы тика­ют”. Через неко­то­рое вре­мя соц­се­ти запест­ре­ли ново­стью о том, что Нур­сул­тан НАЗАРБАЕВ пору­чил уволь­нять гос­слу­жа­щих, нару­ша­ю­щих зако­но­да­тель­ство, соглас­но кото­ро­му рус­ский язык дол­жен упо­треб­лять­ся наравне с казах­ским. Пре­зи­дент под­верг рез­кой кри­ти­ке тех руко­во­ди­те­лей, кото­рые на вопрос, посту­пив­ший на рус­ском, отве­ча­ют на госу­дар­ствен­ном языке».
Таким обра­зом, ста­ло понят­но, какая муха уку­си­ла НАЗАРБАЕВА. Эту муху-сту­кач­ку, настро­ив­шую пре­зи­ден­та про­тив казах­ско­го язы­ка, зва­ли Олжас СУЛЕЙМЕНОВ…

В заклю­че­ние хочу заме­тить сле­ду­ю­щее: вчи­ты­ва­ясь и вду­мы­ва­ясь в, мяг­ко гово­ря, стран­ные раз­гла­голь­ство­ва­ния СУЛЕЙМЕНОВА, я все чаще лов­лю себя на мыс­ли, что, види­мо, пра­вы те наши сограж­дане, кото­рые зовут это­го чело­ве­ка вме­сто Олжа­са… Алжа­сом. Как извест­но, в устах «рус­ско­языч­ных» имя рус­ско­го поэта казах­ско­го про­ис­хож­де­ния зву­чит имен­но так. Но дело не столь­ко в том, что иска­же­на началь­ная бук­ва име­ни, сколь­ко в том, что подоб­ным про­из­но­ше­ни­ем про­сто неузна­ва­е­мо изме­нен его смысл: вме­сто кон­ста­та­ции «он моло­дой» полу­чи­лось поже­ла­ние-при­каз «мараз­ми­руй». И неда­ром извест­ный поэт Темир­хан МЕДЕТБЕК как-то горь­ко пошу­тил: «Оры­ста­роған “алжас” десе, біз­дер, қаза­қтар, “алжас­па” дей­міз», т.е. «Если рус­ские гово­рят ему “мараз­ми­руй”, то мы, каза­хи, гово­рим “не маразмируй”».

Что ж, нам оста­ет­ся лишь при­со­еди­нить­ся к сло­вам Маке. Хотя лич­но меня гло­жет сомне­ние: не позд­но­ва­то ли наде­ять­ся на то, что СУЛЕЙМЕНОВ при­слу­ша­ет­ся к сове­ту сво­их сопле­мен­ни­ков, посколь­ку, к сожа­ле­нию, похо­же на то, что он сде­лал свой выбор, окон­ча­тель­но и бес­по­во­рот­но испол­нив поже­ла­ние рус­ских сво­их еди­но­мыш­лен­ни­ков и единоязычников…

Ори­ги­нал ста­тьи: Три­бу­на — Рес­пуб­ли­кан­ская обще­ствен­но-поли­ти­че­ская газе­та / tribunakz.com

 

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма