Десять семей из Усть-Каменогорска, купившие квартиры в доме, возводимом фирмой «Акай Инжиниринг» по государственной программе строительства жилья на 2008—2010 годы на принципах государственно-частного партнерства, остались без жилья и денег. Как рассказали сами покупатели, когда компания «Акай Инжиниринг» выполнила основной объем работ, городской отдел строительства через суд расторг с ней договор. Открытый конкурс на завершение стройки выиграла новая фирма — «Берел Курылыс». Вместе с победой к ней перешли права на проданные уже квартиры, но продается это жилье уже совсем другим людям.
Партнерство или «кидалово»?
Государственно-частное партнерство (а скандальная история с квартирами похоронила это идею в Усть-Каменогорске) предполагало, что значительная часть средств на строительство домов выделяется из бюджета, а квартиры потом реализуются очередникам по фиксированной цене — 64 тысячи 992 тенге за квадратный метр жилой площади. Свою долю в строительство вкладывает и подрядчик, за что получает право продать несколько квартир в этом же доме по коммерческой цене.
Стоквартирный дом №7/3 на улице Карла Маркса строился по такому принципу: 81 квартиру ТОО «Акай Инжиниринг» по договору с городским отделом строительства, заключенному в 2008 году, возводило за счет бюджета, а еще 19 квартир — на собственные средства. Десять из них фирма продала на разных стадиях готовности многоэтажки, но сдать дом в декабре 2010 года, как этого требовал договор, подрядчик не смог. По словам юриста ТОО «Акай Инжиниринг» Бибигуль Кененбаевой, сроки были сорваны по объективным причинам — грянул финансовый кризис, подорожали стройматериалы, да и погода подкачала: работу зимой парализовали сильные морозы.
- Наша компания смогла продлить срок сдачи дома до мая 2010 года, но денег на достройку нам катастрофически не хватало, — уверяет г‑жа Кененбаева. — Нужно было вложить еще 44 миллиона собственных денег и освоить 15 миллионов государственных. Недоосвоение денег из бюджета составило 4%, собственных — 24%. Нам оставалось возвести последний, десятый этаж, выполнить кровельные работы, завершить внутреннюю и внешнюю отделку, устранить недочеты.
Тем не менее заказчик — отдел строительства акимата Усть-Каменогорска — захотел расторгнуть договор, хотя сотрудники «Акай Инжиниринг», ссылаясь на форс-мажор, не раз просили чиновников разрешить достроить дом, но все напрасно. По словам Бибигуль Кененбаевой, документы по закреплению обязательств фирмы в отделе строительства не подписали, устно заверив, что дом достроит другой подрядчик, а «Акай Инжиниринг» получит свою долю после ввода жилого здания в эксплуатацию.
Неравные доли
В сентябре 2010 года по суду договор с «Акай Инжиниринг» был расторгнут, сама фирма признана недобросовестным подрядчиком. Помимо 71 млн тенге ее обязали выплатить «неустойку» в 7 млн. А недостроенный дом передали на баланс отдела строительства.
- Сумма недоделок, по данным комиссии, составила 131 миллион тенге, — утверждает пресс-секретарь акима Усть-Каменогорска Гульфариза Рамазанова. — В сентябре прошлого года отдел строительства провел открытый конкурс на завершение строительства. Победителем стало ТОО «Берел Курылыс». Эта компания выполнила все обязательства, вложив в завершение строительства собственные средства в размере 116 миллионов тенге и 15 миллионов бюджетных денег. Дом принят в эксплуатацию 24 декабря 2010 года. Отдел строительства Усть-Каменогорска согласно договору передал ТОО «Берел Курылыс» 19 квартир для их дальнейшей продажи и возврата вложенных фирмой средств.
По словам г‑жи Рамазановой, только после подписания акта ввода в эксплуатацию и передачи квартир ТОО «Берел Курылыс» выяснилось, что «Акай Инжиниринг» уже продало квартиры в строящемся доме. «Акай Инжиниринг» само не проинформировало при расторжении договора судей о том, что есть еще интересы третьих лиц — покупателей квартир. Более того, по словам Гульфаризы Рамазановой, «Акай Инжиниринг» брало с покупателей деньги без подписания с ними необходимых документов.
- Сейчас суд на 19 квартир наложил арест, судебные тяжбы идут уже восемь месяцев, — подчеркнули в пресс-службе акима Усть-Каменогорска. — Кто будет нести обязательства перед людьми, которые внесли свои деньги на покупку квартир, решит суд.
