Трагедия в селе Кокпекты Карагандинской области стала центральной темой на последнем заседании правительства Серика Ахметова в этот вторник. Уже бывший премьер-министр начал его с выражения соболезнований погибшим и «разбора» потопов.
Министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко докладывал о случившемся сухо, по-военному: «В 18.30 30 марта поступила информация о том, что идет перелив и резкое наполнение водохранилища. С учетом возникшей угрозы было организовано оповещение жителей села Кокпекты. Была организована эвакуация домов, расположенных вдоль русла реки. В целях оперативного реагирования на сложившуюся обстановку в 20.00 был развернут и приступил к работе областной оперативный штаб. В 01.30 31 марта объем поступающей воды превысил все возможности по ее сбросу. В 01.30 плотина была разрушена».
Министр рассказал, что за медицинской помощью обратилось 26 человек, 6 человек из них госпитализировано, в основном с диагнозом «переохлаждение» и «нервный стресс». Есть и погибшие: «При проведении аварийно-спасательных работ были обнаружены тела 5 погибших человек: гражданин Ногаев, 1924 года рождения, гражданка Нагибина, 1926 года рождения, Ромашенко, 1942 года рождения, Ногаева, 1963 года рождения, и молодой человек — Скибицкий, 1979 года рождения».
Министр окружающей среды и водных ресурсов Нурлан Каппаров доложил, что его ведомство осуществляет контроль за ситуацией на водохранилищах. Однако не на всех. Те объекты, которые находятся в частной собственности, контролировать чиновники не могут.«В данном случае Кокпектинское водохранилище находилось в частной собственности. У нас там, понятно, не было нашего контроля», — сказал он.
Фактически, по данным министерства, из 465 водоемов страны лишь 75 находятся в республиканской собственности. Все остальные — частная территория. Но, заверил Каппаров, ситуация может измениться: «В настоящее время в сенате находится закон «О гражданской защите», и этим законом мы предусмотрели норму, которая будет позволять Министерству окружающей среды и водных ресурсов контролировать любые водные сооружения независимо от форм собственности».
Глава МЧС же предупредил: в двух регионах страны паводковая ситуация требует особого внимания — в Акмолинской и Карагандинской областях. «Началось активное таяние и сток воды практически по всей территории двух областей, и идет подтопление по ряду населенных пунктов, — сказал Божко. — Все силы задействованы, акиматы трех областей — Северо-Казахстанской, Акмолинской и Карагандинской — работают в круглосуточном режиме, стараемся оказывать всем пострадавшим гражданам помощь».
Серик Ахметов, выслушав доклады, подытожил: все должны быть наготове. «Природа, весна вносит свои коррективы. Видите, весна в ряде регионов наступила рано, идет повышение температуры, таяние снегов. Поэтому прошу акимов областей, районов, городов обратить особое внимание на паводковую ситуацию», — заявил он.
На правах главы кабмина (как выяснилось поже, уже бывшего) он также поручил МЧС и акиму Карагандинской области обеспечить ликвидацию последствий размыва дамбы, оказать необходимую помощь пострадавшим семьям. «Ни одна семья не должна остаться без внимания властей», — подчеркнул он.
Министерству окружающей среды и водных ресурсов поручено установить постоянный мониторинг за состоянием гидросооружений, и особенно — в регионах, где существует угроза паводковой ситуации. Акимам областей, Астаны и Алматы — принять дополнительные меры по защите населенных пунктов, а также продолжить разъяснительную работу среди населения по правилам поведения в случае подтопления и эвакуации. Общий контроль за работой возложен на первого заместителя премьер-министра Бакытжана Сагинтаева.