Почему суд над Саматом Абишем прошёл в условиях строжайшей секретности и почему власти решили скрыть сам факт условного наказания племянника первого президента? Прокуратура была вынуждена подтвердить информацию о приговоре через месяц после суда. И сделала это уже после того, как вся страна начала возмущаться мягким наказанием бывшему первому заместителю председателя Комитета национальной безопасности. Его обвинили в злоупотреблении властью во время Январских событий и назначили условное наказание в виде восьми лет лишения свободы.
— Мы получили эту информацию из наших источников. Только это и заставило власть обнародовать информацию о закрытом судебном заседании по делу Самата Абиша. Мы знаем, что приговор вынесли 26 февраля – официально подтвердили только через месяц!
Как это можно объяснить?
— Мы ведь знаем, кто главный родственник подсудимого – Нурсултан Абишевич, видимо, он и договорился. Я не знаю, чем ещё это можно объяснить. Кстати, Абиша ни до суда, ни после никто не видел, у меня есть основания подозревать, что его и на суде не было. Самое печальное в том, что «старый Казахстан» всё время «крутится» возле судебной системы, а в результате в интересах одного человека было растоптано и так слабое доверие к нашему правосудию.
Может быть понимали, что на фоне жестоких приговоров за участие в Январских событиях наказание Абишу выглядит вызывающе, поэтому молчали?
— Это абсурдный приговор, который вызвал возмущение по всей стране. Это было бы смешно, если бы не выглядело так горько и обидно.
Прокуратура может подать апелляцию?
— Может, но ведь на закрытом судебном заседании присутствовал и обвинитель – прокурор; почему его не возмутил приговор или его обвинение было без доказательной базы? Мы ничего не знаем! Поэтому опротестовать приговор Абишу можно только под давлением общества, а не прокуратуры, я других вариантов не вижу.
Марата Жыланбаева отправили в тюрьму на 7 лет, Айгерим Тлеужан – на 4 года, сейчас судят Думана Мухамедкарима – суд закрыт. На фоне этого приговор Самату Абишу прозвучал как оскорбление народу.
— Не спорю, после того как участников Январских событий пытали в камерах, а потом их отправили за решётку, условный срок Абишу может вызвать только гнев у наших граждан.
Так кто и с кем договорился? Судья согласовывал своё решение с Акордой, Токаевым и Назарбаевым? Говорят, что Назарбаев ездил к Путину и просил помочь…
— Я не думаю, что здесь есть влияние Путина. Назарбаев, наверное, обращался за помощью в отношении своей личности и средств своей династии. Но приговор Абишу – это прямое влияние Назарбаева и «старого Казахстана». Это означает, что судебная и исполнительная власть боится обидеть «старый Казахстан». И даже если завтра не будет самого Назарбаева, его люди будут претендовать на власть, чем это обернётся и какие волнения вызовет, – сказать сложно. Не могу утверждать, что Токаева или Верховный суд вовлекли в это дело. Скорее всего сработала наша коррупционная система. Как бы то ни было, кто-то из высшего эшелона власти должен дать комментарий и объяснить, почему к Абишу так избирательно и лояльно отнесся суд.
Экс-министр внутренних дел Тургумбаев, который по логике должен был быть главным ответственным за беспорядки, вообще ушёл от наказания.
— Если говорить о Тургумбаеве, то информация о 20 тысячах террористов, возможно была и не его, он озвучил то, что ему, возможно, сказал председатель Совета безопасности. Но вы правы, от ответа он ушёл, посмотрим, чем закончится его дело, ответит он как министр или нет.
Везде люди Назарбаева – они как решали, так и решают.
— Мы все выходцы из «старого Казахстана» и тут одним указом президента проблему не решить. Кто заменит чиновников, которые и так выбиты из колеи? Сложный вопрос.
По Самату Абишу торг долго шёл – дело возбудили не сразу. Зашевелились только после того, как бывший руководитель 5‑го департамента КНБ Руслан Искаков заявил в суде, что выполнял приказ Абиша.
— У меня была надежда, что в стране что-то меняется. Но после суда Кайрата Сатыбалды понял, что ошибался. Суд был постановочный, какие активы он отдал, но ещё больше себе оставил, вопрос. Теперь наказание Абишу, как за мелкое правонарушение…
Вы хотите сказать, что это большой спектакль?
— Казахстан последние 30 лет находится в постановке. Мы проводим съезд религий, саммит ОБСЕ, а у нас в села проехать нельзя – дорог нет. Организовываем ЭКСПО под лозунгом «Зеленая энергетика», а у нас в аулах света нет.
Исполнилось 5 лет со дня прихода Токаева к власти. Как вы думаете, влияет на него Назарбаев?
— У них были тесные связи. Но, мне кажется, что не стоит отказываться от интересов целого государства, полагая, что оно будет благосклонно относиться к одному человеку. Мне кажется, что президент глубоко задумался. Всё, что происходит сейчас, очень плохо влияет на имидж президента Токаева. Мне кажется, что очень много вокруг него тех, кто может подставить, как это было с гербом. Создается впечатление, что все это делается намеренно враждебно. Как саботаж.
После суда Абиша можно не сомневаться, что Алия Назарбаева скоро сможет забыть о своей компании «Оператор РОП».
- Может быть, есть ведь Кайрат Сатыбалды, которого принесли в жертву ради Алии и Дариги. Если мы хотим создать справедливый Казахстан, предложенный Токаевым, закон должен быть одинаковым для всех. Я обратился с депутатским запросом к генпрокурору, представил документы по рейдерским захватам Назарбаевых. Берик Асылов сказал, что всё проверит. Не знаю, сколько ему на это понадобится времени, но очень надеюсь на то, что справедливость будет восстановлена.
Источник: UlysMedia