В «Акай Инжиниринг» говорят другое: у них есть доказательства того, что арест со спорных квартир уже снят каким-то странным образом и «Берел Курылыс» волен распоряжаться ими по своему усмотрению.
- Мы хотим добиться, чтобы нам вернули наши деньги или квартиры согласно вложенным в строительство долям, — говорит замдиректора ТОО «Акай Инжиниринг» по производству Михаил Побрус. — Если мы построили дом, общая стоимость которого больше 556,5 миллиона тенге, на 85%, а «Берел Курылыс» достраивал всего 15%, то на каком основании всю долю «Акай Инжиниринг» могли взять и передать другому? Мы сейчас не можем вернуть людям деньги за квартиры, потому что они все вложены в строительство этого дома.
Митингом — по лобби!
Первый круг — городской суд, кассацию и так далее «Берел Курылыс» выиграло. Сейчас «Акай Инжиниринг» вновь подало в суд. Пока фирмы судятся, люди страдают.
Как рассказала на встрече с журналистами одна из покупательниц Зарина Шаймуратова, она уже два года платит кредит за ту самую злосчастную квартиру, а живет в арендованной в экологически неблагополучном районе Усть-Каменогорска. «Мы отдали фирме «Акай Инжиниринг» 37 тысяч долларов, а сейчас в нашей квартире живут совсем другие люди!» — не скрывает эмоций г‑жа Шаймуратова.
Вторит ей Асем Маликова, еще одна «жертва обстоятельств»: «Мы уже в купленной нами квартире поставили металлическую входную дверь, но замок кто-то раскурочил. Квартира стоит теперь нараспашку. А ведь мы заплатили большие деньги, по коммерческой стоимости — 510 долларов за квадратный метр».
Антонина Чалкина вздыхает: купив квартиру в этом доме, ее семья осталась без денег и жилья. «Это рейдерство в масштабах акимата», — указывают на корень зла попавшие впросак покупатели.
Примечательно то, что обе стороны конфликта — и акимат Усть-Каменогорска, и «Акай Инжиниринг» — пытаются найти подоплеку событий в коррупционных действиях исполнительной власти.
- Мы предполагаем лоббирование интересов фирмы «Берел Курылыс» со стороны акимата города. Есть информация, что руководитель фирмы — родственник акима города Ислама Абишева, — высказывают версии юристы ТОО «Акай Инжиниринг» и настаивают на том, чтобы компетентные органы проверили тендер, где победила эта фирма.
Есть у них и вопросы по конкурсу. Почему фирма из одного источника получила такой «вкусный» объект? Откуда компания, которую прежде никто на строительном рынке Усть-Каменогорска не знал, взяла деньги на завершение стройки? Как «Берел Курылыс» могла освоить 131 млн тенге за месяц на этой многоэтажке, ведь дом был сдан уже в декабре, хотя разрешение на производство работ они получили только в ноябре?
- Похоже на то, что акимат пошел «Берел Курылыс» навстречу и подписал акт ввода в эксплуатацию фактически не завершенного дома, — намекают на связь между частниками и чиновниками сотрудники ТОО «Акай Инжиниринг».
Но в акимате Усть-Каменогорска слухи о родственных связях городского главы Ислама Абишева и руководства «Берел Курылыс» начисто отвергают. Более того, чиновники прозрачно намекают на то, что «Акай Инжиниринг» принадлежит одному из бывших замов экс-акима ВКО Адылгазы Бергенева. Последний ушел с поста акима с большим скандалом весной 2009 года, когда госслужащие избили в ресторане своего коллегу. После этого в акиматы Усть-Каменогорска и ВКО пришла совсем другая команда, и владелец фирмы «Акай Инжиниринг», возможно, пришелся не ко двору.
Вот только больше всех пострадали от этих разборок покупатели квартир. На днях суд восстановил для них сроки подачи апелляционной жалобы, и теперь они смогут обжаловать решение суда по расторжению договора между «Акай Инжиниринг» и городским отделом строительства. Им нужно, чтобы новое дело о расторжении договора рассматривалось с их участием и учетом их интересов. Только процесс этот очень долгий. «Мы готовы уже и на митинг выйти! — заявляют покупатели. — Был бы только толк от этого!»
ОТ РЕДАКЦИИ: Интересно, что думает по поводу этой истории нынешний глава области Бердыбек Сапарбаев? В то, что первое лицо ВКО не знает о проблемах со строительством по госпрограмме, верится с трудом, поэтому его молчание и позиция невмешательства говорят о многом.
Источник: Газета “Голос Республики” №36 (212) от 14 октября 2011 года