Цветы погибшим и горечь живых

В честь два­дца­ти­лет­не­го юби­лея неза­ви­си­мо­сти Казах­ста­на акти­ви­сты обще­ствен­ных дви­же­ний и объ­еди­не­ний вышли на пло­щадь Рес­пуб­ли­ки. Там они почти­ли память погиб­ших 1986 года, воз­ло­жив цве­ты к сте­ле Неза­ви­си­мо­сти. Но сво­бо­да, за кото­рую тогда они боро­лись, совсем не то, что име­ет казах­стан­ский народ спу­стя два десят­ка лет, с горе­чью гово­ри­ли пришедшие.

Автор: Ксе­ния БОНДАЛ

Как было заяв­ле­но ран­нее, про­явить граж­дан­скую актив­ность в этот день реши­ли акти­ви­сты Соци­а­ли­сти­че­ско­го дви­же­ния Казах­ста­на и «Бер­ку­та» (постра­дав­шие от неспра­вед­ли­вых реше­ний судов), обще­ствен­но­го объ­еди­не­ния «Оста­вим наро­ду жилье» и ини­ци­а­тив­ная груп­па высе­ля­е­мых бой­цов-пен­си­не­ров спец­от­ря­да «Сун­кар».

Собрав­шись у Наци­о­наль­ной биб­лио­те­ки, пер­вое, что ста­ли делать почти 50 чело­век, это обо­зна­чи­ли свое един­ство, повя­зав друг дру­гу крас­но-белые ленточки.

Белый цвет, по их сло­вам, озна­чал чисто­ту помыс­лов тех, кто в этот день решил прий­ти на пло­щадь Рес­пуб­ли­ки. А крас­ная часть лен­точ­ки сим­во­ли­зи­ро­ва­ла кровь отцов и бра­тьев, кото­рую они про­ли­ли там в 1986 году, доби­ва­ясь для сво­е­го наро­да независимости.

После того как лен­точ­ки заня­ли свои места на руках и шеях акти­ви­стов, каж­дый из них взял по крас­но-белой розе. Их-то они и реши­ли отне­сти к сте­ле Независимости.

Дви­нув­шись колон­ной к месту встре­чи с еще четырь­мя десят­ка­ми сво­их сорат­ни­ков, акти­ви­сты при­вле­ка­ли вни­ма­ние прохожих.

Подой­дя к сте­ле Неза­ви­си­мо­сти, каж­дый поло­жил цве­ток у сим­во­ла суве­рен­но­сти Казах­ста­на в пол­ной тишине. Но этим дело не закончилось.

По казах­ским обы­ча­ям, над тра­ди­ци­он­ны­ми лепеш­ка­ми про­чли молит­ву в память о погиб­ших 1986 года. Каж­дый, кто был на пло­ща­ди в тот момент, отло­мил кусок шел­пе­ка и помя­нул души усопших.

В раз­го­во­ре с нашим кор­ре­спон­ден­том акти­вист­ка объ­еди­не­ния «Оста­вим наро­ду жилье» Лари­са Бояр с сожа­ле­ни­ем сказала:

- У людей, кото­рые при­шли сюда (на пло­щадь Рес­пуб­ли­ки — авт.) в 1986 году, идея неза­ви­си­мо­сти стра­ны не была похо­жа на ту, кото­рая есть сей­час. По про­ше­ствии 20 лет мы долж­ны пря­мо ска­зать, не боясь, что про­стые казах­стан­цы зави­сят от мно­гих фак­то­ров: от чинов­ни­ков, от сво­ей вла­сти, от ино­стран­но­го капи­та­ла. А те люди 20 лет назад совсем не это­го добивались.

Ее под­дер­жа­ла дру­гая акти­вист­ка ОНЖ.

- Одно­му из наших ребят на рабо­те пря­мо ска­за­ли, что если он сего­дня при­дет на пло­щадь, то его уво­лят. Как так? Чело­век ведь про­сто хотел почтить здесь память усоп­ших, — заяви­ла она.

…С пло­ща­ди про­стые казах­стан­цы ухо­ди­ли друг за дру­гом, на про­ща­ние поздрав­ляя друг дру­га с празд­ни­ком. Неко­то­рые с Днем неза­ви­си­мо­сти Казах­ста­на, а дру­гие, с сар­каз­мом, с два­дца­ти­ле­ти­ем зави­си­мо­сти наро­да от тех, у кого в руках власть.

More:
Цве­ты погиб­шим и горечь живых

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица