Как пишет немецкий журнал Der Spiegel, случилось то, чего так сильно боялись многие политики и экономисты: к власти в Афинах пришли люди, которые требуют прекратить курс жесткой экономии, списать греческий долг и ввести многочисленные и дорогостоящие послабления для среднего класса — и это при пустой казне.
Коалиция радикальных левых СИРИЗА одержала победу на парламентских выборах в Греции. Новым греческим премьером стал ее харизматичный лидер Алексис Ципрас. Обозреватель Der Spiege Флориан Дикманн проанализировал три возможных сценария, по которым может пойти ситуация в Греции, пишет Inopressa.
Первый сценарий: план Ципраса будет реализован. В прошлом году из Греции начали приходить хорошие новости: впервые более чем за шесть последних лет греческая экономика начала расти, говорится в статье. Прогнозы на 2015 год обещают увеличение роста. Согласно этому оптимистичному сценарию, новому правительству удастся упростить госуправление и изменить налогообложение таким образом, что богатые греки будут больше вовлечены в финансирование государства и поступления в бюджет существенно увеличатся. Все это даст Ципрасу возможность выполнить хотя бы самые важные из его социальных обещаний. “Но, как только в кошельках у самых бедных греков появятся деньги, они сразу начнут тратить их”, — прогнозирует Дикманн. Это простимулирует экономическую активность внутри страны и приведет к дальнейшему росту.
Тем не менее, этот оптимистичный сценарий — самый маловероятный, отмечает издание. Главный экономист Berenberg Bank Хольгер Шмидинг объясняет это двумя негативными факторами в греческой экономике: во-первых, с ноября поступления в казну начали сокращаться, что, по сообщениям СМИ, стало причиной появления дыры в бюджете Греции на 2015 год в размере 2,3 млрд евро; во-вторых, вкладчики массово снимают деньги со счетов — только за первый неполный месяц 2015 года они забрали из банков более 5 млрд евро. В результате вместо инвестиционного бума Греция переживает бегство капитала, что превращает все прогнозы в макулатуру, говорится в статье.
Второй сценарий — наихудший из всех. Несмотря на отсутствие денег в казне и бегство капитала, новое греческое правительство начнет проводить свою программу: в стране возрастет число чиновников, будут приняты налоговые послабления, увеличится соцподдержка. Кредиторы при этом останутся непреклонны и не пойдут на списание греческого долга. Очень скоро, прогнозирует автор, Греция окажется неплатежеспособной и не сможет платить по долгам. В ответ на это ЕЦБ прекратит финансировать греческие банки, и Греции придется отказаться от евро и вернуться к драхме. Таким образом, наступит Grexit.
Последствия для Греции будут катастрофичны: в стране стремительно возрастет нищета, и большей части греков придется буквально бороться за свое существование. Затрясет и остальные страны еврозоны, в особенности кризисные государства вроде Италии или Испании, которым из-за потрясений в их банковских сферах можно будет распрощаться с надеждой на экономический рост. Аналитик Шмидинг оценивает вероятность наступления подобного сценария в 30%. Куда более вероятным (50%), по его мнению, является третий сценарий.
Третий вариант, как говорится далее, можно назвать “ситуация ни то ни се будет продолжаться и дальше”. Иными словами, в Греции не будет ни официального списания долгов и конца курса экономии, ни выхода из еврозоны. Решающее значение в этом случае может сыграть то, что и Ципрас, и его партнеры в Европе захотят предотвратить Grexit и его катастрофические последствия.
Стороны постараются найти компромисс, который бы позволил каждой из них сохранить лицо: кредиторы, к примеру, могли бы согласиться на дополнительные послабления в вопросе греческого долга (отсрочки, увеличение срока кредита, снижение процентов) и одновременно с этим во всеуслышание заявить, что это никакое не списание долга. Греческое правительство, в свою очередь, могло бы “продать” своему населению эти послабления в качестве списания долгов. Для подобного решения необходимы длительные и тяжелые переговоры, говорится в статье, и министры финансов стран ЕС могут предоставить это время, продлив нынешнюю программу помощи Греции до середины года.
Однако у этого — самого вероятного — сценария есть одна проблема: премьер Ципрас, скорее всего, сохранит лицо, но какого-либо улучшения благосостояния греков не произойдет. Социальные потрясения прошлых лет продолжатся, безработица останется на высоком уровне, еще больше жителей страны погрузятся в нищету. В результате многие нынешние избиратели Ципраса не простят ему этого, и очень скоро он окажется в том же положении, в котором в воскресенье оказался проигравший выборы предшественник Ципраса Антонис Самарас, заключает обозреватель.