Участница «кружевной» акции искусствовед Валерия Ибраева а своей странице в «Фейсбуке» написала ответ журналу Esquire на вопрос, что заставляет неполитичных до поры до времени граждан выходить на акции протеста? Ведь из дома она, по собственному признанию, уходила как на казнь: «оставалась дочь, шестилетний внук и 86-летняя мама. Ехала в пустом метро и боялась…»
«Я никогда в жизни не участвовала в общественных протестах, но даже самые консервативные и аполитичные живописцы не могут не замечать события последних дней в стране, и особенно — грубо и унизительно проведенную девальвацию”, — признается Валерия Ибраева.
Именно поэтому она и журналист Ардак Букеева договорились встретиться в воскресенье на площади, чтобы «поговорить о финансах».
«Но произошедшее там в субботу упредило наши намерения, — продолжила исскуствовед. — Произвело сильнейшее впечатление, в том числе эстетическое. Мы увидели лица прекрасных молодых людей — страстных, страдающих, сопротивляющихся. Я не могу забыть горящие гневом глаза Жанар с ее совершенно потрясающим обращением к полицейскому. Я не могу забыть того парня, которого грубо запихивали в автозак, но он при этом выглядел преисполненным чувства собственного достоинства.
Во мне невольно проснулась гордость за них, за то, что среди нас живут такие молодые люди — смелые, красивые, свободные. Меня глубоко тронул образ нежной девочки в синем шарфике, которая плачет от бессилия и отчаяния, и мальчика, обнимающего ее защитным жестом на фоне длинной цепи полицейского кордона. Эти фотографии — не только документальный материал о нелогичном поведении властей, эти фотографии — искусство, которое нужно выставлять на выставках и показывать по всему миру. Ведь кто, как не государство, пытающееся выстроить имидж достойной страны, нуждается в такой выставке — о лучших своих гражданах».
Человеку искусства, никогда не участвовавшей в политических и общественных акциях протеста, хотелось поддержать ребят, которых растащили по полицейским отделениям и судам. «И еще показать, что нас не запугали. Так бывает — во мне вдруг проснулось такое желание, было чувство, что я должна это сделать», — говорит Валерия.
Но какой вообще должна и может выглядеть форма протеста? На этот счет есть единый этикет, правила хорошего тона, здалась вопросом Валерия ИБраева. Ардак Букеева настаивала на предложении положить цветок, завернутый в мелкую тенговую купюру, к монументу. В память о скончавшемся тенге. Но две молодые журналистки, Женя Плахина и Жанна Байтелова, предложили использовать трусы.
«Это была хорошая зацепка в свете идиотской информации об их запрете. Государство лезет не только в наш карман, но и в трусы. Оно решает за нас, что надевать, каким образом вести свою личную жизнь, где стоять, что говорить и что думать. Оно пытается снять с нас последнюю рубаху и оставить без трусов», — объяснила Валерия Ибраева месседж перфоманса.
Когда после объяснений, допросов, поиска вещдоков в виде трусов участников привезли из РОВД в суд, Ибраева увидела там знакомые лица художников, журналистов, правозащитников: «Они пришли поддержать нас. Это было очень важно — увидеть человеческие лица после трех часов созерцания невообразимого количества неподвижных каменных истуканов. Как и услышать слова солидарности международного художественного сообщества. Солидарность — это вообще очень важно».