Автор: Тимур ВАЛИЕВ
12.08.2011
Недавно назначенный глава Агентства по делам госслужбы (АГС) Алихан Байменов рьяно взялся за вверенный ему «участок» работы. Лланами по очередным глобальным реформам г‑н Байменов в первую очередь, как и положено публичному политику, решил поделиться с прессой.
Итак, госслужбу ждут новые кардинальные изменения. Претензий к чиновникам в обществе уже давно накопилось великое множество, и глава агентства не стал обелять «чиновничий мундир», признав — претензии обоснованные. Больше того — если десять лет назад Казахстан признавали лидером в области реформ на госслужбе, то сейчас наметился четкий и планомерный откат назад.
- Постепенно борьба старого и нового, прогрессивного и консервативного, давление определенное, видимо, на агентство, привело к тому, что постепенно агентство начало сдавать позиции в отстаивании меритократии, принципов меритократии, — рассуждал
Закономерно, по его мнению, то, что сегодня общество не стремится доверять системе отбора кадров на госслужбу. Потому что «во многих случаях результаты конкурсного отбора заранее определяются руководителем госоргана, и граждане, и госслужащие, понимая это, теряют интерес к этой системе». Больше того —
Алихан Байменов намерен в корне изменить ситуацию. Для новых госслужащих будут введены совершенно новые критерии, к желающим работать на госслужбе будут предъявляться повышенные требования. К примеру, им придется не только сдавать тесты на знание законодательства, но и писать специальное эссе — поскольку «не секрет, что на госслужбе иногда мы встречаемся с людьми, которые не могут даже написать заявление на отпуск, не говоря уже о других серьезных вещах». Помимо этого будут введены и психометрические тесты.
Но при этом карьеру госслужащего, обещает Байменов, будет легче выстроить — конечно, лишь тем, кто пройдет все этапы конкурсного отбора и в дальнейшем будет демонстрировать высокую эффективность работы. То есть оценка труда чиновника будет напрямую влиять на его карьерный рост и даже оплату труда: чем лучше работаешь — тем больше получаешь. Повысятся и гарантии работы: глава агентства намерен поставить заслон постоянным переводам и сменам команды при новом назначении первого руководителя.
- На сегодняшний день от 60 до 70 процентов назначений осуществляются в порядке перевода. Это означает, что, по сути, административные госслужащие осуществляют повышение по госслужбе политическим методом. То, чего мы избегали и от чего хотели избавиться в 1999 году, — констатировал Байменов. — До сих пор имеются факты высокой сменяемости кадров госслужбы при смене министров и акимов. Пресловутый принцип команды, о котором неоднократно говорил глава государства, как в негативном смысле, продолжает иметь место. Многих госслужащих с приходом нового руководителя заставляют писать заявление на увольнение по собственному желанию. Мы ставим задачу впредь, что при смене политического назначенца агентство будет тщательно контролировать процесс увольнений и назначений. Каждый случай такого увольнения должен рассматриваться агентством как чрезвычайная ситуация, и вообще агентство должно стать по большому счету омбудсменом меритократии, омбудсменом профессионализма на государственной службе.
Теперь агентство будет контролировать каждый перевод чиновника из одного ведомства в другое. Уже подписан соответствующий приказ об изменениях в послужном списке госслужащих, который прилагается к заявлениям о переводе. В него должны включаться дополнительные пункты — оценка работы госслужащего на прежнем месте работы по шести критериям.
Сама система госслужбы будет разделена на три корпуса. Сегодня «дележка» такова — политические и административные госслужащие. Политических предлагается оставить отдельно — это исключительно первые лица госорганов. А административных служащих планируется разделить на два корпуса — «А» и «Б». В корпус «А» войдут чиновники, «определяющие стратегические направления развития», или, проще говоря, управленцы. Их уровень — ответственные секретари министерств и ведомств, акимы городов и районов, возможно, руководители департаментов. На эту категорию госслужащих возлагается обеспечение преемственности в работе госорганов. При этом количество госслужащих корпуса «А» вместе с политическими госслужащими будет лишь немногим больше одного процента от общего числа чиновников. Ну а в корпус «Б» войдут все остальные.
Одновременно Байменов намерен работать над внедрением в госорганах корпоративной культуры, которая поможет чиновникам установить хорошие взаимоотношения в коллективе. Тем более что сегодня «в госорганах есть такая закономерность: в коллективах работает 30—40 процентов пахарей, которые тащат все, но они, как правило, мало уделяют внимания налаживанию вертикальных коммуникаций, то есть отношениям с начальством». Между тем, убежден Байменов, именно «создание условий для своего коллеги должно быть приоритетным в коллективе, при этом руководитель должен создавать наилучшие условия для деятельности своих подчиненных».
В общем, планов у нового главы агентства — громадье. Остался невыясненным лишь один вопрос: насколько удастся воплотить эти планы в жизнь и приживутся ли они среди самих чиновников?
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
View article:
Чиновничество застыло в ожидании реформ