3 февраля специализированный межрайонный суд по уголовным делам Астаны приговорил к девяти годам журналиста Махамбета Абжана, обвинённого в «распространении заведомо ложной информации» и «вымогательстве». Это первый обвинительный приговор с лишением свободы журналиста в Казахстане с 2019 года.
«НЕТ ГАРАНТИЙ, ЧТО ЭТО НЕ ПРОИЗОЙДЁТ С ЛЮБЫМ ИЗ НАС»
«…Путём поглощения менее строго наказания более строгим окончательно назначить Абжану девять лет лишения свободы, признать в действиях опасный рецидив преступления. Отбывание лишения свободы назначить в учреждении уголовно-исполнительной системы чрезвычайной безопасности», — зачитала приговор судья Айжан Кульбаева.
После оглашения назначенного наказания присутствовавшие в зале скандировали в адрес судьи: «Позор!» Под такой аккомпанемент судья покинула зал. Как сообщается, она так и не вернулась, чтобы зачитать приговор полностью.
Махамбета Абжана увели в наручниках. Его близкие, присутствовавшие в зале суда, плакали.
— Что теперь будет с нами? Что теперь будет с ним? — приговаривала тётя журналиста Тогжан Абжанова.
Мать, Салия Абжанова, заявила, что будет «бороться до конца».
— Дальше некуда! Вообще, чем больше молчим, тем больше они наглеют, — сказала Салия Абжанова в комментарии журналистам после оглашения приговора.
Родственники подсудимого сообщили, что будут подавать апелляцию.
Несколько человек, пришедших в зал суда с флагом Казахстана, скандировали: «Бостандық!» (Свободу!). Один из них, активист Аскар Сембай, заявил: «Уже сейчас нужно заступаться за Махамбета. Нет гарантий, что такая ситуация, как с ним, не произойдёт с любым из нас».
Супруга Абжана Гульзира Дуйсембаева после суда рассказала, что особенно переживает за жизнь мужа в тюрьме, где наказание отбывают осуждённые за тяжкие преступления, в том числе убийство.
— Я боюсь за него, его здоровье, его жизнь. Главное, чтобы с ним там ничего не случилось, — сказала она, вытирая слезы.
В ЧЕМ ОБВИНЯЛИ ЖУРНАЛИСТА?
Согласно материалам суда, Абжан обвинялся в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 части 2 статьи 274, частью 3 статьи 274 («Распространение заведомо ложной информации»), пунктом 2 части 4 статьи 194 («Вымогательство») Уголовного кодекса.
Сотрудничавший с различными казахстанскими СМИ журналист и блогер был задержан 3 июля. 5 июля он был арестован и с тех пор находился в следственном изоляторе.
Антикоррупционная служба заявила, что он подозревается в вымогательстве в особо крупном размере «у предпринимателей под угрозой распространения в СМИ порочащих сведений». В заявлении ведомства говорилось, что сотрудники поймали Абжана «с поличным» — при получении 50 миллионов тенге наличными от местного предпринимателя в обмен на отказ публиковать компрометирующие материалы.
Абжан через адвоката отверг обвинения.
Незадолго до задержания в июле журналист публиковал в своём telegram-канале посты о предполагаемых активах племянника президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева — Каныша Избастина. Речь, в частности, шла о фермах по майнингу криптовалюты.
Судебное разбирательство началось 6 января. Заседания проходили в закрытом режиме. Такое решение суд принял, сославшись на то, что «число подписчиков блогера в его telegram-канале (11,5 тысячи. — Ред.) может угрожать интересам безопасности потерпевшего». Им был признан 46-летний бизнесмен Рашит Махат. По сообщениям СМИ, он позиционирует себя как частный инвестор, в том числе в криптовалюту.
Казахстанский фонд по защите свободы слова «Адил соз» отмечал, что суд не разъяснил, каким образом число подписчиков могло угрожать безопасности потерпевшего.
«Если согласиться с указанной логикой суда, тогда все без исключения судебные процессы в отношении всех журналистов и иных публичных лиц в дальнейшем будут проходить в закрытом режиме, поскольку у любого журналиста имеется большая аудитория, включающая зрителей, слушателей или читателей СМИ, в котором журналист публикуется, а также подписчиков его личных аккаунтов в социальных сетях», — заявила глава фонда «Адил соз» Карлыгаш Джаманкулова.
В фонде подчеркнули, что открытое судебное разбирательство призвано продемонстрировать обществу справедливость правосудия, а закрытые процессы в отношении публичных лиц вызывают сомнения в обоснованности обвинения, а также в справедливости и объективности судебного разбирательства.
На одном из заседаний защита Абжана заявляла отвод судье Кульбаевой, обвиняя её в предвзятости. Причиной, в частности, стал отказ суда допрашивать потерпевшего. Ходатайство было отклонено как необоснованное.
Ранее, в ходе предварительных слушаний, подсудимый и его адвокат заявляли о давлении. В частности, они сообщали о применении «недозволенных методов» со стороны начальника конвоя, который доставлял Абжана в зал суда.
Журналист также утверждал, что сотрудники антикоррупционной службы угрожают его жене и родственникам. Суд поручил прокуратуре провести проверку. О её результатах не сообщается.
Жена Абжана Гульзира Дуйсембаева после оглашения приговора в комментарии Азаттыку утверждала, что давление действительно оказывали.
—Были угрозы, что меня привлекут к этому делу, и маму [Махамбета], и брата, — сообщила Дуйсембаева.
РЕАКЦИИ
В 2017 году Махамбет Абжан был приговорён к трём с половиной годам лишения свободы на суде, в рамках которого он обвинялся в «мошенничестве в крупном размере». Он освободился в 2019 году условно и досрочно.
В день оглашения приговора, 3 февраля, антикоррупционная служба сообщила, что судимость Абжана «по факту мошенничества не погашена».
После его задержания в 2022 году Международная неправительственная организация «Комитет по защите журналистов» выражала обеспокоенность, заявляя, что «критически настроенный репортёр» ранее уже «подвергался преследованию со стороны полиции и уголовному расследованию в связи со своей работой».
Перед оглашением приговора 3 февраля, на прениях, прокурор Кожахметова запросила для журналиста 11 лет.
Но и назначенные девять лет, по мнению прессозащитников, — крайне суровое наказание.
Диана Окремова, директор общественного фонда «Правовой медиа-центр», занимающегося прессозащитной деятельностью, в комментарии Азаттыку заявила, что это дело и приговор «будут создавать атмосферу страха».
— Это действительно шок, потому что, на мой взгляд, слишком большой срок. А когда ещё речь идет о журналисте, то, конечно, это вызывает тревогу. Подобные дела должны проходить более открыто, чтобы общество понимало происходящее и давало оценку, — заявила Окремова.
Это первый с 2019 года приговор, связанный с лишением свободы журналиста в Казахстане. Тогда редактор газеты «Сарыагаш-Инфо» Амангельды Батырбеков был приговорён к 27 месяцам лишения свободы по обвинению в «клевете» и «оскорблении». В январе 2020 года его отпустили из зала суда, оправдали и принесли извинения. Позднее чиновник, обвинивший журналиста в клевете, сам оказался под следствием.
Казахстанский журналист и правозащитник Сергей Дуванов говорит, что подобный приговор был прогнозируемым, поскольку человек «был неугоден власти».
— Это общая практика последних 30 лет действует и сейчас. Журналисты подпадают под молот правосудия по политическим основаниям. Везде, где есть суровые наказания, там присутствует политика. Здесь ничего нового. И методы старые, — считает Сергей Дуванов.
Источник: Азаттык